Аркадий Тер-Тадевосян, он же Коммандос, герой Карабахской войны и один из тех, кто начал формирование регулярной армии, дал интересное интервью Арминфо. Дам отрывки, где он говорит о последних днях войны. Весьма интересно, потому что в Армении до сих пор спорят - стоило ли останавливаться на достигнутом и подписывать прекращение огня. Или надо было наступать дальше, и, скажем, брать железнодорожные узлы? И были ли силы для этого? И насколько реально было использовать внутренние противоречия между азербайджанскими властями и коренными народами, такими, как талыщи и лезгины. Итак, слово самому Коммандосу:
Расскажите поподробнее обстоятельства подписания перемирия в Бишкеке в 1994-м?
Начнем с того, что это азербайджанцы вынудили нас воевать. Первоначально у нас не было для этого ни желания, ни возможности. Все это появилось уже потом. Первоначально вся наша сила заключалась в том, что мы за время оккупации Нагорного Карабаха советскими войсками и азербайджанским ОМОНом научились прекрасно сопротивляться внутри своей страны. А когда СССР развалился, и советская армия ушла из Азербайджана, азербайджанцы оказались неспособными воевать с нами, так как они уже не могли стрелять по нашим бойцам из-за спин русских. Мы вполне могли их добить до конца, просто Азербайджану повезло, и наше тогдашнее руководство в 1994 году убедили подписать перемирие, что я считаю большой ошибкой. А произошло следующее, Алиев попросил Ельцина, Назарбаева и остальных лидеров СНГ сделать все, чтобы остановить наступление армянских сил по всему фронту противостояния. В результате, Левон Тер-Петросян был поставлен в такие условия, что ему ничего не оставалось, как пойти навстречу уговорам президентов России и Казахстана.
Был ли у нас в 1994 потенциал для продолжения дальнейшего наступления на агрессора?
Сказать, что у нас был потенциал, значит - не сказать ничего. Азербайджанская армия в то время была полностью парализована и была попросту не способна оказывать сопротивление. Мы тогда не имели ни одной проблемы в плане продолжения наступления. Однако, в результате Бишкекского договора азербайджанцы получили передышку и возможность перегруппироваться. Я считаю, что нам нужно было добивать врага, неуклонно наступая на Азербайджан и лишь после этого отойти на те позиции, на которых мы реально могли бы закрепиться. Мы этого не сделали, и тем самым подвели целый народ – талышей, которые стремятся создать Талышскую республику до сих пор. Другое дело, что та линия обороны, которую мы имеем сегодня, для нас в плане обороны оптимальна. Мы привыкли говорить об Азербайджане и азербайджанцах, но азербайджанцев в этом самом Азербайджане по большому счету и нет.
Вы хотите сказать, что, продолжив наступление, мы дали бы возможность угнетенным нацменьшинствам Азербайджана самоопределиться, тем самым, положив конец «существовавшему веками Азербайджану»?
Разумеется, приход нашей армии в эти регионы, положил бы конец угнетению нацменьшинств, проживающих в Азербайджане. Конечно, в дальнейшем Алиев попытался бы их объединить хотя бы в автономии, и по всей вероятности ему бы это удалось, так как он всегда был хитрым лисом. Сейчас же в Конституции Азербайджана вообще нет даже упоминания об автономиях. И то, что они собираются на словах предоставить «высокую степень автономии» Карабаху не имеет ни единого основания даже по их законам.