Изучая биографию одного из самых противоречивых фигур в истории Дагестана и Северного Кавказа, Нажмуддина Гоцинского, председателя Горского духовного управления Союза горцев Кавказа, мне показалось, что начало его пути сходно с биографией не менее неоднозначного и мощного политика – первого президента Чечни Ахмат-Хаджи Кадырова. До какого-то момента их биографии выглядят очень похожими, но есть ключевая точка расхождения, начиная с которой их пути оказываются диаметрально противоположными и тем более интересными для сравнения.
Нажмуддин Гоцинский родился в 1859 (некоторые историки считают что в 1862 или 1865) году в высокогорном аварском селе Гоцо.
Представитель одного из знатных родов Аварии, сын влиятельного в Дагестане человека, служившего на русской службе и удостоенного перстня с рубином и бриллиантами «за отлично усердную службу и преданность правительству» от самого императора Александра III, Нажмуддин получил серьезное религиозное образование - окончив медресе, стал служить «всадником» у начальника Дагестанской области князя Чавчавадзе, а затем наибом в Аварском округе.
После смерти отца Нажмуддин, как единственный продолжатель рода Гоцинских, стал очень богатым человеком – недвижимость, скот, пастбища делали его одним из влиятельных и заметных людей Дагестана.
Ахмат Абдулхамидович Кадыров родился в 1951 году. Подобно многим чеченцам своего поколения, будущий президент Чечни родился не на родине, а в Караганде, куда его семья была выслана во время депортации. Но уже в 1957 году семья Кадыровых вернулась в родное село Центорой.
Закончив школу, Ахмат несколько лет провел на заработках в Сибири, а потом поступил в строительный институт в Новосибирске. Но в институте не доучился, выбрал изучение Ислама в Бухаре - здесь он, единственный из чеченцев того времени, закончил знаменитое медресе Мир-Араб (по словам самого Кадырова, он за два года освоил семилетний курс, поскольку многое знал с детства - с пяти лет читал Коран, сказалось и то, что в семье были хорошо образованные в Исламе люди), потом учился в Исламском институте в Ташкенте.
И на Кадырова, и на Гоцинского повлияло знакомство с жизнью мусульман за пределами родины. Гоцинский в 1903 году ездил в Турцию, ко двору султана Абдул Хамида II, здесь он встречался с султаном и говорил с ним о жизни мусульман на Кавказе. Вернувшись в Дагестан, Гоцинский стал преподавать в мектебе (духовных школах) Аварского округа. Хаджи Мурад Доного, современный ведущий специалист по истории Дагестана, в своих исследованиях приводит высказывания Гоцинского об этом периоде его жизни: «Я обучался, насколько хватало моих сил, светским и духовным наукам и обучал этому многих алимов. В этом была моя цель – принести пользу мусульманской нации и предохранить шариат от унижения. Я не брал денег, сделавшись кадием или учителем».
Ахмат Кадыров учился в Иордании, на шариатском факультете Иорданского университета. Но ранее, закончив Институт в Ташкенте, Ахмат Кадыров вернулся на родину, открыл в селе Курчалой Шалинского района первый Исламский институт на Северном Кавказе, возглавил его и стал преподавать.
Влияние Гоцинского c течением времени стало расти – он был одним из кандидатов от Дагестанской области в депутаты на выборах в I Государственную Думу, однако в Дагестане выборы в Думу не состоялись. Нередко как знаток шариата Гоцинский занимался разрешением конфликтов между жителями Аварского и Андийского округов и Чечни – в начале 1917 года обострились их отношения из-за земли, передвижения населения Нагорного Дагестана по территории Чечни с целью приобретения хлеба и т.д.
Ахмат Кадыров тоже быстро приобретает у земляков репутацию грамотного священнослужителя и вскоре становится заместителем тогдашнего муфтия республики Саид-Ахмеда Алсабекова.
Одна из первых акций Нажмуддина Гоцинского – общее руководство «антиписарским движением» - движением против попыток русифицировать делопроизводство в сельских обществах Дагестана. Горцы встретили эту реформу враждебно. Кадии и муллы, как пишет историк Доного, убедили людей, что вслед за этой реформой последуют и другие новшества – введение воинской повинности, упразднение горских судов и адатов, всеобщая перепись для увеличения налогов, а также предупреждали об опасноти гонений на ислам. Волна выступлений против реформы делопроизводства, которая прошла во многих округах Дагестана и которыми руководил Гоцинский, 13 марта 1914 года достигла своего апогея в Темир-Хан-Шуре. Сюда подошла почти 6 тысячная толпа восставших, и здесь же она была остановлена войсками во главе с губернатором. К вечеру горцы были оттеснены, а к утру рассеяны. Власти отказались от проведения реформы.
Продолжение следует…
Фото Гоцинского с сайта - http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=22&art=263