Кавказцы-мусульмане в современной российской армии. Как сделать проблему ресурсом?

12 июня 2011, 20:58

В Советской армии, куда в отличие от армии Российской империи, призывали всех,  кавказцы тоже выделялись в общей армии военнослужащих. Солдат-кавказцев в СА некоторые современные эксперты, например, Александр Храмчихин, называют «представителями проблемных национальностей». Из-за высокой рождаемости в период Советского Союза количество кавказцев в стройбате, железнодорожных и мотострелковых войсках  росло, и к обычной дедовщине добавились еще и землячества.

 Сегодня тема призывников с Кавказа, особенно из Дагестана, как никогда  актуальна, это - одна из горячих и всегда востребованных экспертных и журналистских тем.

Если представители всей остальной России косят от армии всеми возможными способами, то для кавказских юношей служба все еще  считается важнейшим элементом мужской культуры. Меня удивил один мой знакомый, Джафар, только что защитивший на «отлично» диплом в Московской государственной юридической академии. Перед ним открываются неплохие перспективы и в Москве, и на родине, но он твердо заявил, что хочет пойти служить в ВДВ. «Армия – это занятие, достойное мужчины. Я хочу в ВДВ, потому что это элитные войска. У меня нет никаких страхов и сомнений, - сказал мне Джафар, отвечая на мой вопрос, не настораживает ли его кавказофобия, которая есть в армии, - в Москве тоже не любят кавказцев, но это не помешало мне здесь учиться».

Рождаемость в республиках Северного Кавказа гораздо выше, чем в стране, что  в совокупности с фактором восприятия службы как части того, что на Кавказе называется «быть мужчиной», приводит к постоянному увеличению  доля выходцев с Кавказа  в рядах Российской армии.   

Кавказцы, как признают даже самые скептически настроенные к ним военные эксперты, как правило, отличные солдаты, они относятся к службе серьезнее, чем сослуживцы других национальностей.

Но  если кавказцы образуют в подразделении землячество, то  подразделение очень быстро утрачивает управляемость и, соответственно, боеспособность. Впрочем, справедливости ради надо вспомнить, что несколько лет назад два контрактника-дагестанца (старшина Мухтар Сулейменов и сержант Абдула Курбанов), служившие в погранвойсках, ценой своих жизней уничтожили одного из самых знаменитых главарей чеченских боевиков Руслана Гелаева.

В последнее время в российской армии прогремело несколько конфликтов  на национальной почве. В 2009 году случился инцидент на Балтийском флоте с участием дагестанских призывников - дагестанцы выложили телами матросов слово "KAVKAZ".

Через год произошла массовая драка с участием выходцев с Кавказа в подмосковной воинской части. Аналогичный инцидент случился в Пермском крае, где 120 военнослужащих из северокавказских республик проявили неповиновение приказу. В военном городке поселка Кряж в Самарской области дагестанский дембель с земляками устроил налет на казармы разведроты. Два десятка кавказцев избили и ограбили 18 срочников. К разрешению некоторых конфликтов привлекали мусульманское духовенство.

 Число таких эпизодов можно продолжить. Дошло до того, что в марте руководитель военной прокуратуры Сергей Фридинский прямо заявил, что сегодня в казармах «наводят свои порядки национальные банды», имея в виду прежде всего солдат с Кавказа. А в апреле военный комиссар Челябинской области Николай Захаров сделал сенсационное заявление о том, что теперь в ряды российской армии для снижения межэтнической напряженности в армейской среде не будут призывать выходцев из северокавказских республик. При этом чиновник сослался на соответствующее распоряжение из Генштаба. Хотя Министерство обороны публично отмежевалось от заявлений Захарова, очевидно, что челябинский военком отразил, возможно, отзвуки того, что обсуждается наверху.  

Отрицать  межэтнические конфликты в российской армии было бы смешно. И сегодня вопрос о том, может ли стать  ли армия инструментом, формирующим у призывников с Северного Кавказа лояльность, уже давно не праздный, а кричащий.

С одной стороны, армия – это отражение того, что происходит в государстве. Призывники повторяют тот тип отношения к кавказцам, который и так уже существует – это либо откровенная кавказофобия, либо позиция «пустить все на самотек». В итоге вакуум власти заполняется земляческими сообществами, культивирующими неуставные взаимоотношения, в которых сила заменяет закон.


Как интегрировать северокавказских призывников? Как навести  порядок в казармах? Как вернуть армии ту репутацию социального лифта, которым она обладала для наших отцов в 1950-1960е?

Солдаты-мусульмане российской армии на молитве. Фото с сайта http://www.islamnews.ru/news-28372.html

Тем более, что после военной реформы 2008-го года и сокращения срока военной службы до одного года специалисты прогнозируют, что главной проблемой неуставных отношений в армии станет не дедовщина, а землячества.

 Для этого нужна трудная кропотливая и нудная работа, которая только и может преодолеть замкнутость отдельных дагестанских, кабардинских,  ингушских  или  балкарских частей. Понятно, что тема создания моноэтнических кавказских формирований отпадает сразу – она вообще поставит под сомнение институт армии как механизм, интегрирующий в единое целое жителей одной страны. Об опасности бунта в таких частях, даже дислоцированных далеко от Кавказа, тоже писалось довольно много.

 Мне кажется, возможны два одновременных направления работы  – укомплектование армии профессиональными офицерами и контрактниками, а также учет особенностей менталитета разных народов, представителям которых предстоит служить вместе. Опыт Российской империи, со всеми его издержками, но опыт, в котором учитывался прежде всего конфессиональный (а не национальный) аспект, в этом случае был бы неоценим…Кстати,  с конца 2010 года в Адыгее действует новшество - солдатам-мусульманам воинских частей, дислоцированных в Майкопе, разрешается посещать в пятницу Соборную мечеть в г. Майкопе для совершения коллективного намаза. Об этом подписана договоренность между ДУМ РА и КК и командованием этих частей.

 

12.06.2011 в 21:41nichai

У меня сын, кабардинец, служил в Самаре, в танковой части. Так у него проблемы были с дагестанцами, которых в  части было более ста человек. Пришлось ходатайствовать о его переводе в другой регион. Я считаю, что выходцев из Дагестана надо распределять по разным частям небольшими группами, не создавая  большие скопления их.

С призывниками надо вести воспитательную работу. В первую очередь в том плане, что  в армии  нет кабардинцев, балкарцев, иди дагестанцев, а  есть российские солдаты. У всех одинаковые права и обязанности. Как ни странно, этим сейчас никто совершенно не занимается. Прислали парню повестку, постригли, одели в форму и вперед.

 

12.06.2011 в 22:51turok

Как интегрировать северокавказских призывников?

A che oni inostransi chtoli chtobi ih integrirovat?Esli delo doshlo do integrasii..to ostavte ih slujit u sebya doma t.e. v svoei respublike

 

Как навести  порядок в казармах? luchshe sprosi kak navesti poryadok sredi russkogo oficerstva...riba gniet s golovi.

Как вернуть армии ту репутацию социального лифта, которым она обладала для наших отцов в 1950-1960е?

a kakaya reputasiya bila?

 

14.06.2011 в 10:35Мира
Этот перечень армейского беспредела ужасен, но у меня создалось впечатление, что только с кавказцами проблемы, а ведь это не так. И вообще, в конфликте всегда участвуют две стороны.
14.06.2011 в 10:31Мира
по-моему, сейчас наши призывники служат в Адыгее.
14.06.2011 в 10:41Мира
Специально для Джафара: не надо идти в армию. Это все романтизация. Был у меня студент-отличник, очень хороший и интеллигентный мальчик. Русский. Единственный сын. Пошел в армию сам, хотел потом служить то ли в милиции, то ли где-то еще в силовых структурах. И был где-то тут неподалеку. Что там произошло, никто так и не знает, но он погиб, а виноватых так и не нашли.