Я продолжаю работать над демографией Армении и сейчас посчитал динамику численности населения в ежемесячном разрезе. Как известно (в узких кругах), постоянная численность населения Армении - величина практически неисчислимая, поскольку Армстат не в состоянии адекватно посчитать ежемесячную, да и ежегодную динамику постоянной миграции. Зато при доступной статистике пересечения контрольно-пропускных пунктов, становится возможным подсчет численности наличного населения, что я в итоге и сделал как только (сегодня) миграционная служба выложила свою базу данных погранпересечений за последние 5 лет. Национальная статистическая служба представляет данные по естественному движению населения в ежемесячном разрезе только на протяжении последних 6 лет. Поэтому, на данный момент я ограничиваюсь периодом 2012-2018. Но в будущем существует возможность сделать то же самое на ежеквартальной основе начиная с 2000 года.
График, представленный выше, показывает эти числа. Причем для наглядности, я вставил в график количественные оценки за февраль каждого года, а также линию тренда. Учитывая почти линейно снижающуюся численность наличного населения, неудивительно, что именно на начало периода мы имеем самую большую численность, а самую низкую - на июнь 2017 года.
Наверняка на себя обращают внимание достаточно глубокие провалы в середине каждого года, особенно, в 2012-2014 гг. Это и есть та самая сезонная миграция, или поток "хопанчи", как у нас их называют на народном языке. Ее численность составляла порядка 60 тысяч человек в 2012-2014 гг. и примерно 40 тысяч человек в 2017 году.
Для сравнения, можно посмотреть на динамику постоянного (не наличного) населения Литвы за тот же период.
Как мы видим, общий тренд движения населения почти не отличается за исключением отдельных хронологических колебаний. Он маскирует тот факт, что в Литве все последние годы отмечалась естественная убыль на уровне -10 тысяч человек в год, тогда как в Армении естественный прирост составлял в среднем +12 тысяч человек. Однако в 2002-2010 годах, при сохранявшейся естественной убыли, Литва также имела более негативное миграционное сальдо по сравнению с Арменией, что отчасти вызвано вступлением Литвы в ЕС и свободным доступом граждан Литвы на общеевропейский рынок труда. В последние годы благодаря заметному снижению безработицы, Литве удалось стабилизировать миграционные тренды, а вот численность населения пока продолжает сокращаться, хотя и здесь есть определенные перспективы стабилизации, учитывая, что число умерших в 2017 году было самым низким после 2000 года.
P. S. В будущем, когда будут опубликованы данные за 2017 год по Грузии, я смогу составить такую же динамику по Грузии. По Азербайджану это невозможно, поскольку никакие данные в ежемесячном разрезе не публикуются.
Вот сейчас пишешь маленькие статьи но богата и интересно читать и делать делать анализы.