Местное самоуправление в Армении: процесс укрупнения общин
Так уж повелось, что в Армении значение имеют практически исключительно выборы мэра, но не муниципального совета (совета старейшин). Хотя у совета старейшин есть ряд полномочий, которые, в том числе, были расширены в прошлые годы, но мотивация людей участвовать активно в общинных делах ограничена, поскольку работа в совете старейшин ведется исключительно на общественных началах (кроме Еревана).
В Армении продолжается процесс укрупнения общин, который Серж Саргсян не сумел довести до конца несмотря на свое долгое президентство. Основной причиной тому является сильное сопротивление на местах. А сельские администрации являются одним из основных инструментов по добыче голосов правящей партией, поэтому их мнение необходимо учитывать – и оно учитывается правящей партией. Есть и еще один сложный момент – изначально заявлялось о том, что объединение будет проходить только при согласии самих общин, но после того как на некоторых референдумах в пробных общинах идея объединения потерпела поражение, идею местных референдумов забыли.
На данный момент процесс завершен примерно наполовину. В Армении 1005 населенных пунктов, объединенных в 502 общины. 2 года назад, до начала процесса укрупнения, было 915 общин, с тех пор 465 общин объединили в 52 общины. Оставшиеся 450 общин, которые еще не укрупняли, будут объединены в примерно 50 общин, то есть по 9 старых общин на 1 новую, или 10 поселений объединяется в одну административную единицу. 2 графика могут охарактеризовать этот процесс.
Источник: ежеквартальные публикации Национальной статистической службы «Социально-экономическое положение Армении в …» за 2016-2018 гг., раздел «5.2. Демография»
Выборы 11 марта
11 марта 2018 года в Армении прошли выборы местного самоуправления. В 14 общинах прошли выборы главы общины. Сфокусируемся для начала на них. Все общины, в которых прошли выборы – не укрупненные, везде было голосование в одном селе.
В большинстве случаев голосование было не альтернативным – это был вотум доверия. В 12 общинах был всего лишь один кандидат и только в двух общинах была конкуренция и, кстати, конкуренция довольно серьезная. Конкуренция была в общинах Дебет в Лорийском марзе и Норамарг в Араратском марзе. Между партиями почти никакой конкуренции нет – общины слишком малы для того, чтобы все партии доходили до этого уровня – и как раз тут есть шансы в результате реформы местного самоуправления, поскольку число общин будет сокращено. В то же время, надо сказать, что пока эти шансы не реализованы.
В целом, число кандидатов на общину составило 1.43. Как уже было сказано, в двух общинах было два кандидата и в обеих общинах явка превысила 60%, тогда как в остальных 12 явка была ниже 60%, а зачастую и ниже 40%. Наконец, в одной из общин (Саят-Нова, Арарат), несмотря на присутствие лишь одного кандидата, было большое число голосов против, что возможно связано с тем, что конкурент взял самоотвод до выборов. Вообще, почти везде конкуренты взяли самоотвод, кроме упомянутых двух общин. Согласно действующей системе самоуправления, в каждой общине должно быть не менее двух кандидатов, но это касается только регистрации, а не участия в голосовании. Поэтому второй кандидат часто регистрируется лишь для галочки, чтобы потом взять самоотвод, а в действительности, является представителем главы общины, иногда его сотрудником.
Но так бывает не всегда: иногда самоотвод является результатом давления и, вероятно, так было в общине Саят-Нова, хотя сложно об этом говорить с полной уверенностью.
Результаты выборов
Представим результаты выборов по каждой общине.
* Беспартийный, выдвинут по спискам РПА
Источник: секция каждой общины в разделе выборов главы общины на сайте Избиркома Армении , а также – сводная информация о выборах
Анализ результатов выборов: обобщение
Некоторые выводы по итогам выборов