Много в шашлыке от дикого. Зарезать животное, быстро снять с него шкуру и разрубленное на кусочки сочащееся кровью мясо нанизать на срубленные прутья, чтобы установить поверх огрызающихся пламенем углей – это просто и быстро, без аптекарской точности и дорогих специй. Металлические шомпола, перец и соль, репчатый лук и тем более выдерживания мяса с ночи в уксусе, или даже в вине для мягкости – это придумано культурными наследниками диких турок. Почему турок? Все же доказывается терминами: шашлык – шишлик – приготовленное для шиша (шиш – это шомпол или острие на тюркских языках). Свежее, сырое баранье в основном мясо на углях – это так по-тюркски, явственно пришло со времен грозных кочевничьих набегов на разжиревших в чиновничьем угодничестве, погрязших в пересчитывании монет и дворцовых интригах оседлые цивилизации. Сложный в приготовлении плов или многолетние вина могут изготовлять укрытые за крепостными стенами с молельнями, церковной иерархией и подвалах с бродильными чанами. А кочевник свободен, он там, где высокая трава и простор, а мелькающие вдали вражеские колокольни для него только преграда, вехи в погоне за горизонтом.
Шашлык – друг быстрого всадника, разбивающего непонятный ему фарфор, от которого только тяжесть в хурджинах и зависть, рождающая вражду между братьями. Кочевник не покупает еду и не строит кухонь, он готовит жареное, подгорелое с боков мясо, чтобы забить предательский голод и нагнать обоз с болтливыми евнухами, жирные шеи которых обвешаны янтарным ожерельем. В еде кочевого воина нет жира, как нет его в мясе перемещающихся овечьих стад. Свалив на бок выбранного с утра барана, кочевник готовит шашлык за час, не больше потому, что не подобает мужчинам тратить жизнь на угодничество животу. Воина ждет конь и кривая сабля, истосковавшаяся по расчетливой голове просевшего на подушках торговца. Единственное условие в приготовлении шашлыка – это предложить один шиш с нанизанным приготовленным мясом соседу и прохожему, которого обязательно ударит обволакивающим дымом (iy vurdu), струей поднимающимся над шипящим пузырьками мясом. Есть шашлык одному или только своей семьей, не предложив шиш или прикрытую тарелку с жареным мясом соседу – некрасиво и стыдно. Вот почему приготовление шашлыка на городском балконе недопустимо, а такой сосед, если обнаруживается в многоквартирном доме, становится объектом насмешек. Шашлык – для свободных и добрых людей, не обремененных тяжелым достатком и назойливыми условностями. После себя шашлык просит только горячий, терпкий чай и приятного душе товарища, а шиши-шомпола с тарелками можно вымыть потом, даже завтра, если с утра не наметили завтрашнего молодого барашка.
Мне кажется тюркское.
Мне бы эту кастрюльку) с красным сухим вином)
Нет) к Азии имеют отдаленное отношение... Проживали лишь период 13летней депортации...в Казахстане ...
они этнические балкарцы
Кямал, мои тетки говорят исключительно шишлик)
не знаю, кто родоначальник этого выражения)
Кямал,не думаю что шашлык это изобретение кочевников,оседлые народы тоже любили жаренное на углях маринованное мясо,как его не назови,оно не станет от этого хуже,во всех сторонах света.
Восов, вы меня убили описанием приготовлеения говурма. Уверен что других тоже
Къакъ эт - сушеное мясо, къыйма - колбаса ...
А вообще то,применение маринадов для приготовления мяса и рыбы,историки и кулинары приписывают древним римлянам.Вполне возможно что ошибочно...)
Нуш олсун! Приятного аппетита!
Казылык делают из конины, тоже очень вкусно. Все это без сто грамма ни так вкусно. Приятного аппетита.
Казылык...
Бен - а что скажешь по названию? Шашлык-шишлик, и Восов тоже сказал про туркменов
Интересно - шишлик. Может они туркмены или оттуда?
В Илису сушеное мясо применяется особенно зимой, называется гахач. Сушат туши баранов осенью, когда мух нет. Село похоже на дорогу, на которой римляне распяли рабов - над домами распятые бараны
Я бы не сказал, что шашлык еда только для пикников. Мы и в городских условиях его очень охотно едим. Это часть нашей культуры, вкус шашлыка, смешанный с запахом дыма в наших генах.
Вы очень хорошо нарисовали эти приготовления. Спасибо!
Действительно, правильное называние шашлыка у кочевников в Туркестане -шишлик. Основная еда у кочевников была "ковурма". Это целого туши барана и бычка режут на мелкие куски ,при этом из них извлекают мозговые кости,после этого жарят в казане в собственном жире без каких либо воды с добавлением только соли. После готовки заливают в разные сосуды для хранение. При необходимомсти достают ,добавляют кипеч. воду и готовь горячий походный насышенный обед. А шишлик делали кочевник во время привала , А кебаб из баранины горной части Азербайджана и кебаб из баранины другого региона это две разные блюды. Спасибо, Камал бей очень вкусно .
Бабушка по материнской линии вместе колбасы говарила "гыйма" . Все это очень вкусно и к настольгию тянет. Всем приятного обеда и мира ,но пора и работать.
Опхелия Хиртх Kamal, ochen ponravilos
Горцы и кочевники мясо для "шишлика" не мариновали , просто жарили и ели. Тогда качество мясо было другое,а сейчась маринуют под разным соусом. А рецепт изготовления "ковурма" до сих пор не изменилось. Очень вкусное и сытное еда , для воинов кочевников это был как сухой паек . У горцы тоже делали ковурмы , но у них вместе сух. паека была "сущенная мясо и колбаса"(гуруян ет ве долма).
Сушеное мясо и сейчас деликатес) особо приветствуемый у горцев среди прочих блюд и закусок...
Разве это тюркское слово? С персидского шашлык означает шесть кусков.
Амнистия - я пил с белым сухим грузинским домашним из холодильника. после второго большого стакана тяжелеешь и тянет ко сну