Вчера почти одновременно Гагик Царукян и Эдуард Шармазанов объявили о решениях своих политических групп. Объявление Гагика Царукяна было сделано предельно конкретно, в форме интервью журналисту Петросу Газаряну, но, естественно, это было не интервью. Там было несколько очень простых и ясных мессиджей, которые Царукян хотел отправить своим избирателям, в частности, что разговоры о том, что он может избраться премьером на общей платформе РПА-ППА – это разговоры недоброжелателей из стана бывшей власти и так далее, ну и – естественно, что Царукян не собирается становиться премьером и поддержит «кандидата от народа», то есть Пашиняна.
Эдуард Шармазанов выступил на брифинге также с очень ясным мессиджем – о том, что РПА не будет выдвигать своего кандидата. Правда, более детально стратегию РПА он не прояснил, но почти открытым текстом сказал, что РПА перейдет в оппозицию. В принципе, в среднесрочной перспективе это максимум, на что может рассчитывать РПА. Да и в долгосрочной – тоже. Он также сказал – а в чем провинились наши коллеги, что они столько лет были оппозицией, это также свидетельствует о примерках новой рубашки.
Гагик Царукян был несколько напряжен, Эдуард Шармазанов был очень напряжен, видно что в обоих случаях решение было непростым и, вероятно, результатом многочисленных консультаций и дебатов. Это также было следствием давления на депутатов – к примеру, Арарат Мирзоян за эти дни уже несколько раз уже успел объявить о том, что государственным предательством будет голосование против «кандидата от народа». Я надеюсь, что эти высказывания не показывают действительного направления будущей внутренней политики новых властей, хотя и этого исключать нельзя (по опыту Грузии).
Сегодня Пашинян был выдвинут в качестве кандидата в премьер-министры. Вряд ли может что-то произойти и появится все же какой-то третий кандидат, к примеру, беспартийный. Хотя, поскольку в последние дни все менялось так быстро, это все же нельзя исключать на 100%. Все кидали всех и ещё могут успеть кинуть. Но надо понимать, что это приведет к новому социальному взрыву. Получится, что у народа действительно отнимают победу. С одной стороны, люди все эти дни выходили не ради Пашиняна, а против власти. Но именно Пашинян создал эту возможность, организовал эти протесты, в том числе ценой своего здоровья и сверхусилий, именно он сегодня имеет высокую народную поддержку, и он олицетворяет эту революцию.
Поэтому с наибольшей вероятностью премьер-министром изберут Пашиняна. За этим последует некий промежуточный этап длительностью, скорее всего, от двух месяцев до года, но всеобщим интересом было бы проведение выборов примерно через 3 месяца. Конституция написана криво-косо и относительно проведения внеочередных парламентских выборов оставляет ограниченный набор опций. Но тем не менее, думаю тут все же вопрос скорее политической договоренности, а не юридической. Будет политическая договоренность – юристы придумают как ее реализовать.
Есть еще один вариант – если РПА консолидировано проваливает голосование, то есть отказывается от участия, либо голосует против. Тогда не избирается никто и новые выборы в парламенте назначаются на, скорее всего, 8 мая. В эти дни будет происходить резкое взвинчивание атмосферы и нагнетание напряженности, РПА встанет под новым ударом, чего, я думаю, республиканцам не очень хотелось бы, особенно учитывая, что они еле оправились от череды предательств и давления, с которым столкнулись 22-26 апреля.
Однако все же сценарий, что РПА подрывает деятельность новой власти полностью исключить нельзя. Этот сценарий может включать в себя голосование за Пашиняна 1 мая, но потом срыв многих его инициатив. Однако кроме садо-мазохизма, рациональных мотивов для такого поведения Республиканской партии я не вижу. Во-первых, для Пашиняна это будет хорошо, а для РПА – плохо: РПА будет виновата во всех неудачах и трудностях первого периода. Во-вторых, таким образом РПА выступит как неконструктивная сила и все их разговоры о том, что они хотят развития страны, окажутся пшиком. Можно, конечно, сказать, что люди им и так не верят, и это тоже правда. Но есть разница. Одно дело, когда РПА все делает ради себя и страны, просто не разделяя эти два понятия – так это было, и так примерно понималось людьми (кроме уж совсем недалеких людей, считавших, что РПА специально делает плохо из собственной черствости). В этом же случае получится, что РПА не просто работают со злоупотреблениями, но превращаются в «собаку на сене», которая ставит своей целью не только не допустить успеха новой власти, но и вообще мешает управлению государством.
Это сделает нынешний кризис непреодолимым: многие в обществе не будут считать «бархатную революцию» завершенной, если не произойдет окончательный трансфер власти от РПА к Пашиняну и его политической группе. Митинги будут продолжаться, экономика будет парализована, возникнет риск экономического торможения и риски в сфере безопасности. И ответственными в этом окажутся республиканцы. Кроме того, в случае бесконечного затягивания митингов, может возникнуть риск насильственного противостояния, что несет угрозу стране и власти, а в конечном счете, исключит возможности для депутатов РПА продолжать политическую деятельность в Армении, а то и вообще жить в Армении.