31 марта в НКР пройдут парламентские и президентские выборы одновременно. ЦИК зарегистрировал 14 кандидатов в президенты, а на парламентских выборах будет 12 субъектов – 10 партий и два блока. Всего 361 кандидат претендует на 33 места.
Выборы президента воспринимаются как основное событие, тогда как парламентские выборы уступают им по важности в восприятии избирателей. 29 марта прошли теледебаты между кандидатами в президенты, на которых приняли участие почти все кандидаты – 12 человек. Эта практика появилась в Армении в 2018 году, хотя на самом деле малопонятным является одновременное участие миноритариев, у которых нет шанса на набор даже 1% голосов вместе с теми, кто имеет реальные шансы победить.
На данный момент в Арцахе, судя по дебатам, голосам, доносящимся оттуда и публикациям в СМИ и соцсетях, есть три основные повестки:
Внутриполитическое противостояние экспортировано из Армении в Арцах, там появились радикалы, которые в своей публичной политической деятельности переходят все границы, оскорбляя оппонентов и угрожая им. Есть там представители «старой школы», которые используют методы административной мобилизации для победы на выборах, несмотря на революцию в Армении. Есть кандидаты, которых поддерживают в Ереване близкие к нынешней власти, есть те, кого поддерживают представители прошлых властей, а есть кандидаты, опирающиеся на местные ресурсы Степанакерта.
Дискуссия о переносе выборов инициирована теми кандидатами, которые знают, что по меньшей мере, не могут победить на первом туре, но очень серьезно готовятся ко второму. В первую очередь, речь идет о Масисе Маиляне и Виталии Баласаняне, а точнее даже их сторонниках из Еревана. Предвыборные рейтинги, опубликованные в СМИ, указывают на то, что есть тройка лидеров – Баласанян, Арутюнян, Маилян, с первенством Баласаняна, но эти опросы выглядят сомнительными; не представлены надежные метаданные и информация об организаторах.
Многие журналисты и наблюдатели из Армении отказались ехать на выборы, что лишь подорвет их легитимность. Некоторые, даже проверившись на коронавирус, все равно отказались от поездки, что можно рассматривать как политический акт. Заявление наблюдателей с требованием отложить выборы также мотивированы политически.
Определенный контингент разгоняет гражданское противостояние в Арцахе до невероятной высоты и выборы – единственный инструмент положить этому конец. Но учитывая, что на первом туре вопрос не решится, и противостояние не пройдет. А второй тур будет точно отложен из-за карантина, так как вряд ли удастся предотвратить проникновение коронавируса в Арцах так долго. С 22 марта для большинства граждан закрыта граница Армении и НКР, а завтра, как объявлено, будут дезинфицировать избирательные участки.
А теперь вкратце о кандидатах. Никогда не было такого широкого выбора у арцахцев – по меньшей мере трое кандидатов имеют реальные шансы на победу, а еще один или два могут набрать определенный процент голосов. Я считаю неэтичным высказывать свои симпатии, хотя среди основных кандидатов немало достойных людей. Итак, какой выбор будут делать избиратели.
Никол Пашинян официально не поддерживал ни одного из кандидатов и пытается держать дистанцию, но, судя по всему, для него среди этих лидеров действительно нет предпочтительного кандидата. Либо таковой есть среди миноритариев, к примеру таким может быть депутат Айк Ханумян, выходец из Иджевана. Но Виталий Баласанян для Пашиняна будет неприемлемым кандидатом и тот уже неоднократно намекал на это, к примеру, встретившись с кандидатами в президенты кроме Баласаняна и так далее. Араик Арутюнян – не тот кандидат, которого бы хотел видеть президентом Пашинян, поскольку их образы расходятся и Пашинян потеряет политический капитал, поскольку будет рассматриваться как ответственный за победу Арутюняна. Хотя Арутюнян все делает, чтобы смягчить это отношение и, скорее всего, его победа не будет воспринята в штыки самим Пашиняном. Местные власти в принципе устроит в той или иной степени победа любого из 4 основных кандидатов, поскольку все они – серьезные государственные деятели, но вероятнее всего, ставка делается на Араика Арутюняна. Наконец, бывшие власти из Армении, поддерживают Баласаняна. В прошлом они бы поддерживали Араика Арутюняна, но на этот раз выбор у них куда меньше и приходится сотрудничать с Баласаняном, который, в общем-то их другом никогда раньше не был. Баласаняну тоже приходится сотрудничать с «черными», поскольку кампанию финансировать все же нужно. Масиса Маиляна поддерживают избиратели и политические группы, ставящие на революцию в Арцахе. Этот альянс, как и в предыдущем случае, вынужденный, поскольку Маилян не революционер, но в случае победы ему придется выполнять эту роль. В то же время, он действительно во многом новое лицо – он не несет ответственность за коррупцию и считается приемлемым для Запада кандидатом.
Советую также ознакомиться со статьей Сергея Маркедонова по этим выборам.
Шутить ты можешь сколько угодно, но выборы в карабахе в разы более честные и прозрачные, чем в адрбейджане