Как и ожидалось, за 5 дня ареста журналиста Рауфа Миркадырова следствие не продемонстрировало общественности ни одного, даже малюсенького доказательства того, в чем обвинило журналиста – в шпионаже. Официальное заявление следственных органов о передаче Миркадыровым в 2008-2009 годах неких тайн, текстов и фотографий армянам через Лауру Багдасарян пока ничем, кроме голословных слов, не является. Если бы у обвинителей были доказательные факты, они бы показали их на ТВ, причем на всех каналах и по нескольку раз в сутки.
Но доказательств нет.
Миркадырова привезли в Апелляционный суд, который оставил решение суда первой инстанции об аресте его на три месяца для проведения следственных мероприятий
Когда в 2005 году был арестован по тому же обвинению Руслан Баширли, видеоролик тайно заснятый армянами в тбилисской сауне, где Руслан соглашался сотрудничать против интересов Азербайджана, крутили на ТВ неделями. Показывали также признание его товарища, рассказавшего следователю МНБ всю историю того устного, в сауне, соглашения Руслана с армянским особистом, представлявшимся деятелем НПО.
Руслан Баширли отсидел вынесенный судом срок, вернулся и создал правозащитную организацию, которая никого пока фактически не защитила.
В 2007 году телеканалы также бесперебойно трещали о причине ареста журналиста Эйнуллы Фатуллаева, обвиненного в оскорблении чувств ходжалинских беженцев. Он тоже отсидел, вернулся и создал сайт, нападающий на журналистов.
После арестов Фатуллаева и Баширли посыпались обвинительные выступления появившихся неизвестно откуда общественных организаций, телевизионные передачи и гневные речи провластных депутатов, требовавших наказать предателей и изменников Родины.
А в случае с Миркадыровым ничего этого нет.
Удивляет удручающая пассивность его родной газеты «Зеркало». Как пишет один из читателей газеты в форуме, под статьей в этом издании от 21 апреля, «Зеркало» стала уважаемой и популярной благодаря труду Миркадырова.
Читатель обращается к главному редактору «Зеркало» Эльчину Шихлинскому:
«Я бы настоятельно просил Вас сделать все, что в Ваших силах, чтобы помочь этому человеку. Тем более, что он делал все, чтобы Ваше издание приобрело то уважение, о котором только могут мечтать иные…
И надо мобилизовать всех и все. Время работает против Миркадырова. Тем более в его отношении к качестве меры пресечения избран арест. Зная реалии азербайджанской юридической системы, это означает, что планируется суд и срок. Иначе, все те, которые приложили руку к этому фарсу, сами должны оказаться под следствием и судом, чего я априори исключаю…».
Но «Зеркало» всего лишь публикует беззубую, составленную из чужих информационных блоков статью «Рауфа Миркадырова обвиняют в шпионаже в пользу Армении», в которой ничего кроме известной информации нет. Газетная страница потрачена на бессмысленное обсуждение причины содержания Рауфа в следизоляторе МНБ, а не в камере Минюста. Вот и вся помощь коллег.
Нет, было еще заявление Шихлинского одному из сайтов, причем после того, как ему задали вопрос. Главный редактор обещал, что газета сделает все для помощи попавшему в беду журналисту, а он лично в вину Миркадырова не верит.
Этого очень мало.
Отмалчивается Союз Журналистов Азербайджана и организация «Ени Несил». После скандальной раздачи квартир в доме для журналистов они не могут, как видно, прийти в себя и вспомнить о беде заслуженного журналиста АР Рауфа Миркадырова.
Выступили с обращением к президенту наши правозащитники и отец Рауфа, с просьбой проявить объективность и непредвзятость в деле Миркадырова.
Как ни странно, но самое резкое заявление последовало от иностранцев. Посольство США в Азербайджане: «Мы также обеспокоены утверждениями, что его арест мог быть связан с критическими публикациями в адрес правительства Азербайджана или его участием работе гражданского общества по поиску путей мирного урегулирования карабахского конфликта».
В выступлении адвоката Фуада Агаева, на пресс-конференции после его первой встречи с подсудимым, мне запомнилась фраза: теперь, после ареста Миркадырова армяне будут радоваться, так как посажен в тюрьму журналист, доводам которого в карабахских дискуссиях армянам нечего было противопоставить.
В свете слов адвоката мне кажется наиболее вероятной следующая озвученная версия ареста Миркадырова: азербайджанское МНБ попалось на удочку армянской СНБ. Они подложили нашим «дезу» о шпионаже Миркадырова, и словили сразу две «рыбки»: убрали самого сильного антиармянского публициста и поставили в тяжелое положение имидж Азербайджана.
Действительно, место Миркадырова пустует, причем удар по Азербайджану на этот раз нанесли не армяне, а наша же власть. Поступила необдуманно решив, что надерганных цитат из его аналитических отчетов для зарубежных правозащитных сборников и проектов достаточно для того, чтобы обвинить человека в тяжелейшем преступлении.
Но фактов, оказывается, нет.
Зная практику работы наших правоохранительных органов понятно, что следствие занято поиском доказательств для обоснования ареста Миркадырова и обвинения в шпионаже. Причем доказательства должны быть настолько вескими, чтобы Азербайджан не выглядел смешным, а Страсбургский суд по правам человека не вынес бы оправдательного заключения.
По всему, произошедшему за четыре прошедших со дня ареста, эти поиски останутся пустыми.
Стыдно за страну, столь жестоко поступившую с гражданином, сделавшим для этой страны так много хорошего.
Рауф Миркадыров (род. в 1961 году в Баку) окончил факультет журналистики Азербайджанского Государственного Университета.
После окончания университета Р. Миркадыров работал в государственном издательстве "Азернешр".
Рауф Миркадыров входил в состав первой редакции газеты "Азадлыг" ("Свобода").
В декабре 1989 года находился в Джалилабадском районе во время столкновений между внутренними войсками и местным населением.
20 января 1990 года Р. Миркадыров помогал выводить людей из баррикад в Сабунчинском круге, когда стало известно, что предотвратить захват Баку со стороны советских войск невозможно.
С 1991 г. занимается журналистикой. С 1991 г. работал в газете «Айна-Зеркало» («Айна» азербайджанская версия газеты).
В условиях чрезвычайного положения Рауф Миркадыров вместе с группой единомышленников нелегально выпускал газету "Бизим йол" ("Наш путь").
С середины 1990-х годов Рауф Миркадыров работал в агентстве "Шарг", заместителем редактора журнала "Монитор", редактировал оппозиционную газету "Демократик Азербайджан", был заместителем главного редактора "Миллэт", газеты "Бу гюнь".
В качестве журналиста Рауф Миркадыров часто бывал в зоне боевых действий в Нагорном Карабаха.
С начала 2000-х годов Рауф Миркадыров работает в газете "Зеркало" 1. С 2011 года проживал в Турции, работал корреспондентом газеты "Зеркало".
Рауф Миркадыров неоднократно участвовал в различных международных конференциях по проблемам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Общественная и политическая деятельность
В середине 80-х Рауф Миркадыров активно участвовал в создании первых неформальных организаций, а затем стал активистом национально-демократического движения Азербайджана.
Р. Миркадыров участвовал в создании Народного Фронта, в частности его Сабаильского отделения.
В 1991 году входил в число основателей оппозиционной партии Национальной независимости Азербайджана (ПННА) и по ныне входит в ее Политсовет.
С 1992 года по 1995 год Рауф Миркадыров входил в руководство Партии национальной независимости. Работал руководителем пресс-службы партии.
В 2005 году Рауф Миркадыров выдвигал свою кандидатуру на выборы в парламент Азербайджана.
В 2005 г. распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева Миркадыров был удостоен звания «заслуженный журналист Азербайджана».
В 2008 г. Рауф Миркадыров стал лауреатом международной премии Герда Буцериуса "Свободная пресса Восточной Европы" 2008 года за заслуги в развитии независимой прессы.