Скандал в Венеции. Кто не уследил за художницей?

9 июня 2011, 10:42

На Венецианской биеннале современного искусства продолжает развиваться неоднозначная ситуация с работами художницы Айдан Салаховой, выставленными в Национальном павильоне Азербайджана. Две скульптуры, закрытые ранее для просмотра по указанию президента Азербайджана Ильхама Алиева, теперь вовсе решено удалить из павильона. Мировая арт-общественность уже заговорила о факте политической цензуры в области искусства, пишет "Независимая газета".

Накануне появилось официальное сообщение куратора азербайджанского павильона Берал Мадры, в котором было объявлено об удалении скульптур Салаховой из экспозиции. Куратор сообщила, что она сама, Салахова и комиссар павильона Чингиз Фарзалиев в течение минувших дней вели переговоры с властями, пытаясь объяснить, что "удаление скульптур будет означать цензуру, что принесет имиджу страны больше вреда, чем сами работы".

Организаторы предложили оставить работы, а в экспликации к ним уточнить, что образы являются интерпретацией художника, которую власти не признают, однако получили отказ.

Напомним, две скульптуры Айдан Салаховой в азербайджанском павильоне накрыли белой тканью после посещения павильона президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Главе государства показалась исламистской мраморная скульптура "Невеста" - женщина в черной парандже, из-под которой видны только кисти рук. А скульптура "Черный камень", интерпретирующая в вольной форме образ священного для мусульман Черного камня в Мекке, была названа оскорбляющей ислам.

То же самое относится и к работам на бумаге, которые демонстрируют сексуальные образы в контексте религии. Например, женщина, держащая минарет, отчасти напоминающий фаллический символ. Все эти работы показались должностным лицам спорными для престижа страны.

При этом, по официальной версии, скульптуры накрыли "из-за повреждений во время транспортировки". Их обещали открыть после реставрации.

Между тем все работы в азербайджанском павильоне были рассмотрены в подробностях на совещаниях в Баку и Венеции. Произведения Салаховой из серии "Предназначение" подробно описаны в каталоге и показаны на веб-сайте биеннале.

В павильоне Азербайджана на Венецианской биеннале представлена выставка "Родственники из Баку", в которой участвуют шесть художников во главе с Салаховой. Из всех экспонатов выставки закрыты были только вышеупомянутые две скульптуры, остальные работы (в том числе другие работы Салаховой - скульптуры и барельефы) демонстрируются в оригинальном виде.

Вместе с тем, как отмечалось ранее, у белых фигурок амуров на потолке палаццо Бенцон, где расположился павильон, гениталии были заклеены черными квадратами.

Айдан Салахова живет и работает в Москве. В 1992 году она открыла одну из первых в России галерей современного искусства - "Айдан". Работы Салаховой хранятся в коллекциях Третьяковки и Московского музея современного искусства, а также в собраниях галерей Рима и Нью-Йорка.

Она - дочь художника Таира Салахова.

В социальных сетях ее сейчас разносят в пух и прах за то, что "сыграла на тонкой тематике ради пиара".

По неподтвержденной информации, не уследила за скандалом дочь министра культуры и туризма Азербайджана Абульфаса Гараева, которая и курироравала выставку.

Фото указанных скульптур тут: http://azpavilion.org/

Ту, что с минаретом, напоминающим нечто другое, к сожалению, не нашел.

09.06.2011 в 14:36Gorgud

Минкультуры утверждает, что все это звездежь и провокация. Скульптуры будут возвращены на место после мелкой реконструкции.

09.06.2011 в 14:05aseev_vissarion

09.06.2011 в 14:04aseev_vissarion

         The Book              кругом одни исламисты 

 

найдите десять отличий

 

09.06.2011 в 15:179_volk

потенциальная истерия на территории азербайджана довольно предсказуема, но меня больше заинтересовала вот эта часть...  

"у белых фигурок амуров на потолке палаццо Бенцон, где расположился павильон, гениталии были заклеены черными квадратами"

можно воспринимать одновременно и как ярчайший пример тошнотворной политкорректности, и как стеб над оной... что есть логичный финал современного искусства. о чем засвидетельствовал еще помянутый тут малевич. так что ЛЮБЫЕ действия азербайджанской власти в данном контексте будут уместны и воспринимать их стоит исключительно как игру в искусство. только до тех пор пока власть не выскажет официальную точку зрения и не выложит подробные объяснения своей позиции.

потому что тогда она автоматически признается в собственном дебилизме. примерно так же как и масса, попавшаяся недавно на нечаянно закинутый фон триером крючок с гитлером.

 

09.06.2011 в 15:36Gorgud

Тав вообще история гниленькая получилась. Кто-то поддал жару. А художница сама утверждает, что речь идет о реконструкции. Не более.

Остальное - утка.