Сегодня Ибрагим Яганов, легендарный современный конезаводчик КБР, основавший на месте своего родного села хозяйство «Гуэрэн», организует конные переходы, через которые культивирует красоту, стиль и романтику традиционной всаднической культуры горцев. Но конные переходы организовывались и ранее, в 1930-е гг.
Пробег сам по себе не только зрелище – это общепризнанный метод оценки работоспособности кабардинских лошадей.
Зимой 1935-1936 гг. был организован конный пробег вокруг Главного Кавказского хребта по очень трудному и сложному маршруту: Пятигорск - Черкесск - Теберда - Клухорский и Сурамский перевалы - Сухуми - Тбилиси - Баку - Махачкала - Грозный - Владикавказ - Нальчик - Пятигорск. Протяженность пути в 3000 километров всадники преодолели за 47 ходовых дней, т. е. в среднем 64 километра в сутки, а в отдельные дни преодолевали 120км.
В СССР было многое сделано для развития кабардинского коневодства, особенно в 1950-1970- ее гг. - расширен племенной фонд кабардинской породы, она была качественно улучшена, созданы конные заводы, государственные племенные рассадники и крупные коневодческие фермы в колхозах.
В конце 80-х гг. возрождается проведение конных пробегов. Так, в ноябре 1989 г. в конном пробеге, проведенном по территории КБР, приняли участие Малкинский конезавод, колхозы «Трудовой горец», «Герменчик», «Чегем», «Малка», совхозы «Кенже» и «Кабардинский». Пробег проведен на дистанции 80 километров вдоль дороги Нальчик - Пятигорск в два этапа по 40 километров с 30-минутным отдыхом. Указанное расстояние пройдено за 4 часа 47 минут.
Как бы мы критически не относились к плановой экономике СССР, но и она порождала мощных хозяйственников, личностей, на энтузиазме которых держалось многое. Люди до сих пор с уважением вспоминают руководителей и специалистов советских коневодческих хозяйств Яхтанигова - колхоз «Трудовой горец» и Бербекова - ЗАО «Шэджэм».
В 60-х гг. прошлого века произошло одно интересное событие – Нальчик чуть не лишился своего ипподрома. Городские власти попытались решить жилищную проблему за счет территории Республиканского ипподрома. Ипподром сохранился благодаря тем самым партийцам из советской номенклатуры, за которыми было последнее слово – М.Х. Хачетлов, в то время министр сельского хозяйства, и Тимбора Мальбахов, первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС, сохранили ипподром не просто как архитектурное сооружение, а центр коневодства.
Невозможно не сказать о еще одном конном переходе, организованном летом 1994 г. (25.05.94 - 06.07.94). 1990-е, как известно, это время бурного подъема интереса к историческому прошлому, актуализация известных сюжетов и их новое прочтение.
Проблематика Кавказской войны в 1990 годы лидировала не только в региональной публицистике и исследованиях ученых – в 1994 году, в годовщину 130-летия окончания войны был организован конный переход Нальчик – Амман. Переход неслучайно связал два пункта – Нальчик как один из эпицентров возрождения черкесской культуры в 1990-е годы и Амман, столицу Иордании, основанную черкесами, столицу страны, в которой черкесские элиты вплоть до сегодняшнего дня сохраняют свое влияние как политический и военный класс.
Финиш конного перехода в Аммане в 1994 году. В конном переходе принял участие иорданский принц Али (на фото - второй слева) , покровительствующий черкесской культуре в Иордании
Исторический конный переход был начат по маршруту Нальчик - Сочи на автомашинах, Сочи - Самсун на пароме. 31 мая всадники двинулись по трудным дорогам Турции. Дорога была трудной, долгой и утомительной - сорокаградусная жара стала настоящим испытанием. Путь из портового турецкого города Самсуна до пограничного сирийского города Латакия (1250 км) всадники преодолели за двое суток. Оставшийся путь (1000 км) по Сирии и Иордании всадники прошли за 11 суток.
Если в известном конном пробеге зимой 1935-1936 гг. вокруг Кавказского хребта кабардинские лошади прошли тяжелые испытания в суровых морозных условиях, то летом 1994 г. они успешно выдержали не менее суровые испытания на каменистых дорогах в условиях сорокаградусной жары
Лошади кабарлинской породы в этом конном переходе продемонстрировали свои лучшие качества, почти утраченные во второй половине ХХ века.
Сегодня лошади уже вытеснены из сельского хозяйства, Кавказ сдает свои позиции и в коневодстве, и в конном спорте. Перестройка оказалась роковой для многих коневодческих хозяйств и всей отрасли коневодства КБР.
В 1990-х годах племенные коневодческие хозяйства республики, включая флагмана отрасли Малкинский конезавод, пытались возродить былую славу черкесских аргамаков, но, к сожалению, их усилия оказались безрезультатными.
Несмотря на то, что Кабардино-Балкария и сегодня относится к районам интенсивного коневодства – маленькая республика имеет два конных завода, Республиканский ипподром, Госконюшню и конно-спортивную школу, проблем настолько много, что по мнению специалистов, только господдержка способна переломит ситуацию.
На 1 января 2006 года по данным профессора, доктора сельскохозяйственных наук Ашибокова общее поголовье лошадей в Кабардино-Балкарии (всех пород) составляет 7186 голов, в том числе: в общественном секторе - 1194 гол., или 16,6 %, в индивидуальном секторе - 4878 гол., или 67,9 % и в крестьянско-фермерских хозяйствах - 1114 гол., или 15,5 %.
Практически почти 85 % общего поголовья сосредоточено в частном секторе.
О проблемах современных коневодов КБР, о скачках как социальном проекте президента Канокова, о том, поможет ли нам заграница, о том, почему породистые лошади сегодня – это привилегия богатых – в следующих постах…
фото с сайта - http://www.horseskb.ru/photo_gallery.htm
Красивое и благородное животное - лошадь. Даже Джонатан Свифт, который ненавидел все живое, неплохо относился к лошадям (лучше, чем к людям). Можно понять любовь горцев к лошадям... Хотя в Москве они больше воспринимаются как источник навоза в местах больших скоплений людей типа Красной площади.