Фермерское хозяйство «Гуаран», созданное жителем Кабардино-Балкарии Ибрагимом Ягановым, насчитывает 200 голов лошадей кабардинской породы.
Хозяйство было создано в начале 90-х годов. На тот момент коневодство в республике, как и во всей России, пришло в глубокий упадок. Многие местные породы, в том числе кабардинская, находились на грани исчезновения.
Время изменило востребованность кабардинской лошади, которая прежде славилась как боевой конь, особо приспособленный к длительным переходам, и используемый в кавалерии.
В современных условиях кабардинские лошади могут быть применены в спортивных дисциплинах. Особенно успешно они выступают в конных дистанционных марафонах.
Хозяйство «Гуаран» в летнее время содержит лошадей на альпийских лугах, где в условиях высокогорья формируется выносливость лошади. Эти участки горных пастбищ ранее принадлежали Нартану, родному селению Яганова, который одновременно является также президентом фермеров и арендаторов республики.
В настоящее время горные пастбища стали предметом споров в республике.
Согласно 131 ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» в регионах с высокой плотностью населения не может быть межселенных территорий, в связи с чем балкарские общественные организации настаивают на включении отгонных пастбищ в состав горных сел, преимущественно балкарских.
Кабардинские общественные организации со ссылкой на тот же 131 ФЗ, возражают против такой передачи.
Фермер и общественный деятель Ибрагим Яганов, в земельных спорах придерживается мнения о необходимости передачи горных пастбищ населенным пунктам независимо от их места расположения, как это было традиционно.
Для решения вопроса при Парламенте республики была создана согласительная комиссия.
Как утверждают специалисты, никакой разницы между кабардинской и карачаевской лошадью нет. Это одна и та же порода, но занесена она в Госплемкнигу, как кабардинская порода, а не как карачаевская.
Сведения о кабардинской лошади встречаются в летописях Ивана Грозного. О карачаевской породе исторических сведений нет.
Ибрагим Яганов делает важное и нужное дело. Он сохраняет для своего народа то, что считалось веками его визитной карточкой, его национальным достоянием. Другое дело, что оценить его усилия некому. Кабардинская лошадь, как и черкеска, сегодня востребованы только для проведения фольклорных праздников.
Сюжет про конезаводчика Ибрагима Яганова и его фермерском хозяйстве «Гуэрэн» считаю удачным во всех отношениях. Потому, что во первых возрождение кабардинской породы для кабардинских патриотов является одним из главных приоритетов в деле возрождения традиции обычаев, сохранения культурной идентичности, а во вторых эта проблема напрямую связана с другим актуальным сегодня в Кабардино-Балкарии вопросом с ходом реализации 131 закона о местном самоуправлении, который необоснованно политизируется всеми кому не лень. И я здесь полностью разделяю позицию Тенова, что нужно в первую на Федеральном уровне убрать те противоречия и коллизии, которые заложены при принятии 131 –го закона .
Что касается деятельности Яганова по возрождению лошадей кабардинской породы еще буквально каких-то лет десять назад многие ученые мужи и разного рода «специалисты» считающие себя светилами в области кабардинской породы относились к идеям Яганова о том, что «кабардинская порода еще существует и ее возрождение вполне реально»,как к чудачеству недалекого ограниченного дилетанта к высказываниям которого нужно относиться с снисходительно ни в коем случае, не принимая их всерьез.
Сейчас этих умников не слышно и не видно, а многие из них наоборот подхватили идеи Яганова и пропагандируют их с таким же неистовством, как когда-то и сам он.
Сегодня весь мир опять узнал про лошадей кабардинской породы .Они участвую во всех европейских и мировых соревнованиях по конным пробегам. О современной кабардинской породе пишут книги статьи, снимают фильмы. И мало кто не согласится со мной ,что во всем этом в первую очередь огромная заслуга Ибрагим Яганова.
Мы знаем немало исторических примеров, когда совершенно безнадежные идеи подхватываются одиночками фанатиками и благодаря их одержимости ,разносторонним талантам , неукротимой силе духа и целеустремленности реализуются обретая материальную плоть. Думаю, что не будет ни каким преувеличением и в высшей степени справедливо ,если именно таким образом я оценю деятельность Яганова по возрождению кабардинской породы лошадей.
И правда ли, что карачаевская лошадь стала называться кабардинской после высылки карачаевцев?
Почему Тенов говорит, что нету рынка? Пусть сфотографирует лошадей на продажу и вывесит с ценой на спец. сайтах, думаю покупателей на таких красавцев найдется немало. Лично я очень бы хотела иметь такую лошадь, а лучше жеребенка.
Я слышал, что имеет место спор о том, кабардинская это порода или карачаевская. Хотелось бы узнать мнение специлистов, это одна порода, а если нет, то в чем принципиальная разница между этими двумя породами.
у кабардинцев не было никогда своей породы, у них были лошади, эти лошади были разнопородны. Кабардинская знать скупала лучших лошадей, но они не сформировали отдельной породы, большое количество лошадей разведенных карачаевцами было продано и иным путем передано или даже угнаны кабардинцами. уже в прошлом веке началась не разбериха с этой породой и началось не понятное перетекание лошадей из карачая в кБР. Для сомневающихся, кабардинцы- это народ сформировавшийся в предгорье кавказа и их лощади в большей степени должны быть степными, но какимто образом их лощадь оказалась горной, особенность, карачаевской лошади это большое сердце способное перекачивать кровь в тяжелых горных условиях, спокойный характер необходимый в высокогорье в горной скалистой местности, выносливость, только горная лошадь сформировавшаяся в высокогорье может забраться свом ходом на Эльбрус и сама же спокойно спуститься без вреда своему здоровью и только карачаевские лошади покорили Эльбрус при чем дважды и ещё, только лошадь сформировавшаяся в горной скалистой каменистой местности может иметь копыта (говоря простым языком) которые выдерживают ту поверхность что не выдерживает металлическая подкова, такой твердости копыт больше нет, а может ли лошадь сформировавшаяся в предгорье кавказа обладать тонкими твердыми копытами, думаю нет, да и смысла тоже нет в предгорье разводить лошадь с такими копытами.
Чтобы прекратить бессмысленные споры - кому принадлежит порода лошадей, и кто первым покорил Эльбрус, предлагаю договориться назвать лошадь Кавказской, а Килара Хаширова - горцем или человеком космоса.
Северный Кавказ, несмотря на затруднительные условия существования коневодства, все же сохранил группу ценных лошадей - кабардинскую породу и близко к ней примыкающие отродья карачаевских и балкарских лошадей.
Кабардинская лошадь является одной из наиболее древних аборигенных пород лошадей СССР. Исходные формы ее начали существовать, вероятно, еще до нашей эры (С. 9)
Кабардинская лошадь - продукт сознательного, хотя и своеобразного вмешательства человека, выводившего в условиях превосходных предкавказских степей определенный тип резвой, верховой, выносливой лошади.
Еще в XVI веке кабардинская лошадь пользовалась популярностью не только на Кавказе, но и Московской Руси, а впоследствии (XVII, XVIII век) начала проникать даже в юго-восточную часть Европы (Румыния, Венгрия).
Главную и ведущую роль в современном горском коневодстве играет кабардинская лошадь, как наиболее выдающаяся по своей производительности, экстерьеру и племенному значению. Она распространена преимущественно в Кабардино-Балкарии, окружающих ее национальных областях и русских районах Северо-Кавказского края.
Лучшая часть племенных лошадей сосредоточена в конных заводах 34-м Кабардинском, 35-м Багаевском, 38-м Черкесском.
Кроме кабардинской лошади Кабардино-Балкарская А.О. имеет еще балкарскую лошадь - более мелкую, чем кабардинская, приземистую с довольно легкой, выразительной головой и сухими ногами, очень работоспособную в горных условиях, особенно под вьюком.
Балкарская лошадь находилась в сфере влияния кабардинской лошади, но естественно-климатические условия горной местности придали ее типу своеобразный характер; поэтому целесообразнее считать ее отродием кабардинской лошади. Балкарская лошадь по своим достоинствам уступает последней.
В Карачае, частично в русских районах и в некоторых конных заводах распространена карачаевская лошадь. Она отличается от кабардинской более тяжелой и простой головой с прямым профилем, короткой шеей, менее выраженной холкой, меньшим ростом при большей длине туловища, обхвате груди и пясти; более приземист, а верховой тип выражен слабее. Резко выраженных отличий между кабардинской и карачаевской лошадью нет. Встречается много животных переходных форм; поэтому считать карачаевскую лошадь самостоятельной породой нет оснований. Происхождение карачаевской лошади мало выяснено. Возможно, что в ее основе, учитывая исторические данные, лежит монгольская лошадь, в дальнейшем подвергшаяся значительному влиянию кабардинской.
Едва ли карачаевская лошадь будет иметь самостоятельный путь развития; более целесообразным следует считать изменение ее типа в направлении кабардинской лошади (что и произошло), тем более, что хороших карачаевских жеребцов почти нет и Карачаю так или иначе придется оказывать помощь в этом направлении.
Государственная племенная книга горских лошадей. Том 1. Составил С.И. Покровский. Пятигорск, 1935.