Недавно Федор Лукьянов в своем интервью сделал заявление о том, что конкуренция великих держав за страны постсоветского пространства ослабнет и эти страны, поэтому, больше не смогут лавировать так как прежде. В частности, он сказал:
Знаете, эпоха, когда страны бывшего СССР строили свою политику на лавировании с целью использовать противоречия геополитических игроков в свою пользу, заканчивается. Данная эпоха подходит к концу, прежде всего потому, что эти самые геополитические игроки больше не желают эту игру вести. Во всяком случае, не в той степени, как раньше. Данное соперничество начало активно набирать обороты с 2000-х гг. и достигло своего апогея во время кризиса на Украине, когда все-таки считалось, что расширение евроатлантических институтов необратимо и безальтернативно. А сейчас ясно, что после украинской катастрофы, после тех перемен, которые происходят в ЕС и НАТО, уже понятно, что этого не будет. Все это снято с повестки дня, а соответственно интерес к этим странам резко снижается. В России тоже, несмотря на резкие заявления и мракобесные призывы некоторых политиков, на самом деле активно идет процесс осмысления – а нам это зачем? То есть, если раньше была позиция – априори мы должны так или иначе привязать к себе эти государства постсоветского пространства, сейчас не то, чтобы от этой идеи отказались, но задаются вопросом: «чтобы что, зачем?» …
Это очень интересный тренд (при условии, что он действительно существует) и он означает смену парадигмы поведения держав в регионе. Для начала попробуем понять, что это означает конкретнее. Если конкуренция держав за регион ослабевает, это означает, что снизится их интерес к региону. И это очевидно: геополитическая ценность постсоветского пространства была серьезно переоценена в прошлые десятилетия. Кроме того, ослабление конкуренции держав может означать еще одно: попыток изменить статус-кво не то чтобы не будет, но их будет меньше. А это означает, что статус-кво будет более стабильным, точнее принципиально более стабильным. Наконец, это еще означает признание державами зон влияния своих конкурентов и некое соглашение относительно регионального порядка. С одной стороны, это признание Западом России: то, чего Россия безуспешно добивалась в 2007-8 гг. и в 2013-4 гг., к 2020 году уже становится реальностью, что наиболее рельефно видно в действиях и заявлениях Макрона, отнюдь не являющегося путинским симпатизантом. С другой стороны, это признание России, что она, по сути, потеряла Грузию, Украину и Молдову и будет выстраивать отношения с ними на прагматичной платформе. Это признание России давалось очень тяжело, ввиду крепких экономических и общественных связей с этими странами, но политически эти страны были проиграны – и теперь Россия больше не будет предпринимать сверхусилий, чтобы вернуть их в свою зону влияния. Интересно, что такие усилия не предпринимаются даже в Молдове – единственной, где эта игра еще не завершена и, вроде бы, самое время поддержать там своих союзников. Но и это не происходит.
Вместе с тем Россия совершенно не собирается уступать свое влияние в Центральной Азии, Армении, Беларуси. То есть, Россия не отказывается от статуса регионального лидера с глобальными амбициями, но признает, что неспособна контролировать весь регион. А Запад признает, что чем дальше вглубь континента он продвигается, тем большее сопротивление встречает. И на нынешних рубежах это сопротивление становится серьезным и почти непреодолимым. А стоимость потенциальных активов в глазах Запада ниже той цены, которую надо будет заплатить за обладание ими. Хотя в действительности, обладание этими активами опцией и не является: пример Украины показывает, что в процессе приобретения актив может усохнуть, упасть в цене.
Это же, по мнению Лукьянова, приводит к тому, что страны постсоветского пространства и, в частности, Южного Кавказа, больше не смогут играть на противоречиях России и Запада в регионе, так как эти противоречия будут существенно сглажены. Ведь часто шантажируя угрозой победы конкурента, страны региона получали дополнительную помощь, а то и превращали процесс в игру, где хвост влияет собакой, а великие державы становятся заложниками политики малых стран. Наиболее очевидный пример на Южном Кавказе – Грузия, оказавшаяся на острие противостояния России и США.
Но есть еще ряд вопросов. Например, насколько долго продлится это смягчение противоречий? Это системное изменение или краткосрочное – вызванное текущими факторами – нестабильностью в США, Брэкзитом, трудностями с углублением европейской интеграции, ростом популизма и проблемностью либерал-социалистического проекта в ЕС. Я предполагаю, что это может быть долгосрочным. В первую очередь потому, что и Россия, и Запад, в этом противостоянии не заинтересованы. Россия сейчас экономически не в лучшей форме, Запад – политически. Во вторую, стороны как-то приспособились к существованию друг друга. Ожидания, что Россия ослабнет и распадется, существовавшие на Западе, и из которых строились все прогнозы и политические действия, оказались несостоятельными. Поэтому сейчас уже растет понимание, что надо договариваться. Форму этого соглашения еще надо будет вырабатывать, но все так выглядит, что она уже начала. Третье обстоятельство – фактор Китая. Китай настолько быстро усиливается, что на Западе действительно видят в нем угрозу, особенно, в США. Китайский лидер Си Цзин Пин не оказался в состоянии следовать завету Дэна Сяопина и увлекся национальным величием, сделал это величие еще более очевидным и сконцентрировал на Китае внимание Запада. А его предшественники вступили в бессмысленные споры за маленькие пустынные территории и это делает Китай угрозой в восприятии многих элит в разных регионах мира. А иметь одновременно во врагах Россию и Китай это полный идиотизм, в последнее время американские аналитики регулярно пишут о том, что США вступили в конфликт с Евразией, с большой Евразией, то есть со всем континентом, а перспектив победить в таком конфликте нет.
Пару слов и о том, насколько в действительности снизилась конкуренция держав за регион. Раздражение российских элит наличием такой конкуренции понятно: они уже устали от нее и от постоянных конфликтов с Западом за не такие уж дорогие постсоветские активы. Поэтому они часто говорят о том, что странам между державами придется выбирать, с кем они. Но эти ожидания тоже преувеличены. В данном случае постсоветские страны в среднесрочной перспективе получат сравнительно бОльшую свободу маневра во внешней политике, чем у них была, и это не будет означать обязательно смены лагеря или чего-то такого. В принципе, наиболее красноречивым примером является Армения.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
И подгоняешь под свое - не самое большое а второе по размерам .У армян хорошие отношения с штатами увас с турками Власть РОссии не против а Антип против
наверно как в комеди клаб -если Путин прочитает кометы Антипа -то возьмет его к себе на работу а Берга возьмет президент ГРузии
С Украиной вообще показательно многое. По Крыму, да, Украина резко потеряла первоначальные позиции. Но, и с антоновым, моторсич, гтс, аммиакопроводом, транзитными путями Украина- это одно, а без всего этого- совершенно другое. Украина очень показательна в плане ожиданий. Многие недоумевают почему в них не качают деньги и технологии, как это было сделано с Японией, Ю,Кореей, Сингапуром, с Польшей, в конце концов. Все же знают о материальном профите в борьбе с империями зла, про Южную и Северную кореи, а тут борьба идет- плюшек нет. Аналогия с финансовыми пирамидами напрашивается.
Я понимаю, что сейчас многое человек может понять сам, имея доступ к разнообразной и количественно превышающей все прошлые пределы информации. Но вместе с тем, экспертный комментарий устроен не совсем так, как кажется на поверхности. Существует элитный консенсус, существует экспертное сообщество и инерция. То что вы можете сказать, эксперт сказать не может. В то же время если что-то совпало, это не означает, что сказано в том же контексте, контекст тоже может быть разным. При этом я не говорю, что вы не понимаете политику, но на ваше понимание ключевое влияние оказывает сетка подачи новостей, а также комментарии тех или иных экспертов. Те, которые не мейнстримны задолго до того начинают говорить то, что мейнстрим начнет говорить потом.
Не радуетесь. Если нынешний статус-кво не изменилось до сегодняшнего времени, то это только благодаря прямого вмешательство мировых держав. А ослабление их интересов, приведет к новым войнам и изменению статус-кво
из смешного Я года три назад придумал как назвать не знаю хохма что ли .Страна большая а машину поставить негде .пару раз писал в однокласниках и где то год назад по Тнт У Демиса эта Получается как хвастовство но так есть.Развелось экспертов как кур нерезаных .Наверно нужный товар для народа.Посмотри на тв сколько директоров стратегических институтов и каждый несет как он видит сам.
Антип прав если присмотрется есть такая тенденция Но во первых запад не обещал больших денег сказали помогут но и помогают.Ну вот недавно Газпром подарил Украине 3 милиарда похоже на помощь или подарок.Вообщем и эксперты и мы видят то что хотят и и что экспертам заказывают Например Пашиняна Москва не очень приняла и почти все армяне России и эксперты и элита запели против Пашиняна. А в Армении три года назад не было столько экспертов
ответ простой как кирпич...он в той же плоскости в которой кубышку собранную в россии не тратят на внутреннем рынке..
догадайся сам где собака зарыта)))
1. Ну пока что Пашинян старается вести более-менее комплиментарную политику в отношении РФ. Вот Лукашенко к РФ вроде комплиментарно относится, а проблем он России создает куда больше, чем Пашинян. Задача России иметь не людей, внутренне относящихся к России хорошо, а иметь системную основу отношений. И она в целом существует. В детали можно уходить долго, но на данный момент политически это так.
.
2. Теперь по американскому посольству. Когда оно было построено, это было второе самое большое по офисной площади американское посольство в мире, это было пятнадцать лет назад. Кстати, было построено при самом пророссийском президенте Армении - Кочаряне. Но какая связь? В действительности, никакой. Дело в том, что примерно после вторжения в Ирак, американцы создали новую методологию строительства посольств. Во-первых, посольства должны быть куда более защищенными, во-вторых, большими, в-третьих были установлены архитектурные нормы и так далее. В Армении на тот момент американское посольство снимало отдельные здания или офисные помещения, но своего здания у них не было. И они построили тогда второе по размеру здание. С тех пор, оно перестало быть вторым, потому что каждое новое посольство было примерно таким же, какие-то больше, какие-то немного меньше, но вот это все надо понимать. Российское посольство в Армении, вероятно, тоже одно из самых больших, если не самое большое, это огромное офисное здание, причем построенное давно.
.
3. Дальше, по тому что надо России что-то или нет на постсоветском пространстве. Ну наверное, если бы было по-вашему, и Россия бы всех послала, был бы другой коленкор, но почему-то власти России с упорством (достойным лучшего применения) ведут противоположную политику. "Плевать на всех" и изоляционизм, что предлагаете вы, это, извините, не аналитический вывод, а свое желание. В том виде, в котором вы хотите, Россия не перестанет интересоваться постсоветским пространством и даже не собирается это делать. Вопрос в том, что в условиях снижения конфронтации стоимость активов падает, потому что все эти споры к примеру по Украине - это не споры об Украине, а споры о России и США. А поскольку эти споры в какой-то степени уже разрешены, они и заканчиваются. А то огромные страны иногда бодаются из-за каких-то маленьких островов, на которых не живет один человек даже. И что эти острова дороже той же Армении? Нет, их значение определяется не этим.
.
4. В то же время, вы правы, что теперь и маленьким странам надо будет убеждать большие в своей нужности. И здесь есть кое-что, что осталось стабильным, а кое-что и изменилось. В частности, изменения заключаются в том, что раньше большие страны больше интересовались маленькими в геополитическом смысле. А отсутствие изменений - в том, что в экономическом смысле большие страны и так маленькими не интересовались. Но геополитический интерес создавал ошибочное представление - но кто в этом виноват? Только ли маленькие страны? Мой ответ - нет.
Тем более экспертов сейчас ну очень много и 70 проц несут чепуху.