Сатира и критика в адрес власти была в Азербайджане даже в царское время

05 марта 2016, 10:29

Исторический журнал "Молла Насреддин" остается в череде азербайджанских СМИ самым острым и принципиальным, причем на острие пера авторов журнала попадались представители власти в самые что ни на есть времена самодержавия.  Талантливая журналистка Кёнуль Халилова опубликовала в британском сайте bbcazeri.com5 марта 2015) прекрасную статью с иллюстрациями.  Работа Халиловой так хороша, что к ней не нужно ни прибавить, ни убавить. Нашим читателям эта публикация может быть интересной еще и потому, что представляет возможность взглянуть на жизнь азербайджанцев в начале XX века.

Статья называется:

"Молла Насреддин": Charlie Hebdo по-азербайджански

с

За сто лет до того как исламские экстремисты напали на журналистов французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo, во времена Российской империи, другой очень похожий сатирический журнал играл важную роль в жизни мусульман Кавказа.

Азербайджанский еженедельный журнал "Молла Насреддин" печатал революционные по тем временам материалы, высмеивая и русского царя, и иранского шаха.

 
"Молла Насреддин" активно выступал за распространение влияния Запада

Основанный в 1906 году журнал, смело обсуждал политические события и, кроме того, боролся за права женщин и всячески приветствовал распространение западного влияния на исламском Востоке.

Главным редактором журнала был Джалил Мамедкулизаде, известный также под именем Мирза Джалил, знаменитый азербайджанский журналист и писатель.

В его романе "Мертвецы" главного героя, атеиста и алкоголика, считают сумасшедшим за то, что он привык говорить правду о темных сторонах жизни. Например, о том, что девятилетнюю девочку принуждают выходить замуж за 50-летнего мужчину.

Первый выпуск журнала

Свое название журнал получил по имени фольклорного персонажа Моллы Насреддина (также известного как Ходжа Насреддин). Он является героем множества сатирических рассказов и анекдотов.

На обложке первого выпуска журнала "Молла Насреддин" изображена "пробуждающаяся нация Востока". В последующие двадцать лет своего существования журнал сделал себе имя, показывая мир своим читателем через карикатуру и текст.

Другой известный писатель того времени, Абдуррагим-бек Ахвердиев писал в своих воспоминаниях: "Первый выпуск журнала был настоящей бомбой. Муллы говорили, что подобному журналу не место в доме мусульманина. А если он окажется в доме, надо взять его щипцами и бросить в нужник".

В отличие от других изданий того времени, имевщих большое влияние в Турции, России или Персии, "Молла Насреддин" обращался к малообразованным читателям.

Разница между светским...

 
 
 ...и религиозным образованием
 

Текст в журнале был очень простым, а карикатуры доступны для понимания, часто изображая религиозных лидеров, которых журнал называл врагами образования и светского общества.

Мирза Джалил сказал бы, что его журнал был продуктом своего времени, когда необразованное большинство управлялось Персидской и Российской империями, а направление обществу задавалось религиозными лидерами.

Журнал выпускался на азербайджанском (первоначально в арабском алфавите, а позже, после прихода к власти большевиков, латинском). Иногда журнал выходил и на русском.

В журнале публиковались, например, карикатуры, недвусмысленно указывающие на разницу между образованием религиозным, или "азиатским", и светским, то есть "европейским".

 
На этой карикатуре изображена реакция отца на рождение сына и дочери

Женщины показывались всего лишь бесправными существами, не имеющими права голоса ни в обществе, ни в семье, где их избивали и угнетали мужья.

Смертельно опасное дело

"Молла Насреддин" совершенно ясно давал понять, что противопоставляет себя вмешательству религии в частную жизнь и жизнь светского государства.

Безусловно, насмешки над духовными лицами и борьба за права женщин были делом рискованным.

 
Даже в тюрьме есть окна...

Иранские муллы издали фетву, призывающую к убийству Мирзы Джалила. Он подвергся нападению в Тифлисе, где издавался журнал, его жизни постоянно угрожали.

"Если бы мы издавали журнал в Баку или Ереване (где азербайджанцы тогда составляли национальное большинство - авт.), они бы просто убили меня", - объяснял Джалил.

Но для своих читателей журнал открывал окно в мир политики, пусть и в сатирической форме.

Большое влияние на Мирзу Джалила оказали русские писатели, особенно Гоголь и Чехов.

В команду журнала входили немецкий карикатурист Оскар Шимерлинг, живший в Тифлисе, и азербайджанский художник Азим Азимзаде.

В "Молле Насреддине" работал поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, который в стихотворной форме писал о правах женщин и необходимости образования.

Новые времена

В 1918 году журнал сыграл важную роль в основании Азербайджанской Демократической Республики, которая просуществовала всего два года, до прихода к власти большевиков.

Зейнал Мамедли, медиа-эксперт из Азербайджана говорит, что большинство министров новой республики были поклонниками "Моллы Насреддина".

Еженельник сыграл не последнюю роль в том, что в 1919 году женщинам Азербайджана было дано право голосовать, в это же время в Великобритании и США женщины тоже получили право голоса.

Только листая старые копии журнала в азербайджанской Национальной библиотеке, становится очевидно, насколько талантливы были авторы и художники "Моллы Насреддина".

 
Турецкий султан получает холодный душ от влиятельных держав вместо острова Крит, на который он претендовал

Например, в 1929 году в одном из выпусков журнала было опубликовано изображение пророка Мухаммеда, хотя его лицо не было показано.

К этому времени Азербайджан стал одной из советских республик и журнал стал выпускаться в Баку. При том, что большинство населения составляли мусульмане.

Одна из карикатур изображала диалог между Иисусом и Мухаммедом и показывала людей, выпивающих на Рождество, давая читателю понять, что мусульмане, несмотря на религиозные запреты, употребляли горячительные напитки.

Но существование журнала при Советской власти продлилось недолго. В начале 30-х годов власти потребовали от Мирзы Джалиля переименовать журнал в "Безбожника", чтобы соответствовать принципам советской идеологии.

Бессменный редактор журнала так и не смог смириться с большевистской цензурой и вскоре покинул свой пост.

06.03.2016 в 10:56Hamazasp

Лучше запрещал бы ложь...

07.03.2016 в 10:36KamalB

Червяк и есть червяк. Вопрос червяку: почему а вас червяков, отстаивание правоты ассоцируется с подпевательством?

06.03.2016 в 09:41Hamazasp

Если у некоторых посетителей этого блога вдруг появится хоть малейшая мысль, что турки могут жить без убийства , это будет  их самым большим заблуждением !

Пример - убийство зверским способом девочки в Москве. 

"Аллах сказал мне: убей !"(((

Этого они никогда не перешагнут ! ((((((((((((((

05.03.2016 в 18:49KamalB

Опять зашевелились [...]! Сейчас поднимуть голову и остальные, как после дождя.Кямал Али, как без Ваших статьей они жили бы?

Эти статьи для них как воздух.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

05.03.2016 в 16:06ОДИН ВОТАНОВИЧ

Ув.ViN,ну к чему все эти слова" лгуном,  лжецом, и слыть лгуном первой категории " ?

Просто..... камал. И этим всё сказанно )))))))))

05.03.2016 в 21:53moderator

Комментарии удалены модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Офтоп запрещен Правилами. Воздержитесь от грубых высказываний.

07.03.2016 в 10:45KamalB

винчук, я давно перестал твоим ответам противопоставить какие то факты. Потому что, все что ты пишешь, это смес больный фантазии, усиленной ненавистью ко всему туркскому и мусульманскому миру. Да может быть ты ненавидишь вес земной шар, за исключением одних реликтовых. Между психически больной женшиной и тобой в принципе нет разницы.   Ты тоже в любое время можешь совершать подобное.

05.03.2016 в 18:30оттуда

Хороший Правильный был журнал. Боролся с религиозным мракобесием и фанатизмом. Сто лет прошло. И  опять в азерсреде верховодят мракобы. Только сегодняшниеиз моллы переквалифицировались в "историки" и "публицисты".

 

Вот еще один из рассказов, напечатанных в нем. Пургагон никогда не перепечатает его.

 

Путешествие Мозалан Бека (Ордубад 1909 г)

Автор: Гурбанали Шарифов

Вчера я побывал в армянском селе Айлис, расположенном неподалеку. И что я увидел?

Кажется, даже глупцы бы обомлели. Прежде всего, я хочу сказать, что село это, словно ухоженный район Тбилиси. Красивые особняки, чистые улицы, много крупных и красивых мостов, множество школ, библиотек, читален, здания и сооружения просвещения с изумительным убранством. Клянусь Аллахом я оцепенел .

А людей вообще не узнать, словно только что прибыли из Франции, одежда, поведение, безукоризненная чистота (говоря о чистоте, имею ввиду внешность людей, не подумайте чего-то иного). Воистину я был поражен.

Вернувшись из Айлиса в Ордубад, увидел, что опять в одном из домом читают молитву и мусульмане, собравшись там, снова плачут.

Так и захотелось спросить ай балам, почему плачете? Что опять не так? Или вы уже загодя поняли, что наши соседи, вооружившись просвещением придут сюда, завладеют вашим имуществом а вас самих превратят в своих слуг?

И пусть никто не говорит, что это не так. Если хоть немного обратить внимание на историю мировой культуры, всяк поймет, что в итоге так и будет.

 

"Молла Насреддин" 7 июня 1909 года.

 

Дальнейшую судьбу армянского села Айлисли описал современный азербайджанский писатель Акрам Айлисли в своем романе "Каменные сны".

05.03.2016 в 20:47ОДИН ВОТАНОВИЧ

Как вы правы KamalB  ,ЗАШЕВЕЛИМСЯ ))))))Только таких "правдорубов-миротворцев-[...]" как Кямал на сайте больше нет,ну как не поглумиться ???))))Меня порой терзают смутные сомненья,а не арменин ли он тайный? Потому,что большего вреда имиджу Азербайджана,чем посты кямала трудно вообразить (((((((( Всюду ложь,провокации, шельмование ,[...] !!!

Это я вам,подпевалам как не армянский червяк заявляю ))))))))

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

06.03.2016 в 09:43Hamazasp

Модератор, ты ведь согласен со мной !?

05.03.2016 в 13:06ViN

вор у вора украл, бог увидел и улыбнулся, я по своей "неграмотности сначал обрадовался" но потом все таки решил а посмотрю ка я что говорят светила мировой истории, литературы, политики, итд итп, по азербайджан в начале 20 века, и какого же было мое разочарование, когда я нигде не нашел ничего про азербайджанскую культуру, историю, литературу, ну и конечно юмору сатиру журналы итд итп. я все таки веря в то, что светила могли ошибиться, копнул чуть поглубже, ну может там они что то написали, увы нет, УВЫ НЕТ, коварные армяне так глубоко пустили свои щупальца, что стерли следы великого азербайджана от древности до начала 20 века, .............

камал я понимаю бумага все стерпить (в данном случае клава и монитор) но выстовлять себя в глазах всей инет аудитории лгуном,  лжецом, и слыть лгуном первой категории стоит этого?

долго еще эхо твоего щедевра "азербайджанский сатирический журнал конец 19-начало 20 века" будет бороздить просторы инета.....

а надо то было всего лишь правдиво написать, мусульманский вместо азербайджанский, можно было татарский, можно было мусульман шиитов........

06.03.2016 в 12:59ViN

а кто приказал этому молодому [...] азерской (тут какмала передернуло) национальности зарезать девочку  армянку  в москве? я когда то писал, что не надо все валить в кучу (на национальность) я утверждаю, что национальность - азербайджанцы- [...]. но после столь убедительных постов камала (я не знаток арабского) я думаю может все таки он это сделал потому, что он азербайджанец? [...] с ножом в кармане против юной девочки армянки? как тут не воспользоваться ситуацией, [...], выросшему на тотальной прогпоганде ненависти против армян?

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни и оскорбления запрещены Правилами.]