В Насиминском районном суде Баку под председательством судьи Шахина Абдуллаева 9 августа начались судебные слушания по существу над четырьмя активистами, арестованными в связи с митингом 2 апреля в центре столицы Азербайджана. Процесс проходил в обстановке повышенных мер безопасности в связи с приходом к зданию суда около двухсот человек из группы общественной поддержки подсудимых.
Как напоминает "Кавказский узел", что по этому делу перед судом предстали Ульви Гулиев (беспартийный), Эльнур Меджидли (член молодежного отделения партии Народного фронта Азербайджана), Руфат Гаджибейли (активист партии "Мусават") и Ахад Мамедли (заместитель председателя молодежной организации партии "Мусават"). Их права защищают известные адвокаты Осман Кязимов, Ялчин Иманов, Эльчин Намазов и Халид Багиров.
Гулиеву и Мамедли предъявлены обвинения по статьям 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка или участие в таких действиях) и 315.1 (оказание сопротивления полиции) УК Азербайджана. Меджидли и Гаджибейли обвиняются по статье 233.
Судья не удовлетворил ходатайства об освобождении подсудимых, но и не продлил сроки их ареста
Здание суда было сегодня оцеплено полицией, а ввиду малой вместимости зала суда на процесс были пропущены лишь 20 человек. В их числе оказались родственники подсудимых, наблюдатели от ОБСЕ и посольства США, а также лидеры партий "Мусават" и Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.
В ходе заседания судья удовлетворил лишь два ходатайства. В частности, он разрешил подсудимым на время процесса выйти из железной клетки и сесть рядом со своими адвокатами, а также провести медицинское обследование обвиняемому Гаджибейли.
Адвокаты обратили внимание на то, что срок содержания Меджидли под арестом истек 8 августа, а Мамедли – 9 августа и потому ходатайствовали об освобождении своих подзащитных из-под стражи.
Однако судья не удовлетворил эти ходатайства, но и не продлил сроки ареста указанных лиц.
Адвокат Мамедли Иманов расценил это как грубое нарушение закона и международных обязательств Азербайджана.
Судья же мотивировал свои действия тем, что, поскольку судебное следствие началось, то необходимости в принятии специального решения по продлению сроков меры пресечения (ареста) нет.
Подсудимые заявили, что обвинение носит политический характер
Подсудимые Меджидли и Гаджибейли заявили, что им непонятна суть обвинения. Они считают, что обвинение носит политический характер. При этом Меджидли и Гаджибейли отвергли гражданские иски о причинении материального ущерба.
Адвокат Гаджибейли Намазов поинтересовался у судьи, что такое понятие "общественный порядок" и какими правовыми актами это регламентируется. Намазов заявил, что в законодательстве нет точного определения понятия "общественный порядок" и потребовал разъяснить, в чем выразилось нарушение его подзащитным этого порядка.
На это судья Абдуллаев заявил, что Гаджибейли "нарушил движение транспорта".
"В таком случае президент страны ежедневно нарушает общественный порядок. Когда он едет в город из загородной резиденции, движение транспорта перекрывается. Люди надолго оказываются в автомобильных пробках", - парировал замечание судьи другой адвокат Осман Кязимов.
Он, указав на предъявление подсудимым гражданских исков о компенсации на 6 028 манатов (около 7 250 долларов), поинтересовался, какая часть этой суммы относится к его подзащитному Гулиеву.
Судья не дал конкретного ответа на этот вопрос.
После дискуссий по процедурным вопросам судья Абдуллаев назначил следующее заседание на 11.00 16 августа.
Керимли: репрессивные меры дают обратный эффект
По мнению наблюдавшего за процессом лидера партии "Мусават" Исы Гамбара, "судебное расследование показывает, что у правительства по этому уголовному делу не только нет доказательств, но и даже поводов для наказания активистов".
"Адвокаты своими ходатайствами показали несостоятельность и предвзятость обвинения. Сами молодые люди, которые считаются обвиняемыми, также продемонстрировали высокий моральный дух и уверенность в своей правоте. Они выглядели несгибаемыми. Думаю, что очень скоро молодые люди выйдут на свободу", - сказал Гамбар.
По мнению лидера ПНФА Али Керимли, обвиняемые ведут себя на процессе достойно, как политически зрелые деятели. "Правительство должно задуматься над тем, что, арестовав их, не смогло сломить их. Напротив, репрессивные меры дают обратный эффект. Популярность арестованных с каждым днем растет. Они более популярны среди сверстников, чем молодые конформисты и подхалимы, сгибающиеся перед властью ради собственной выгоды", - подчеркнул Керимли.
Он также выразил мнение о предвзятости и зависимости суда и исполнения им политического заказа.
В качестве потерпевших по делу проходят двое сотрудников пост-патрульной службы Насиминского районного управления полиции Баку Ниджат Сеидов и Ильхам Заманов, представитель транспортной компании "Трансгейт" Эльвин Мамедов, представитель ООО "Автотранспортное предприятие №3" Аяз Гасымов, представитель Управления автохозяйства МВД Ильгар Мамедов, физические лица Шахниса Мамедова и Фарида Алиева.
Согласно обвинительному акту, подсудимые, совершив противоправные действия во время акции 2 апреля, нанесли потерпевшим материальный ущерб на общую сумму 6028 манатов.
Как сообщал "Кавказский узел", митинг 2 апреля проводился "Гражданским движением за демократию "Общественная палата" (ГДДОП) с требованием демократических реформ, однако полиция разогнала акцию, объяснив это тем, что она не была санкционирована городскими властями.
Всего в связи с митингом 2 апреля уголовные обвинения предъявлены 15 активистам. Помимо четырех вышеназванных подсудимых под арестом находятся еще 11 человек. При этом двое из них - член правления ПНФА Шахин Гасанли и правозащитник Видади Искендеров - обвиняются по другим статьям: "Незаконное хранение боеприпасов" и "Воспрепятствование свободному волеизъявлению избирателей". Гасанли уже осужден к 2 годам лишение свободы Шамкирским районным судом.
Над еще шестью активистами, которые обвиняются по статье 233, судебный процесс продолжается в Сабаильском районном суде. Трое активистов еще не предстали перед судом. Подготовительное заседание по их делу состоится 12 августа в Сабаильском районном суде Баку.
=====
И ведь невооруженным взглядом видно, что ЕСПЧ примет решению в отношении подсудимых.
Топор форева.
А вот другая сторона "медали" - поддержать подсудимых пришло больше людей, чем на саму акцию протеста.
Что скажет купечество: 1) подключились родственники? 2) оппозиционеры так знали, что бить не будут? 3) пошло пополнение?
обсуждать действительно нечего, но помнить, как бы, надо.
Так у нас судебные процессы уже давно превратились в дешёвый фарс, так что даже обсуждать нечего ...