1. Памятники и политика на Северном Кавказе. 2000-е годы. "Конфликтные памятники" - Наима Нефляшева с рассказом о спорных памятниках на Северном Кавказе.
2. Архитектура Магаса или фиг знает что это - ингушский блогер gilani_ing о строительном беспорядке в Магасе.
3. Как деньги "украшают" город. - indilenka из Северной Осетии о высотных здания в центра Владикавказа.
4. Доброго дня, Владикавказ! :) - фотография Фарниева Константина из Северной Осетии.
5. Вот это уже лажа, господа! - Мария Плиева из Южной Осетии о появившихся сообщених о драке в Москве между осетинами и нгушами.
6. Печальная участь махачкалинских тротуаров - web_timur, Дагестан.
7. Опять про Махачкалу - город дества дагестанского блогера timapa
8. "...и если есть в кармане пачка сигарет..." - блогер daganoff их Дагестана с зарисовкой курильщика.
9. Только сейчас дошло - aktugan_again из КБР о нравоучениях.
10. О виде из окна. - фотография осетинского блогера nazgul-ultras.
Есть такая категория памятников, которую профессиональные исследователи вопроса называют «конфликтные памятники». Это такие монументы, которые не служат консолидации и объединению жителей города или целого региона, ради чего собственно, кроме эстетических функций, памятники и возводятся, а, напротив, порождают споры, полярные мнения и даже раздражение части горожан. А ведь памятник не должен быть источником конфликта, за исключением, пожалуй, если его художественные достоинства невысоки.
Не без оснований самым "конфликтным памятником" в новейшей истории Северного Кавказа можно назвать памятник Ермолову, открытый не так давно в Пятигорске.
Негативный образ могущественного проконсула Кавказа навсегда остался в исторической памяти народов Кавказа, особенно чеченцев и дагестанцев. Не так давно, в 2009 году, в Питере вышла книга о генерале Ермолове, в которой авторы пишут о его эпохе на Кавказе как о периоде «воинственного реформаторства». Не поленюсь и процитирую: «Такие политики, как Ермолов, в ходе присоединения Кавказа к России не представляли себе иного инструментария, кроме насилия, - отсюда такая жесткая риторика и практика по отношению к кавказским горцам. Ермолов не смог подняться до понимания того, что его политика имеет обратный мобилизующий эффект для горцев». «Смирись Кавказ, Идет Ермолов!» - даже Пушкин, благоволивший «проконсулу Кавказа», создает образ жестокого и беспощадного «солдата империи».
«Так ли нужен сейчас памятник Ермолову?» - говорили на круглом столе «Кавказ. Проблемы понимания истории» в Общественной палате РФ в феврале 2011 года, и с этим риторическим вопросом трудно не согласиться. Почему у нас не ставятся памятники Николаю Раевскому или Бестужеву-Марлинскому, писавшим о Кавказской войне как о трагедии горцев? Почему бы не увековечить знаменитую фразу Бестужева-Марлинского «Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате! Он здесь ! Он здесь!». Кажется, в 2000-е их память никто не увековечивал. Правда, один памятник Бестужеву-Марлинскому я все же нашла – он открыт в Сочи чуть ли не 50 лет назад, в 1957 году.
Так ли нужен сегодня памятник генералу Зассу, возведенный еще в 1950-е годы? Памятник Зассу, основателю Армавира, в этом самом городе, где проживает немалое число адыгов? Генерал Засс был известен тем, что коллекционировал и выставлял на обозрение черепа убитых черкесов.
Так ли нужен в Сочи на вокзале памятник адмиралу Лазареву, инициатору четырех десантов, в результате которых погибла большая часть черкесов-шапсугов, населявших черноморское побережье в 19 веке, и из самого многочисленного (есть указания в источниках, что шапсугов было 300 тысяч) адыгского субэтноса шапсуги превратились в народ, исчисляемый несколькими тысячами. Почему бы не перенести этот памятник на родину прославленного адмирала, как уже несколько раз предлагалось черкесскими общественными организациями?
И, наконец, так ли нужен памятник (бюст) Кавказскому наместнику Михаилу Николаевичу не где-нибудь, а в Майкопе (!), установленный в прошлом году.
Михаил Николаевич, как известно, принимал торжественный парад царских войск в Красной поляне в 1864 году, символически поставивший точку в страшной трагедии, называемой «Кавказская война».
Фото с сайтов http://vozlemorya.narod.ru/excurs.html, www.heku.ru
Я практический каждый день бываю в Магасе, с каждым днем вижу строительство новых объектов. До сих пор не обращал на это внимание что что-то растет из за здания администрации президента, какое серое страшное чудовище... спросил у охранника что это и давно ли он стоит, говорит уже давно, но почему то я не замечал его, оказывается это новая резиденция президента... я видел только из далека.. завтра поеду что бы по лучше приглядеться... по мне это напоминает казарму или общагу. Когда то нас называли лучшими строителями...
Мне интересно кто отвечает за нашу архитектуру...
Кстати скоро будут ремонтировать здание правительства и кажется еще парламента, я за что бы убрали купола с эти двух зданий... это в конце то концов Ингушетия а не Турция!!! хватит нам одного купола на администрации президента... объявляю акцию против куполов!:) кто со мной?)
3. Как деньги "украшают" город. - indilenka, Северная Осетия.
(вторая фотография не моя, взята из сети)
Раньше она великолепно смотрелась на фоне гор. Потом рядом построили гостиницу.
Ладно, она не загораживала вид на главный Кавказский хребет. Еще позже гостиницу расширили, пристроив к ней вон тот зеркальный голубой корпус.
Потом за Суннитской мечетью стали строить дом. Говорят, что были жалобы и проверки.
А теперь все стало вот так. Спасибо nazgul_ultras за последнюю фотографию -
Интересно было бы услышать мнение главного архитектора республики.
Сегодня у нас прекрасная погода!
8 апреля 2011
5. Вот это уже лажа, господа! - Мария Плиева, Южная Осетия.
Сегодня на сайте "голос Ингушетии" появилась новость: "Молния. В Москве осетины напали на ингушей". golosingushetii.ru/
Там говорится, что "4 апреля около 10:00 мск с.г., в районе метро Фрунзенская, группа осетин в количестве шестидесяти человек напала на 8 ингушей. В результате драки ножевое ранение в спину и в области лопатки получил Катиев Муслим Мусаевич".
У меня тут несколько вопросов возникло сразу к ингушским блогерам, журналистам и т.д. и т.д..
1. Почему о новости не написал никто из российских информагентств. помнится, что когда была драка недавно в марте, в РГСУ, то об этом многие писали.
2. Почему журналисты ИА "Голос Ингушетии" не хотят искать и спрашивать у других участников драки, что было на самом деле. Особенно хотя бы у одного из этих 60 осетин? Где имена и комментарии участников драки?
3. Почему некоторые ингушские блогеры - это распространяют с такими агрессивными комментариями как "60 против 8 - что же, весьма "достойное" соотношение и показатель "истинного мужества" потомков "славных и великих предков"!" Это я нашла на блоге у бывшего чиновника Аслана Кодзоева aslan-kuazo.livejournal.com/130870.html. И их не интересует то, что они сами являются орудием в руках провокаторов, то есть являются самими провокаторами.
Говорю о провокации снова (!) потому что всего за один месяц не могут происходить осетино-ингушские драки просто так!
А тем, кто пишет эти провокационные материалы, я хочу сказать, чтобы скинули мне в личку номера телефонов тех молодых людей, которые участвовали в драке. Или на скайп: roks_alana. Потому что я сейчас нахожусь в Москве и могла бы позвонить им.
Уж больно это на вымысел похоже.
Я жду ваших писем или комментариев!
Засранная маршрутками донельзя Советская, она же Коркмасова, в самом скором будущем вообще лишится тротуаров. Видимо такова позиция администрации нашего славного города Махачкалы.
Самое главное, что наша страшная администрация не может указать место маршруткам и таксистам, которые и создают заторы на улице. Зато можно взять и сократить ширину тротуаров примерно в 2 раза. Естественно, вырубили и деревья.
Ранее около Микса появилась прекрасная парковка. Потом примерно напротив 13 школы сделали парковку для свадебного агенства, где на вечном приколе стоят белые мерсы, бентли и т.п. Потом срезали тротуар на стороне ЦУМа в квартале между Дзержинского и Толстого. Там еще и гостиницу Кавказ лет 5 как реконструируют, так что тротуара там нет совсем. Около ЦУМа, где очень много пешеходов, тротуар также срезали. Теперь тетка в черном балахоне и с косой пришла и за тротуаром на другой стороне.
Пешеходам видимо придется летать, благо махачкалинский ветер к этому как раз располагает.
А ещё вне описанных границ осталась страна моего детства - Первая Махачкала (Первуха), потому что не живу там больше пятнадцати лет. И вот о ней мне бы хотелось бы рассказать отдельно. Сразу скажу - мой рассказ будет похож на бред больного амнезией или исповедь психиатру, потому что речь не о настоящей Первой Махачкале, а о той, какой я её помню в пять, шесть, девять лет.
Например, я помню, что наша поликлиника находилась на улице Громова, и помню фамилию участковой, но где физически расположена эта улица и поликлиника – я не представляю.
Один из путей (длинных и не очень популярных) был на троллейбусе «пятёрка» - не смогу описать его маршрут. Однажды в этом битком набитом троллейбусе какой-то дядька дал мне пластмассового котёнка с отгрызанным ухом. Молча дал, я молча взяла. И когда, едва не растеряв пуговицы и части тела, мы вышли из троллейбуса, папа увидел у меня этого котёнка и был возмущён. По-моему, в объяснении происхождения этого котёнка я была так же молчалива, как тот дяденька.
Другой путь домой был с улицы Орджоникидзе – мимо сверкающей серебром церкви. И дальше взбираться по горке. Где-то на этой горке был многоэтажный желтый дом-лесенка, двор которого мне сейчас вспоминается как кадры из «Ералаша» или советских фильмов про школьников восьмидесятых годов. Выше дома-лесенки была детская площадка. Там Джама как-то решила съехать по горке на животе вниз головой. Получила носовое кровотечение. Рядом с площадкой росла дикая ежевика.
Но основной путь был по улице Гаджиева, на автобусе «шестёрка». Четыре остановки от ЦУМа. Казалось, это очень далеко. Но мы иногда преодолевали этот путь пешком. Например, в незабываемую снежную новогоднюю ночь. Уже не было никакого транспорта, мы бежали домой изо всех сил, чтоб не опоздать. С тревогой поглядывая на красные огоньки телевышки – вдруг начнёт транслировать Новый год без нас? Но мы не опоздали.
Наша остановка – вузовское озеро. Каждый день я наблюдала через сетку это озеро, расположившееся далеко внизу, и пыталась найти туда лаз. Но мне объясняли, что ходить туда нельзя, потому что это водохранилище. И тогда я смотрела на Тарки-Тау, на облако, ползшее по плоской его вершине и каждое утро заново начинавшее свой путь, на белого Ленина на склоне горы. Когда была поменьше, я могла кататься на остановке, как на турнике. Впрочем, на разных остановках этот «турник» был разной высоты, и на некоторых он оставался мне впору чуть дольше.
Наша остановка напротив – когда возвращаешься домой – 33 школа. Имени героев-космонавтов. 12 апреля у них бывал праздник, и они даже не учились, кажется, гады, и мы им завидовали. Впрочем, завидовала я им и раньше, когда ходила в садик, а они в пионерских галстуках – в школу. Студентам Сельхоза из здания рядом я почему-то не завидовала. 33 школу охраняли две белые собаки. Однажды я бежала радостная мимо школы, а они меня облаяли. Я испугалась и заплакала. Мама была ещё далеко, и ко мне подошла женщина. Сказала, что её зовут Дина, что она живёт рядышком с нами и предложила меня проводить до дому. Я наотрез отказалась. Но позже мы подружились с тётей Диной, а точнее с её детьми.
От тридцать третьей школы на пути к дому была улица Синявина, которая была примечательна тем, что там находились мусорные контейнеры и в доме рядом жила девочка Ася, которая кричала мне из окна, когда я проходила мимо. Напротив этого дома была аптека - маленький деревянный домик. А потом от неё пройти вниз по склону (а ещё лучше бежать за руку с папой, не касаясь земли ногами) - к хлебному киоску, который работал только по утрам. Лекарства и хлеб – самое необходимое. Больше магазинов в окрестности не было. Я даже не знаю, откуда в нашем доме бралась еда.
Тем временем, мы уже подошли к родной моей улице, а я уже устала. А ведь ещё ничего интересного не написала.
Продолжение потом. За анонсами не следите. Спасибо, что оставались с нами.
Или вот еще, допустим, к примеру, возьмем в обработку это утро. Обычное, мало чем отличающееся, начало зарождающегося дня.
С претензией на happy day, как это чаще всего и случается поутру. И в котором компактно уместились бесконечность сигналов будильника, рваная борьба со сном, блуждающее где-то по близости ватное сознание, судорожные сборы, завтрак на бегу, и извечный вопрос-"Что надеть?".
Счет на минуты, в движениях суета, цена вопроса - возможное опоздание, с вытекающими, с желчью моего шефа, последствиями. Стесненные в обязательствах броуновское, поступательное движение, имя которому - суета. В этом состоянии, каким-то совсем незначительным препятствием оказывается тяжелая бронедверь, а парадная твоего подъезда, проносится в мгновение ока котов, облюбовавших это место. И после, бег, маршрутка, путь на работу, и здравствуй шеф. А чтобы без придирок. А чтобы не топтать его ковер. А еще без намеков на расставание. Потому что все распаковано по минутам, и разложено по молекулам. Даже с учетом непредвиденных обстоятельств. Но...
Но, по непостижимым причинам, в выстроенную цепочку, череды событий, вдруг может добавится еще один элемент, и временной континуум выписывает сдвиг, и тогда уж точно, в топку расчет...
Из глубин подъезда, сразу потянуло терпким и вонючим ароматом дешевых сигарет. "Не иначе, как дядя Муса" - единственный на кого можно было бы, в тот момент, подумать. Ведь только он, в округе, чадит таким суровым табаком. И небось уже успел высадить свою дежурную сигарету в подъезде, перед тем, как отправиться на свой каждодневный винопой, в ближайшей забегаловке Узбекгородка. Но на удивление, у дверей подъезда стояла девушка. Молоденькая девчонка, шестнадцати-семнадцати лет. И мысли не могло быть, источником такого смрада могла быть она, заблудившийся в нашем районе, после ночной кайфуши, портовый докер.Она сама себя выдала. Тем, что пыталась скрыть свои привычки. Неловко и по детски наивно резко закинув назад левую руку с сигаретой, что тем самым сразу вызвало подозрение.
Не подавая виду, двигаясь в ее направлении, краем глаза наблюдая за всё возрастающим смущением и стыдливостью. Дабы как-то скрасить неловкость ситуации, за время шести ступенек, и двух метров до двери, вытащив из левого кармана пальто пачку сигарет, вынув, и вставив в зубы одну из них, спросил - "Можно прикурить?!"
Девушка, не глядя в мою сторону, и слегка покраснев, протянула мне "Cricket".
- Ждешь кого-то, или так покурить?
- Подругу, она скоро выйдет...
- А между делом пока перекур?!
- Ага - уже с какой-то легкой тональностью в голосе.
- Что чадишь таким термоядом, легкие свои не жалеешь? - переведя, на мгновение, взгляд на два холма на груди.
- Папа такие курит...
- А тягаешь их у него из пачки?!
- Да...На "грамотные" у меня нет денег.
- Вот, возьми - тоном не терпящего возражений, протягивая ей початую пачку "Parliament Reserve" - Если и курить, то нормальные, а не такие жёсткие.
Она взяла её, кивком выражая благодарность, и закинула, словно это было само собой разумеющееся, в свою наплечную сумку.
- А вообще-то, пока еще не втянулась, лучше бросить на хрен эту гадость - со стороны, наеврняка, был похож на человека, который предлагая нищему лангуста, предупреждает его о повышенном холестерине в его мясе.
- Да не, я же не всерьез. Это просто так. Побалуюсь и сразу же брошу - бравадой в голосе, она выпалила на повышенных тонах.
- Все вы так говорите. Все мы так говорили...А кстати, я здесь живу, если что - на прощание указывая на свою дверь, и вкладывая, хоть и аморфную, но надежду.
- А, я поняла, еси чо - она изящно, с оттенком смущения, улыбнулась, и как мне показалось, также на прощание.
А все-таки хорошо, что жизнь не всегда бывает монотонно однообразной. Все-таки хорошо, что иной раз какой-то атом вкрадывается, и меняет последовательность событий. Конечно, когда с позитивом. Ведь именно они насыщают красками нашу жизнь, и смакуя мы ощущаем то, или иное, послевкусие. И пусть, что это добавляет некоторые хлопоты, когда вместо маршрутки, мчишься на всех парах на "моторе". А после стираешь с тела выплеснутую желчь твоего шефа, который имеет наглость думать о секундах с высока...
Я все время слышу от окружающих (это не обязательно старшие по возрасту, скорее наоборот) всякие замечания в свой адрес- ты такой, ты сякой, ты так делаешь, а надо этак, ты считаешь так, а это не так и т.п.
И я вроде как соглашаюсь или как-то ну совсем слабо оправдываюсь... Я считал всегда неприличным грузить людей вот так. Одно дело, если бы я явно моросил... Но зачем докапываться по каким-то бытовым вопросам? Ну опоздал- а ты никуда не опаздывал? Ну трубку не взял- а ты прям всегда берешь, да? Я никогда не говорил "у тебя ужасный характер - ты упрямый и грубый человек, но закрываю глаза на твою грубость, потому что мы вроде как друзья" или "ты- нытик и нахал". Я слыхивал в детстве про такое слово, как тактичность и стараюсь как-то проявлять её, не говоря близким обидных вещей. С другой стороны, от многих из них я не вижу подобного для себя.
А раз уж начал тему эту еще про один парадокс расскажу. Когда типы, уехавшие из КБР давным давно и приезжающие пару раз в год, начинают меня учить как тут жить... ... С тем не общайся, туда не ходи- то то и то то с тобой будет и т.п. И еще это таким тоном говорят, будто я только и делаю что нарушаю их "указания". Сиди в своем Махе или Мск, или еще где, и не учи меня дома жить. А если уж действительно что-то хочешь мне сказать, то умей делать это правильно.
10. О виде из окна. - nazgul-ultras, Северная Осетия.
1. я бы вообще лет на 50 запретил бы ставить памятники любым историческим персонажам. Разве, что литературным бы и различным вымышленным позволил))) да и то не миллитаристского толка.