В представлениях горцев бурка осмыслялась как Дом и Кров. В описании похода кабардинских партизан в годы гражданской войны в сборнике «Кабардинский фольклор» говорится, что отряд «разместился по домам» - под бурками.
Если люди ведут диалог на разостланной бурке, получают приглашение присесть на бурку – это знак того, что партнеры в диалоге равны.
Юрий Ботяков считает, что бурка в традиционных представлениях народов Кавказа осмысливалась еще и как территория вообще.
У кабардинцев есть такое выражение «разостлать бурку и высыпать на нее порох» - это значит решимость героев стоять насмерть, защищая родную землю.
В нартском эпосе абхазов есть такой сюжет. Один из героев пришел простить руки любимой девушки у ее братьев, нартов. «Встал он со скамьи, - говорится в тексте, - расстелил на земле бурку и сел. Не понравилось это нартам». Расстелить бурку на чужом дворе, сесть на нее – это значит заявить о претензиях на чужую территорию.
У Юрия Ботякова есть такое тонкое наблюдение: «Бурка соотносится с территорией, она обладает неким свойством определять пространство как таковое. Бурка адекватна представлениям о «своей территории», «родной земле», которая может быть какой угодно – от крошечного участка земли до просторов среднего течения Кубани. Этим свойством обладает и бычья шкура. В местных преданиях существует бродячий сюжет, согласно которому правитель выделяет новопоселенцам столько земли, сколько будет накрыто бычьей шкурой.
Развернув на земле бурку, горец оказывался на своей территории; свернув бурку и приторочив ее к седлу, он имел за своей спиной свернутое пространство, которое он мог развернуть, где сочтет нужным».
Развернув за земле бурку, горец оказывался на своей территории
Продолжение следует)
TEDE, да нет, это не черный юмор - чтобы увеличить количество земли, шкуру нарезали на тонкие ремешки и ими ограничивали территорию своего проживания)))
В нартском эпосе абхазов есть такой сюжет. Один из героев пришел простить руки любимой девушки у ее братьев, нартов. «Встал он со скамьи, - говорится в тексте, - расстелил на земле бурку и сел.
Вот этого не могло быть.