Несколько дней назад в газете “The Jerusalem Post” вышла статья “Armenia’s Jewish Problem” (уже переведена на руссский), где обсуждалась проблематика армянского антисемитизма, активно обсуждается в социальных сетях. Подозрительным образом, в статье очень много внимания уделяется Азербайджану, а в социальных сетях также проскальзывало, что Арье Гут уже заявлял по азербайджанскому ТВ, что публикация статьи - его заслуга.
Блогер Puerrtto, он же Александр Лапшин прокомментировал это так: Антисемитизм в Армении? Чушь. Нет ничего подобного. Уж вы мне поверьте, я там не первый месяц нахожусь. Зато в азербайджанской тюрьме, где меня держали эти большие друзья еврейского народа под руководством Алиева то и дело неслось по коридорам, что меня зарежут, изнасилуют и фашистский бред что Гитлер был прав. Вот такие дела. Не случайно прямо в эти дни в ЕСПЧ в Страсбурге рассматривает дело по обвинению властей Баку в попытке убийства израильского гражданина Александра Лапшина.
Можно было бы этим ограничиться, но я считаю, что межнациональные отношения – это слишком тонкая тема, чтобы можно было так легко ее закрыть. И обилие ссылок об «антисемитизме в Армении» подтверждает необходимость серьезного разговора на эту тему, поскольку этого разговора никогда не было. Ну а поскольку автор статьи увязал антисемитизм в Армении и предполагаемую юдофилию в Азербайджане, то отдельно надо будет обсудить и ситуацию в Азербайджане.
В статье ссылаются на опрос Pew Research Center, по которому в Армении 32% опрошенных не хотели бы иметь евреев в соседях. Причем среди 18 стран, где проводился опрос это число было самым большим. Правда, опроса в Азербайджане не было, но пока что следует поговорить об Армении. И первое, что надо сказать в связи с этими цифрами – это то, что на самом деле напрямую взять и сравнить цифры между разными странами и регионами не всегда возможно – поскольку разные люди понимают разное часто под одними и теми же словами. Поэтому нередко нужно проводить фокус-группы, чтобы уточнять, а что же имелось в виду теми, кто говорил, что не хотят видеть евреев своими соседями.
Чтобы быть более предметным, скажу, что Украина, где этот процент был самым маленьким, имеет большую историю антисемитизма с погромами (не имеется в виду независимая Украина), но также, Украина имеет самую большую из опрошенных стран историю совместного проживания с евреями. На другом полюсе находится Армения, которая такой истории не имеет.
Не совсем верно было бы сказать, что в Армении вообще нет опыта проживания евреев, напротив: в древние времена, конечно, еврейское население в Армении было и оно превышало в численности армянское население основных городов, но его выселили персы при захвате Армении во второй половине IV века (свидетельства Фавстоса Бюзанда, записанные сто лет спустя):
Город |
Число выселенных семейств армян |
Число выселенных семейств евреев |
Всего выселенных семейств |
Доля евреев среди выселенных |
Последствия захвата для города |
Арташат |
40,000 |
9,000 |
49,000 |
18% |
Обезлюдение |
Ервандашат |
20,000 |
30,000 |
50,000 |
60% |
Разрушение |
Зарехаван |
5,000 |
8,000 |
13,000 |
62% |
Разрушение |
Заришат |
10,000 |
14,000 |
24,000 |
58% |
Разрушение |
Ван |
5,000 |
18,000 |
23,000 |
78% |
Разрушение |
Нахчаван |
2,000 |
16,000 |
18,000 |
89% |
Разрушение |
Всего |
82,000 |
95,000 |
177,000 |
53.7% |
|
Эти цифры, вероятно, завышены примерно в 10 раз, но в любом случае следует зафиксировать факт: после переселения евреев из Палестины и Каппадокии Тиграном вторым, еще через пол-тысячелетия они составляли большинство в армянских городах, а значит, опыт совместного проживания был вполне позитивным, о чем, кстати, писал Иосиф Флавий. Подробнее об истории на википедии – там приведено очень много свидетельств о присутствии евреев в Армении в разные периоды истории и, как получается, уже с V века до новой эры евреи в Армении жили, хотя период процветания этой общины продлился не более 500 лет и был прерван персидским царем Шапухом.
На данный момент опыт совместного проживания почти полностью утерян. Еврейская община в советское и тем более - в постсоветское время в Армении была малочисленной и большинство жителей Армении вообще не знает лично ни одного еврея и вполне могли вырасти, ни одного еврея так и не увидев. На сайте «Чайхана» опубликована хорошая статья с иллюстрациями о еврейской общине и неутешительными цифрами – если до середины 90-ых в общине 300 человек изучали иврит, то сейчас это число составляет всего 10, во многом потому что в современной жизни люди просто не находят времени на это, но также из-за эмиграции. По словам раввина Герш-Меир Бурштейна, из Армении в Израиль уехало 6000 человек, а в Армении осталось около 600, однако сокращение прекратилось и даже какое-то число уехавших вернулось.
В действительности, согласно переписи населения 1939 года в Армении жило 512 евреев, в 50-70-х их число достигало тысячи человек, а по переписи 1989 года - около 700. Это число сокращалось как по внутренним причинам, так и по причине эмиграции в Израиль. Еврейская виртуальная библиотека указывает, что на сегодня в Армении 100 евреев, также она указывает, что в Израиль уехало 6000 человек, в основном с 1992 по 1994 гг. Это означает, что 90% уехавших из Армении в Израиль были армянами, представившимися якобы евреями, чтобы получить возможность закрепиться в Израиле. В то же время, нельзя исключать, что какая-то доля евреев могла не указывать свою идентичность ранее, ввиду официального антисемитизма, распространенного в СССР. Но вряд ли это число могло быть большим.
Несмотря на то, что еврейская община маленькая, она издает свою газету (пример). В 2009 году в честь 60-летия основания государства Израиль в Парке Победы Еревана открылась «Аллея дружбы Армении и Израиля». Много информации о жизни общин национальных меньшинств в Армении можно увидеть в докладе ООН от 2010 года, из которых мы в том числе узнаем, что в 2002-8 гг. в Армении родилось 16 и умерло 8 евреев. В Ехегисе сохранилось средневековое еврейское кладбище (XIII-XIV века), в восстановление которого вложили деньги и власти Армении. В Ереване действует синагога, открытая при участии властей Армении и армянских бизнесменов, а также установлен памятник жертвам Холокоста.
Год назад в Ереване открылся «Сион» - кафе-ресторан с еврейской кухней. Открыл его армянин Тигран Акопян, и это скорее такая «фишка», но тем не менее, он воспринимается положительно и имеет все больше посетителей. (см. фотографии и комментарии А. Лапшина).
Скриншот из газеты еврейской общины Армении
Фотография надгробного камня с кладбища в селе Ехегис, фото Арменпресс
Фотография синагоги в Ереване по адресу Нар-Доса 23
Памятник жертвам Холокоста в Ереване
Несмотря на вышесказанное неверно было бы отрицать распространенность ряда антисемитских дискурсов: в Армении они имеют место. Это не противоречит тому, что евреев в Армении практически нет, поскольку нередко может случиться, что евреев практически нет, а дискурсы относительно отсутствующей в повседневности этнической группы распространяются либо узким кругом людей с крайними взглядами, либо импортированы из других стран. Хорошим примером является Япония, где евреев нет, а антисемитизм – есть. Впрочем, антисемитизм там всего лишь дискурсивного характера, факты нападения на евреев, скажем, туристов, мне не встречались при беглом поиске в интернете, а вот что стало известно – антисемитизм в Японию был импортирован из Германии, союзника Японии во Второй мировой войне.
Это хороший пример: в Армении евреев на разговорном часто называют «еврейнер» (-нер – множественное), тогда как на литературном это звучит «hреанер». Такая транслитерация не является формой антисемитизма, поскольку таким же образом вместо слова «германацинер» в разговорном используется слово «немецнер». С обоими народами опыта прямого контакта у армян почти нет, как правило, контакт был через посредников-славян (русских или украинцев), а также через Советское государство. К примеру, с немцами армяне контактировали в больших количествах на фронтах Второй мировой войны, что стало источником фольклора; аналогичного фольклора по евреям практически нет, разве что из диаспоральных общин, часто опять же – из Украины. Стоит учитывать, что (полу)официальный антисемитизм, распространенный в особенности в послевоенном СССР, в последние годы жизни Сталина, но сохранявшийся в определенной мере и впоследствии, не мог не повлиять на общественное мнение во всех советских республиках, но именно там, где реальных евреев почти нет, в частности, в Армении, эти дискурсы могли осесть сильнее.
Однако не все антисемитские дискурсы (еврейский заговор и т.д.) в армянское общество импортированы из Севера. Наряду с глобальными, существует и региональный дискурс – о том, что многие младотурки были потомками дёнме – исламизированных евреев из Салоник и Измира, они же и организовали Геноцид армян, который, таким образом, стал следствием конкуренции армянской и еврейской буржуазий, а турецкий национализм как бы не при чем. Этот миф был импортирован из самой Турции, где он был распространен как среди турок, так и среди тамошних армян. (См. «Миф о денме в современной Турции»). На исламистских сайтах также распространяются материалы о том, что это «сионисты вдохновили турецкий национализм» исходя из своих целей. Этот нарратив воспроизвел и солдат удачи Рафаэль Ногаллес, воевавший в рядах османских войск во время первой мировой войны. Он написал книгу "Четыре года под полумесяцем", во втором издании которой (1936) есть послесловие, где раскрывается "еврейский заговор". С большой вероятностью, это было вдохновлено как тем, что он слышал от турок, так и растущим антисемитизмом, инспирируемым нацистами.
Наконец, есть и еще один источник антисемитских дискурсов в Армении – это ближневосточные армянские общины. В 1940-ых и 1960-ых гг. в Армению прибыло несколько десятков тысяч человек, многие из которых прибывали из Ближнего Востока, приток этот продолжается и поныне, в 2003, 2006 и 2012-4 гг. в Армению прибывали армяне из Ирака, Ливана и Сирии, а в этих странах существует совершенно пещерный уровень антисемитизма. В середине 2000-ых гг., в Армению прибывало множество студентов из этих стран, и они несколько раз совершали нападение на памятник жертвам Холокоста в Ереване.
В 2010 году, когда произошел акт вандализма, армянская церковь очень ясно осудила этот акт: Посягательство против сокровенных памятников национальных меньшинств не подобает сыновьям армянского народа, пережившего Геноцид и представленного в качестве нацменьшинств в самых разных странах мира. После этого таких актов не было.
В статье на сайте Jerusalem Post Армянская апостольская церковь выставляется как один из основных источников антисемитизма в Армении, поскольку она относится к древневосточным церквям – что связывает ее с Ливаном, где уровень антисемитизма просто зашкаливает. Однако это утверждение совершенно никакой основы не имеет – помимо того факта, что ААЦ осудила проявление антисемитизма в Армении, нужно все-таки иметь какое-то представление о ее вероучении и проповедях, прежде чем говорить о церкви как источнике антисемитизма.
Например, будущая царская династия Багратуни в V веке объявляла о своем еврейском происхождении устами историка Мовсеса Хоренаци, при том что фактических свидетельств об их еврейском происхождении нет. И эта история повторялась вновь и вновь; династия в Армении уважалась и уважается, и в Средние века, когда основным носителем информации, образования и дискурсов была церковь, называть своих предков евреями в Армении было модным. Это никак не вяжется с «традиционным» антисемитизмом ААЦ.
Стоит почитать Агатангегоса (Агафангела), который в V веке записал историю христианизации Армении, и его манускрипт является одним из фундаментальных документов ААЦ. В главе «Учение святого Григора» своей книги «История Армении», в значительной мере представляет собой комплементарный пересказ еврейской истории из Библии, к примеру:
Возможно, если бы я не читал Агатангегоса, я бы не знал этих цитат, но вообще-то это автору статьи из Jerusalem Post следовало бы иметь некоторое понимание о предмете, прежде чем разбрасываться широкими мазками.
При всем перечисленном, неверным было бы сказать, что армяно-еврейские противоречия и антисемитские дискурсы совсем не имеют почвы в Армении. Во-первых, существует определенный нарратив относительно еврейских связей (супруги?) первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, отношение к которому у многих крайне отрицательное. Во-вторых, в первой половине 2000-ых гг. регулярно высказывались в антисемитском ключе представители ультранационалистической организации «Армяно-арийский орден», которые, впрочем, были за эти высказывания наказаны. В-третьих, почву для нервозности создает ситуация вокруг армянского квартала и наследия Иерусалима (пример), а также давление со стороны ортодоксов.
Помимо перечисленного, существует и еще ряд тем, связанных с межгосударственными отношениями. В последние годы одним из самых эффективных видов оружия, применяемого Азербайджаном, стали боевые дроны, к непосредственному управлению которых также пытаются привлечь (а по отдельным сообщениям и привлекают) израильских специалистов. В прошлом году Минобороны Израиля заблокировал сделку компании-производителя Aeronautics Defense Systems с Баку, но в феврале текущего года запрет был снят, а спустя две недели был заключен новый контракт. Это раздражает многих в Армении, также, как и нежелание Израиля признать Геноцид армян.
Впрочем, следует отметить, что в Израиле регулярно поднимается вопрос о признании Геноцида армян и в Кнессете по этому поводу существуют серьезные разногласия, при том, что объективный интерес Израиля – сохранить максимально хорошие отношения с Турцией армянам понятен. Этот фон несколько отягощает отношения армяно-еврейские отношения, но влияние это несущественно по сравнению с внешними факторами.
***
В начале 2000-ых гг. глава еврейской общины Армении Римма Варжапетян в 2003 году написала письмо министру иностранных дел Армении, где обратила внимание на ряд проявлений антисемитизма в стране. Она также отметила, что проникновение антисемитских настроений в Армению во многом объясняется миграцией армян в Россию и Украину, связанной с тяжелым экономическим состоянием. Дети, молодежь, которые никогда не слышали в адрес евреев ничего плохого, сейчас, возвращаясь на родину или приезжая на каникулы, привозят с собой идеи антисемитизма, не присущие армянскому обществу.
По происшествии 15 лет, Римма Варжапетян с такими проявлениями практически не сталкивается и считает, что «обвинение армян в антисемитизме – провокация». Такого же мнения придерживается раввин Бурштейн, а также, как уже было отмечено в начале – Александр Лапшин, живущий в Ереване последние полгода. Причем ни про одного из них нельзя сказать, что это некий «стокгольмский синдром», как бывает у этнических меньшинств в странах, где их действительно притесняют.
Такие публикации делаются не только евреями, живущими или находящимися в Армении, например, 5 лет назад Вячеслав Лихачев разобрал провокативную информацию о том, что в Армении евреям угрожает опасность и в своей статье «Нужно ли спасать евреев Армении?» приходит к выводам, что публикации самого Арье Гута не основаны ни на чем. «Армянский антисемитизм» назвал «сказками» Мендель Корсунский в своей публикации на Панармениан.нет от 2014 года.
Что же в сухом остатке? На протяжении 16-18 вв. на фоне общего запустения евреев почти не осталось. Несмотря на незначительную иммиграцию в XIX - первой половине XX века, община оставалась малочисленной и большинство армян могли провести всю жизнь, не встретив ни одного еврея. Из Ближнего Востока, а также из России и Украины в Армению были импортированы ряд антисемитских идей, причем последние – уже на фоне массовой эмиграции 1990-ых и это привело к ряду проявлений антисемитизма и росту соответственных настроений уже к началу 2000-ых, но ввиду позиции государства и Армянской апостольской церкви, эти проявления сошли на нет и с 2010 года таких фактов не было, на чем настаивают и евреи, имеющие связи с Арменией.
Однако дискурс об армянском антисемитизме постоянно подогревается. Каковы его источники? Во-первых, это публицист Арье Гут, выходец из Азербайджана, который продолжает постоянно сотрудничать с Баку. В частности, он отрицает Геноцид армян и фокусируется на «геноциде в Ходжалу», от имени Израиля поддерживает территориальную целостность Азербайджана, поддерживает армию Азербайджана и считает войну единственным способом разрешения Карабахского конфликта. Очевидно, этот человек мотивирован не Израилем, но Азербайджаном.
Еще одним источником является Авром Шмулевич, широко известный в узких кругах деятель с сомнительнейшей репутацией. Также, постоянно говорит об Армении в привязке к Азербайджану, что показывает, чем мотивирован этот публицист.
Есть еще один источник – сайт ArmenianReport, который, однако, только по названию и по фамилиям якобы существующих авторов, является армянским, тогда как в действительности является азербайджанской фальшивкой, разжигающей межнациональную рознь вокруг армян во всех направлениях – от Казахстана и Израиля до Грузии и России, так например в 2008 году этот сайт вбросил фейк о том, что с территории Армении бомбили Грузию, хотя это была просто ложь.
Наконец, существуют собственно азербайджанские авторы, которые также регулярно сочиняют тексты на тему «антисемитизма в Армении», причем безо всяких на то оснований. К примеру, в конце 2016 года на сайте Day.az была опубликована статья на эту тему, где под многочисленными рассуждениями о геополитике не приведен ни один факт по теме самой статьи.
Сейчас, когда азербайджанское военное руководство постепенно повышает градус противостояния на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск и готовится начать войну, а Армения хочет открыть посольство в Израиле, появляется информация о том, что в Армении есть антисемитизм, а в Азербайджане – нет – и это – что угодно, но не случайность.
И поскольку азербайджанские авторы уделяют очень большое внимание якобы существующему в Армении антисемитизму, это явление в Азербайджане мы рассмотрим отдельно.
я думаю в самом израиле бальше антисемитизма чем в Армении
очень редко слышу чтоб армяне ругали евреев.
мне нравится как сказала Маргарет Тэтчер унас нет антисемитизма потому что мы не считаем себя тупее евреев
Анатос есть такие факты в Армении если есть приведите примеры
Азербайджан по всему миру тратит сумашедшие деньги за очерненья армян.