Краткая история одной близкой мне семьи.
В конце 40-х годов из Греции, в числе десятков других, репатриировалась семья. Брат и сестра. Родителей у них уже не было. Обосновались в Ленинакане. Им была выделен участок земли и дана ссуда на постройку дома. Брат женился, построил дом, сестра так и осталась безмужней (сейчас ей уже под 90). Родились мальчик и девочка - это уже 53-54 гг. Жили в достатке и по-ленинакански :), т.е., всегда были хлебосольными и немножко выпендрежными :). К ним всегда было приятно ездить, всегда чувствовал себя как дома. Дети выросли, сын стал зубным техником, а сестра получила высшее образование и работала на одном из ленинаканских предприятий замзав общим отделом. Мать у них умерла, не дотянув до 60.
Дети создали свои семьи. Ничего не предвещало плохого. Потом настал 88-й ужасный год. Отцовский дом, где с отцом и мачехой жил сын со своей семьей, выдержал удары землетрясения, а вот многоквартирный дом, где жила со своей семьей дочь - сильно пострадал. Несколько лет дочь с мужем и детьми прожили в Ереване, где им родственник предоставил свою пустующую квартиру, затем получили в Ленинакане "домик" и вернулись к себе.
Мы часто ездили их навещать, они приезжали к нам. Каждая встреча была праздником. И хотя жили они в стесненных материальных условиях, гостей всегда принимали радушно, угощали чем Бог послал. Но материльное все больше и больше давило... Первым уехал брат с семьей, в 95-м. Перебрались в США. Затем уехала сестра, оставив здесь всю свою семью. Работала, посылала им деньги на жизнь. Затем ей удалось перевезти к себе дочь. Затем - младшего сына. В Ленинакане (уже Гюмри) оставались муж и старший сын.
Теперь о тяжелом дне.
Вчера ее муж и старший сын с семьей приехали к нам. Уезжал из Армении уже муж. Навсегда. Провели у нас ночь, а на утро он улетел. Вечер воспоминаний и ожидание прощания. С тем, что мы уже не увидимся никогда... А ведь сколько за эти годы было выпито!
Из семьи, более 70 лет назад вернувшейся на свою родину, скоро никого не останется...
Рассказывали о ситуации в Гюмри - плохо живут люди. Плохо. Очень многие мечтают вырваться отсюда. Некогда веселый и благополучный город стал мертвым. Жизнерадостные, остроумные, хлебосольные ленинаканцы превратились в замкнутых гюмрийцев...
Теперь тут остался лишь один сын, с женой и двумя очаровательными дочурками. Да и те мечтают уехать...
О чем я весь вечер думал. Теряем. Все время кого-то теряем. Еще одного родного человека не стало рядом. И это не предел...
Да, люди ехали с надеждой на светлое будущее своих детей, а дети уехали обратно. Грустно...
Да им было с чем сравневать. Их родители из послевоенной Европы ехали домой! Их звала Родина! Им обещали ... много! И много дали: квартиры, образование, медобслуживание... Только жить пришлось сначала по указке коммунистов а теперь выживать на остатках от робосержей. Кто же хочит своим детям жизни по бесприделу?
А бакинские бежинцы фемина... кировобадские - они же почти все в России... Франции, Америке...
В очень уж тяжёлое время они появились... война, голод, холод, блокада... Ничем их здесь невозможно было привлечь.
Разве среди чужих народов спокойнее?
Ереванец! Примите мои соболезнования! Очень понимаю вас и сочувствую! У меня тоже за последние 20 лет было столько потерь! Не осуждаю этих людей. Особенно приехавших на Родину после войны из Франции, Греции, Испании, Египта... Их звали в объятия Родины-матери, а попали они в лапы родины-мачехи! А теперь имеем ли мы право требовать от них патриотизма, если ещё с советских времён им пришлось хлебнуть всех прелестей нищего, но амбициозного и жестокого государства? Пусть ваш друг (родственник) обретёт наконец спокойствие и уверенность, что его дети и внуки будут жить как граждане благополучного, свободного а, главное, правового государства.
Да еслиб только репатрианты! Бегут или готовятся по всему СНГ! Мы стоим на грани распада нашего гасударства так как нас очень мало. А процес не останавливаится...
Из всех известных мне репатриантов (а они составляли значительную часть населения города!) уехали практически все. Очевидно, жизнь в СССР и потом в независимой Армении настолько отличалась от воспоминаний родителей о милых их сердцу европейских и других странах, что сомнений в выборе уже не было.
Вот тебе и выборы! Как тот "Юрьев день"!