Завершилось формирование общественных наблюдательных комиссий в половине из общего числа регионов страны (на эту тему я уже писал вот по этой ссылке http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/342/posts/26247). Комиссии четвертого созыва провели свои первые заседания и приступили к своей работе. К процедуре формирования комиссий и к результату работы Совета Общественной палаты Российской Федерации, который и утверждал их количественный и персональный состав, осталось много вопросов. Большое количество общественных наблюдателей, отработавших уже три созыва, не вошли в новые составы комиссий, по причине ограничений, установленных законом, который гласит, что лицо, отработавшее в ОНК три срока, не может входить в состав этой комиссии. Но большинство наблюдателей, зарекомендовавших себя как профессионалы высокого уровня, люди преданные своему делу, готовые жертвовать своими ресурсами, силами и средствами, ради изменения ситуации в местах принудительного содержания, в новый состав ОНК не вошли. Причин такой ситуации несколько, они требуют детального разбирательства и ее незамедлительного исправления.
Из числа комиссий Северо-Кавказского федерального округа, составы комиссий обновились только в двух регионах, Чечне и Дагестане, но эти обновления стали кардинальными, полномочия комиссий Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Ставрополья, истекают только в 2017 году, а Северной Осетии – в 2018. Необходимо остановиться на новых составах ОНК Чечни и Дагестана, так как опытом общественного наблюдения в изоляторах и колониях, в новых составах обладают единицы.
Так, в ОНК Чеченской Республики, раньше входило 10 человек, которые имели правозащитный опыт и занимались общественным контролем не первый год. Новый состав комиссии включает в себя 15 человек, что, конечно же, лучше, но реальным опытом наблюдения за тюрьмами, обладает всего 2 человека и, например, опытной Асет Мальсаговой, возглавлявшей прежние составы комиссии, там уже нет.
В ОНК Республики Дагестан раньше входило 20 человек, регион немаленький, мест принудительного содержания хватает, и число наблюдателей должно было быть соответствующим. В новый состав комиссии входит всего 9 человек, из которых только 2 обладают опытом общественного контроля в МПС. Нет в новом составе прежнего председателя Гасана Айгунова, как и Светы Исаевой, Закира Магомедова, Магомеда Шамилова, Абдурахмана Юнусова.
Трудно сказать какой станет работа новых комиссий, в любом случае для приобретения опыта им понадобится время, которого как всегда мало и постоянно не хватает.
"Трудно сказать какой станет работа новых комиссий"
вот это, самое смешное место.
Мне думается, что они при такой ситуации приобретут не тот опыт, который бы нужен был. Видимо опыт новых ОНК будет работать под лозунгом: "не будем мешать работе ФСИН". При этом задача ОНК как раз мешать ФСИН если они нарушают закон. Контроль обязан мешать чиновнику совершать противозаконное и противообщественное.