В Кабардино-Балкарии созданы и действуют около двадцати
национально-культурных центров некоренных народов. В их числе — осетинский
культурный центр «Ныхас». Осетины — одна из наиболее крупных диаспор
Кабардино-Балкарии. По численности они занимают четвертое место после
кабардинцев, балкарцев и русских.
Часть осетинской диаспоры компактно
проживает в селении Озрек Урванского района КБР.
Осетинская диаспора
сталкивается с проблемой утраты родного языка. Об этом и другом видеосюжет
нашего корреспондента.
Комментарии скопированы модератором интернет-СМИ "Кавказсий узел" из комментариев к сюжету из видеоблога "Кавказского узла" http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/2094
tasoev (01.01 / 21:37)
Да. К сожалению проблема утраты языка существует, наряду с другими проблемами, описанными в данном фильме. Спасибо Автору за работу, мы все должны задуматься - ведь наш язык, это основа основ. Отсутствие рабочих мест и спад экономики является следствием общего системного кризиза и каждый из нас в меру своих возможностей должен противостоять распаду, начиная, в первую очередь с самих себя, своих семей, родных. Дети должны учить Осетинский язык с детства ведь наша молодежь-это наше будущее.
Отдельное Спасибо людям, организующим Осетинские Культурные Центры во многих городах, позволяющим Осетинам, волею судьбы оторванным от Кавказа, общаться, помогать друг другу,ведь именно на основе единства, общения мы сохраним и передадим детям наши традиции, культуру, язык и здоровый генофонд .
Всем Всего Доброго В Новом Году!!!
juna (02.01 / 03:44)
Очень интересный материал, спасибо автору. К сожалению, безработица является проблемой не одного населённого пункта и не только Кабардино-Балкарии, но привлекать к этой проблеме внимание власть имущих и общественности необходимо постоянно, как говориться, капля камень точит.
kashkon (02.01 / 18:23)
Из этого фильма я узнал, что у нас в КБР живет достаточно много осетин. Что землю им подарил кабардинский князь. Наши народы всегда были дружны. И это в фильме подчеркнуто. Очень жаль, что к ветерану такое отношение, но я думаю, дело не в том, что ветеран является осетином, а в бюрократическом отношении к решению вопроса. Бюрократ он и в Африке бюрократ!
faty-iron (02.01 / 23:24)
Спасибо автору за злободневный материал.Я и не знала,что в КБР компактно проживают осетины.Рада,что в школе изучают осетинский язык и есть надежда ,что мой язык не будет называться мертвым.Хочется думать,что демографический спад носит временный характер и равнодушное отношение к ветерану-это всего лишь бюрократическая проволочка.Дай Бог,чтобы мудрость сегодняшнего дня приносила благо для завтрашнего дня!
zamir (03.01 / 11:03)
Посмотрел сюжет и подумал, почему бы президенту Южной Осетии не обратиться к осетинам, разбросанным по всему белому свету, и не призвать их вернуться в Южную Осетию, где много деревни просто опустели. Тот же Озрек можно было бы переселить туда. Ведь "дым Отечества" всегда "сладок и приятен", и где бы осетин не жил, к старости он старается вернуться на родину, чтобы быть похороненным на родной земле. Так пусть не умирать возвращаются, а жить, чтобы возродить Южную Осетию.
Valera (04.01 / 13:46)
Сюжет про осетин, проживающих на территории Кабардино-Балкарии является очень интересным и актуальным. Я например до сих пор не знал, что в КБР проживает 10 тысяч осетин .По кавказским меркам это очень много .А то, что мало кто догадывается ,что в Кабардино-Балкарии проживает столько осетин является свидетельством того ,что власти и общество стараются уделять пристальное внимание проблемам связанным с межконфессиональными и межэтническими проблемами. Осетинская диаспора в КБР плотно связана с север6ой Осетией, что позволяет успешно решать многие вопросы, связанные с сохранением культурной идентичности, языка, традиции и т.д. И эти связи как я понял, поддерживаются на государственном уровне, как со стороны Кабардино-Балкарии, так и со стороны Северной - Осетии.
Я говорил об актуальности этого сюжета она состоит в первую очередь в том, что используя опыт решения проблем связанных с осетинской диаспорой в КБР можно было бы попытаться решить и другие межэтнические проблемы, существующие на Северном Кавказе и при этом не меняя административных границ, не создавая новых национально-территориальных образовании. Это например проблема Пригородн6ого района между ингушами и осетинами, это требования о создании нового субъекта Федерации ,где будут проживать адыги ,такая же проблема существует и между карачаевцами и балкарцами. Все эти вопросы можно попытаться решить исходя из того, что существует общероссийское правовое и политическое пространство и не надо перекраивать никаких границ. Нужно всячески сближать территории, на которых проживают эти народы в культурном, экономическом и политическом направлениях. Одним словом можно использовать опыт решения подобных проблем в Кабардино-Балкарии.
danilia (04.01 / 17:59)
В фильме продемонстр ировано, что осетины мирные люди, тмакже как все кавказцы. и вообще нам всем надо жить в мире и согласии, поддерживать друг друга, относиться по доброму. зло вызывает ответное зло. Поэтому хочется сказать прекратите войну, мир нашему дому-Кавказ.
arina07 (04.01 / 18:51)
В России у всех малых народов одна проблема – сохранение своей национальной идентичности. Но мне кажется, что их усилия ни к чему не приведут и малые народы все равно рано или поздно ассимилируются. Этот процесс неизбежен и в истории немало тому примеров. А осетинам это грозит в первую очередь в силу присущего им чувства интернационализма. Осетины охотно вступают в брак с представителями других национальностей, а дети от межнациональных браков – это уже не совсем осетины, особенно, если они живут вне Осетии. Осетины легче других народов ассимилируются . В Кабардино-Балкарии многие осетины уже записали себя кабардинцами. Например, фамилии Налоевы, Кагермазовы, Ацкановы и др. в недалеком прошлом были осетинскими.
tati G (07.01 / 17:57)
"Проблема, которая затронута в сюжете имеет место быть не только в этой республике. Так получилось, что с развалом Советского Союза, с началом так называемой перестройки, началась миграция населения. Чаще - в поисках работы. И там, куда люди переезжали сначало, казалось, на время, а получилось, что очень надолго, стал забываться родной язык. Я знаю, напрмер, ингуша, который стесняется ехать в станицу Троицкую, где живет его мать со старшей сестрой, потому что он уже плохо говорит на своем родном языке. Понимать -понимает, а вести беседу - это уж никак! Потому что последние лет 15 он живет в Москве, работает в интернациональном коллективе, где все говорят на русском (точнее сказать, на сленге ), Так что проблема сохранения языка должна рассматриваться гораздо шире.
ardalana (08.01 / 19:09)
Да, проблема действительно существует и она не только в утрате языка, но и в утрате национальных особенностей и культуры. Да, как говорилось выше, этот процесс неизбежен, но ведь многое зависит и от нас с вами. Ведь от нас зависит учим ли мы своих детей родному языку, рассказываем ли национальные сказки (эпос), учим ли мы их тем обычаям, которые складывались веками.
andor-16 (12.01 / 00:13)
Отдыхал в Нальчике в прошлом году в санатории "Маяк". От города ощущение такое, будто в Советский Союз вернулся. Очень дружелюбный народ, никого не напрягает русская речь. За три недели так и не понял, кто там кабардинцы, а кто балкарцы, никакой межнациональной напряженности не ощутил. Из этого видеосюжета узнал, что там ещё и осетины живут. Мира и процветания этому райскому уголку страны
ikar (14.01 / 21:35)
Очень интересный сюжет. А почему бы этим осетинам не перебраться в Южную Осетию? Я думаю, их бы очень радушно встретили...
Осетины давно выехали в эти места. В принципе все так и было, как сказано в данном видео. Никакого отношения к Южной Осетии они не имеют.
На мой взгляд отношения между осетинами и кабардинцами очень хорошие, конечно можно и нужно чтобы было лучше...но для этого нужна мудрая власть, а этого нет. Чтобы быть более понятным, я считаю, что особым деградирующим моментом таких отношений, является кабардинские ГИБДД. Уверяю любого, что после общения с местными сотрудниками гибдд становится противно за весь кабардинский народ. Если кто-то мне скажет, что такие факты имеются во всех регионах, то я соглашусь с ним, тем не менее Кабарда отличается особо отмороженными и беспринципными "шакалами на дорогах".
Что же касается безработицы среди осетин и кабардинцев...мое личное мнение, что вся вина в самом народе, точнее в том как эти народы позволяют работать (не работать) власти во благо народа. Тот же самый ответ может быть и на решение вопроса с деградацией языка, нельзя ни на кого надеяться и никому не верить на слово, за свою жизнь каждый отвечает сам и нельзя на кого-то пинять.
Патриции. Однажды мне пришлось слышать такие же нелестные отзывы о ГИБДД Северной Осетии. Человек, который мне говорил об этом сказал, что осетинские гаишники его так разочаровали, что ни одному осетину руку больше не подаст. Мне, как осетинке, очень обидно было слышать это. Этим я хочу сказать, что о народе никак нельзя судить по его ГИБДД. И ГИБДД, и менты - это особая прослойка, они в чем-то наднациональны, и поэтому между собой похожи. У них и национальное достоинство и общечеловеческое - измеряется в денежных единицах. И заметьте - далеко не каждый стремится попасть туда на службу.
ikaru Если бы озрекские осетины перебрались в Южную Осетию, это было бы хорошо для Южной Осетии, где мало населения. Но подняться с насиженного места, бросить дом, привычную жизнь и ехать в другое место, весьма и весьма проблематично, как с материальной точки зрения, так и моральной. Ведь пересаженное дерево, прежде чем пустить корни на новом месте, долго болеет. К тому же никаких предпосылок для такой миграции на сегодняшний день не имеется.
Хотя, в принципе, я допускаю такой переезд. Наши предки, куда легче снимались с насиженных мест.
ironka я согласен с тобой, что у нас гадина на жорогах, что уних такая гадость вдоль дорог ошивается. Единственно, когда ты споришь со своим отморозком, то ты сообщаешь ему на рожном языке на сколко он негоже и непорядочно себя ведет, с кабардинцами же ситуация сложнее. Поэтому будет правильно если сотрудники ГИБДД будут отдавать себе отчет, что при их неподобающем поведении, быдлом будут называть не просто ментов, КАБАРДИНСКИХ, ОСЕТИНСКИХ, ДАГЕСТАНСКИХ ит.д. ментов. На лицо факт, что пятно будет ложиться на весь народ.
Лица нетитульной национальности, как бы дружно они не жили с местными, не могут претендовать ни на какую руководящую должность, на места в местных парламентах. При любом назначении на мало мальски значимую должность предпочтение отдается своим.
Это -одна из причин, почему лучше жить на свое земле. Есть и другие ...
inga для сведения, сейчас уже 21 век, в большинстве стран этого мира есть понятие Конституции - свод закон и ценностей общества, эта самая Конституция уже исключает указанный вами средневековую догму. А еще в человеческой истории случился особый прецедент - США, где 99% некоренное население, тем менее, эта страна набралась наглости и не стала жить по указанным Вами аксиомам.
Также думаю Вам будет интересно узнать, что общество в котором не происходит динамичного движения, обмена информацией, обменом опыта и достижений,, обречена быть глухоманью и страной 3-го мира. Хороший пример - Афганистан, Пакистан, страны Африки. Еще примеры нужны?
Ну, допустим, сравнение с Америкой к нам не совсем подходит, в Америке, кроме индейцев, которые как известно, живут обособленно, все остальные мигранты со всего мира, там никто не скажет, я коренной, а ты пришлый...
Да, есть Конституция и законы, но есть еще и неписанные правила и установки. Я не говорю, что это хорошо, я просто констатирую факт.
А у себя дома жить хорошо еще и потому, что нация так лучше сохраняет язык, культуру и др.. Разбредя по миру, нация растворяется и со временем исчезает.
Конечно, в идеале должны цениться профессионализм, ум и прочие достинства, но мы то пока далеки от идеала.
Москва тоже мегаполис. Я же имею в виде республики. Традиционные общества.
А может быть вы знаете фамилию олимпийского строителя?
inga Если вам не подходит пример с Америкой, топредлагаю пример Москвы. там много высокопоставленных евреев, ингушей, чеченцев....может дажы вы в курсе, что единственную в истории Зимнюю Олимпиаду строит к-ния Олимпстрой, которую возглавляет осетин, до которого не смогли наладить работу еврей Вайншток, русский Колодяжный. А он всех и вся построил и все начало строить, То есть, на мой взгляд, важно видеть в человеке телант и его достижения, а не его национальность. благо эта самая национальность ему досталась в наследство и чаще всего ни к чему не обязывает.
Пример с сохранением языка и культуры в принципе верный, но для евреев это не работает, они будучи разброшены по миру сох=ранились как евреи. А есть такой народ - ассирийцы, они и на своей территории исчезли, сейчас на их землях гворят по-азербайджански и по фарси.
Дело не в мегаполисе, а в степени цивилизованности основной массы населения. Даже в такой глухомани как Северный Кавказ иногда бывают просветления...в той же Северной Осетии много высокопоставленных русских, армян, евреев.
На счет фамилии, то я ее знаю, но пижонствовать считаю не скромно, вы можете найти фамилию на сайте Олимпстроя.
Думаю если бы руководство Южной Осетии смогло создать приемлимые условия для возвращающихся на Родную землю людей (Как минимум-обеспечить работой и жильем),то нашлись бы многие , особенно среди молодежи, кто бы приехал. Как говорил И.В. Сталин : "Кадры решают всё!", а квалифицированные кадры ой как нужны современной, поднимающейся Южной Осетии