Казаки были первыми русскими, которые расселились на Северном Кавказе наиболее широко. Конечно, оговорюсь – слово казаки берем в кавычки, поскольку казачество невозможно свести к этнической общности или к сословию. Хотя к 18 веку казаки рассматривались как верные слуги империи, но не все казаки были таковыми – некоторые становились во главе восстаний, бежали в горы, создавали разбойничьи банды. Известна история казака Якова Алпатова из станицы Наурской – он дважды убегал в горы, принял ислам, собрал отряд из чеченцев и казаков, который грабил окрестные села, похищал скот и брал в плен жителей не только казачьих станиц, но и калмыков и ногайцев. В какой мере можно назвать казаком Якова Алпатова – сложно сказать…
Казачьи общины, возникшие вдоль Терека в 16 и 17 вв., представляли собой пеструю смесь беглых людей – кочующих или беглых казаков; старообрядцев; рабов, захваченных русскими, представителей народов Кавказа, бежавших от рабства, наказаний или кровной мести.
Когда терские казаки были приняты на русскую службу в 1721 году, они уже 200 лет жили в этом регионе. По маршруту Волга-Каспий-Терек казаки переселялись на Кавказ, в обоих направлениях они торговали и занимались рыболовством; на Волге также начинались все мощные казачьи повстанческие движения, распространявшиеся на всю страну.
Но Кавказ был не просто территорией, притягивавшей независимых и гордых казаков. Кавказ стал тем местом, где казаки оседали, женились на местных девушках, воевали вместе с горцами или же против них, ассимилировались под влиянием местных культур.
Иногда грань между казаками и горцами провести было невозможно. Это - казаки.
Фото из личной коллекции Самира Хотко.
В 1728 году капитан Иоган-Густав Гербер составил описание народов «вдоль западного берега Каспийского моря». Его довольно точное описание говорит о том, что грань между казаками и неказаками провести очень сложно.
Терские казаки, составлявшие гарнизон Терской крепости, состояли из донских казаков и терских татар, принявших христианство. Терские татары были мусульманами, говорили на ногайском языке, жили в шатрах, занимались не только скотоводством, но и рыболовством. Ставропольские татары говорили по-русски, являлись казаками и христианами. Гербер пишет о селении Эндери, где жили кумыки – оно было основано беглыми русскими и казаками, которые промышляли воровством, и татарами.
По мере того, как сооружались казачьи крепости, на Кавказ из внутренних районов России переселялись донские, волжские, хоперские, яицкие казаки. Казачьи полки были тем инструментом, который способствовал коммуникации разных этнических групп – они постоянно пополнялись грузинами, армянами, народами Северного Кавказа.
В Горско-Моздокском полку, Горском казачьем полку, Семейно-Кизлярском полку служили чеченцы, кабардинцы, осетины. Иногда в этих полках мусульмане становились православными. По данным 1858 года 10% казаков Кавказской военной линии были мусульманами. На казачью службу поступали государственные крестьяне-переселенцы, беглые крепостные и отставные солдаты. Поселения государственных крестьян переименовывались в казачьи станицы. Черноморское казачество на треть состояло из запорожских казаков, на треть – из добровольцев, примкнувших к ним во время русско-турецкой войны, на треть – из поляков, русских, молдаван. В течение первой половины 19 века 80 тыс. казаков были переселены на Кавказ из Украины…
На Кавказе, как видим на примере казаков, этнические границы были иногда неопределенны. Различные народы приспосабливались друг к другу через межнациональные браки, общую военную службу, взаимодействие в ходе торгового обмена, обращения в другую веру.
После завоевания Дона Россией часть донцов (некрасовцы) ушла в Черкессию и продолжила войну с империей. Некоторые некрасовские поселения сохранились среди черкесов до конца страны и оттуда уже некрасовцы были изгнаны в Османскую империю вместе с черкесами.