Это конечно их дело и право, каждый может выражать свое политическое мнение на улице. Вернее, каждый в Азербайджане должен иметь такой право и возможность. В этом смысле хорошо, что в центре Баку сегодня прошла акция поддержки иранского официального лидера Хаменеи
https://oxu.az/society/238019
Митинговавшие собрались перед посольством Ирана в Азербайджане, скандировали в поддержку духовного лидера Ирана Хаменеи и против, разумеется, Израиля и США. Их не разогнали, браво демократии.
Я просто, пользуясь демократическим правом рассуждать, искать истину хочу спросить: что есть в Иране такого, что Азербайджан должен поддерживать и даже перенять? Время от времени азербайджанские исламисты выступают с требованиями. Когда у нас возвращались к латинскому алфавиту, отнятому большевиками, проиранские исламисты требовали возврата к арабскому алфавиту, применявшемуся до латинского.
Современный Иран в окружении стольких внутренних и внешних проблем, что эта страна регулярно кипит. Гибнут люди, протестующих не останавливают прилюдные казни через повешение в иранских городах. Во время последних митингов начавшихся 28 декабря погибло 28 человек, около 400 задержанных. Такой Иран вам нравится - хочу спросить я наших митингующих. Это успех Ирана - отменили запрет на соцсеть Telegram. В Баку митингующие кричали, что Иран защищает права мусульман во всем мире. Скажите, когда Иран защищал и как он это делал, когда нарушались фундаментальные права на жизнь и безопасность мусульман в Карабахе - нагорном и равнинном?
Уважаю право выражать мнение, поэтому выражаю свое - нам нечего перенимать у Ирана. Спокойный сосед, открытые границы, торговля, туризм - это хорошо. Но большего нам от Ирана не нужно.
Революция может происходить в двух видах:
1. резкая, революционная смена общественно-политического строя снизу/сбоку
2. смена социально-экономического строя без единомоментного политического действия.
Первая приводит к резким последствиям, исключительно негативным, как минимум в социальном и экономическом плане. Исламская революция в Иране тому хороший пример. То же касается русской революции, французской, английской, и всех, возможно, кроме нидерландской - и еще несостоявшейся венесуэльской (там хуже уже не будет).
Постепенная смена формации тоже может происходить. Эрдоган - номинально демократический лидер, он победил на демократических выборах и вследствие частичной демократической трансформации Турции. Но поскольку он революционер и по Веберу его легитимность революционная, то он народно-революционный лидер, который может одновременно сочетать популярность, элементы демократичности, популизм и авторитаризм.
Что касается исламской революции, то она может происходить в разных формах. В частности, Эрдоган прибег к наиболее эффективному методу - постепенной трансформации страны в сторону исламизма и хотя внутренне это выглядит очень жесткой трансформацией, по историческим меркам это не так. Сегодня вышел отчет фридом хауса, по которому Турция потеряла 34 балла общественных и политических свобод за последние десять лет и вышла по этому показателю на первое место с отрывом.
Революционер может в какой-то момент потерять популярность или ее часть, но если он существует в иерархичном государстве с развитой бюрократией, он будет иметь много рычагов, чтобы сохранять власть, но уже с методами авторитарными.
Вот такая вот политэкономия Турции последних 15 лет, на мой взгляд.