Повседневность Кавказской туземной конной дивизии отличалась своеобразием. В Кавказской конной дивизии рядовых называли не "нижними чинами", как-то было принято в российской армии, а "всадниками". Так как в горской культуре общения не было обращения на "вы", то к своим офицерам, генералам, и даже к командиру дивизии великому князю Михаилу Александровичу, всадники обращались на "ты", что нисколько не умаляло дистанции между ними и авторитета командного состава в глазах кавказцев и никак не отражалось на соблюдении ими воинской дисциплины.
"Отношения между офицерами и всадниками сильно отличались от таковых в регулярных частях, - вспоминал офицер Ингушского полка Анатолий Марков. - В горцах не было никакого раболепства перед офицерами, они всегда сохраняли собственное достоинство и отнюдь не считали своих офицеров за господ - тем более за высшую расу".
Подчеркивает это и в очерке "Кавказская Туземная конная Дивизия" офицер Кабардинского конного полка Алексей Арсеньев: "Отношения между офицерами и всадниками носили характер совершенно отличный от отношений в полках регулярной конницы, о чем молодые офицеры наставлялась старыми. Например - вестовой, едущий за офицером, иногда начинал петь молитвы или заводил с ним разговоры. В общем, уклад был патриархально-семейный, основанный на взаимном уважении, что отнюдь не мешало дисциплине; брани - вообще не было места... Офицер, не относящийся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, терял в их глазах всякий авторитет. Таковых, впрочем, в дивизии не было".
Всадник – горец всегда был полон чувства собственного достоинства, он был абсолютно лишен раболепства и угодничества. Выше чинов и званий ценились личная храбрость и верность. Принципы взаимоотношений, характерные для кавказской культуры, полностью воспроизводились в кавказских полках. При распределении пространства почётные места в полковых офицерских собраниях занимали не высшие чины, а уважаемые люди почтенного возраста из числа унтер-офицеров и даже рядовых всадников.
Это - не Дикая дивизия, но типажи, я думаю, примерно одинаковы. Неизвестное фото из фондов Национального музея Республики Адыгея.
Дивизия была поликонфессиональной, офицеры бережно относились к верованиям и обычаям друг друга. В Кабардинском полку было принято вести подсчет - сколько за столом офицерского собрания находится мусульман и сколько - христиан. Если было больше мусульман, то все присутствующие оставались, по мусульманскому обычаю, в папахах, если же было больше христиан — папахи было принято снимать.
О том, почему мусульмане дивизии не носили георгиевские кресты - в следующем посте))
Вот это идеал, для современной русской армии и межнациональных отношений!
дед Ермошка, если вы ратуете за современную русскую армию, то туземные полки в лице кадыровцев вы уже получили. А если говорите о современной россиской армии, то да взаимоуважения в ней не хватает.