Вот уже некоторое время, как я на свободе. Мысль о свободе кажется надуманной, чужой, чуждой моему сознанию. Мне сложно воспринять свободу как данность, ибо ее восприятие больше связано с мыслью о борьбе за свободу, которая полностью поглотила мое сознание в пространстве, где не было Солнца и Луны, восхода и заката, жизни и смерти...
Я потерял чувство времени, мне так сложно, и одновременно легко снова ощутить веление времени. Веление времени. Кажется, я понял и осознал свою главную вину перед государством, которое отняло у меня свободу. Я дрался за будущее, а они за прошлое, которое всегда кажется им настоящим. Нас разделяет время и бремя ответственности, и между нами глубочайшая пропасть, где покоится прах нашей умершвленной свободы
С того дня, как я на свободе, чувствую себя в плену мифологической, надуманной свободы и стараюсь найти ответ на новый вопрос моей новой жизни: может ли человек обрести свободу в несвободной стране?
И как жить дальше в несвободной стране человеку, который обрел нежданную, но заветную свободу. Может, мы до сих пор не в силах осознать и осмыслить свободу, фундаментальную ценность великой старушки-Европы, потому что изнывали и продолжаем страдать в тисках азиатских владык, вооруженных по-прежнему, татарской нагайкой Орды? Но на наших глазах эта кровавая нагайка хрустит и разламывается под ногами арабской интеллигенции, которая вздохнув глоток европейской свободы, решилась покончить с призраком деспотичного халифата, некогда восставшего в лице помазанников-владык, «спасителей» и «избавителей» порабощенных народов. Значит, все же стоит жить и верить. Жить и бороться. И может быть, наша вера приблизит день избавления.
А пока наступил день избавления всего-навсего одного азербайджанца, одного журналиста, одного человека. Со дня освобождения я неустанно повторяю афоризм, придуманный азербайджанскими диссидентами:
«В отличие от европейца, продолжающего бороться до победного результата, азербайджанец, прекращает борьбу после первого отчаяния».
Мы должны научиться у европейцев, философии мирной и ненасильственной борьбы за торжество наших с вами ценностей, ибо тот, кто разделяет Азербайджан и Европу, обрекает на себя страшное и чудовищное нефтяное проклятие.
Я избавлен и с чувством глубокой признательности хочу обратиться к моим спасителям - Томасу Хаммербергу и Торнбьорну Ягланду, Миклошу Харашти и Дунье Миятович, Питеру Семнеби и Мэтью Брайзе, Amnesty International и Норвежской Хельсинкской группе, наконец, всем моим коллегам из западных стран, и еще раз сказать – Спасибо Вам, что помогли мне вновь почувствовать время, увидеть Солнце...
Конечно, если бы вас не было, если бы не было Совета Европы, возможно, когда-нибудь, спустя много лет, я прикоснулся бы к свободе. Но с вашей помощью мы приблизили этот день, вы не позволили стереть меня и превратить в лагерную пыль. Вы сделали сказку былью.
Так сможет ли свободный человек прожить в несвободной стране? Сможет. Если поверит в сказку, в которой Зло никогда не побеждает.
=====
Что скажет купечество?
Не высокопарно получилось?