ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
***
Мобилизация, «референдумы», повышение ставок
Итак, согласно принятым Путиным и российским руководством в целом решениям, в 4 областях Украины, преимущественно контролируемых Россией, пройдут референдумы о присоединении к России, а в самой России начинается мобилизация.
По официальным сведениям, мобилизацией предполагается охватить 1.2% всего призывного контингента, хотя конечно это зависит от того, какой указывается базовая численность соответствующих демографических категорий. Реалистичнее оценивать потенциальный предел населения, которое можно мобилизовать в 10 млн чел., относительно которых 300 000 это уже 3%, а учитывая другие обсуждаемые опции, возможно, процент будет и выше. В обществе это вызвало определенный резонанс, но пока что он не критичный.
Что касается проведения «референдумов» на территориях Украины, контролируемых Россией и ее прокси – «Л/ДНР», то планируется получить формальный инструмент, который станет базой для расширения формата спецоперации в сторону большой войны. Суть инструмента в следующем: до сих пор значительные части Запорожской и Донецкой области находятся под контролем Украины, а признание со стороны России своего формального суверенитета над ними будет означать, что России нужно в любом случае отвоевать эти территории. А этого без мобилизации не сделать.
Третья, легко читаемая между строк новость, состоит в том, что Россия переходит некий рубикон в отношениях с Западом и начинает «воевать по-серьезному», выделяя все необходимые для этого ресурсы. Тем более, что в речи Путина многие прочли намек на использование ядерного оружия, а западные СМИ и мозговые центры уже полноценно обсуждают именно такое развитие событий. Впрочем, говоря о дальнейшей эскалации и существенного изменения тактики, с этим плохо вяжется освобождение «азовцев» из плена и неэквивалентный обмен пленными, произошедший вчера. Попробуем вкратце и тезисно проанализировать произошедшее и сделать промежуточные выводы.
Формат специальной военной операции считается завершенным
Кто бы что ни говорил, анализ всех фактов говорит о том, что спецоперация была построена на абсолютно ошибочных предпосылках и была проведена с [...], и исходила из падения украинской государственности в текущем формате в течение трех-пяти дней, а также отсутствия действенной западной помощи. Для этого была попытка [...], в т.ч. путем высадки десанта в Гостомеле, но эта попытка [...], а тупиковость ситуации привела российское руководство к мысли сконцентрироваться в первую очередь на Донбассе и вывести войска из всего севера Украины (Киевская, Черниговская и Сумская области) к концу марта. Это было объявлено жестом доброй воли, а также окончанием первого этапа СВО, которая, конечно же, «шла по плану», а то и «с опережением графика».
Фото: Ефрем Лусецкий, AP Photo
Второй этап СВО имел место в апреле-середине сентября и ознаменовался медленными и постепенно замедляющимися темпами продвижения российских войск. Основным событием этого наступления было занятие Мариуполя, а позже – Северодонецка и Лисичанска. К августу продвижение полностью остановилось, и борьба перешла в позиционную. На этом фоне Украина готовила контрнаступление, причем одновременно по двум направлениям – Херсон и Харьковская область. В Херсонской области, о которой украинские власти постоянно заявляли, россияне неплохо подготовились и отбили украинскую атаку, а в Харьковской российская оборона [...] и в течение 5 дней россияне эвакуировались из огромной территории, составлявшей треть всей области. Главной причиной тут я считаю то, что Россия по-прежнему планировала наступление, а не оборону, из-за чего никаких оборонительных укреплений не было, а версии с договоренностью или нестойкостью солдат считаю маргинальными – то есть проблема в военном руководстве / командовании. Таким образом, второй этап тоже [...], но с репутационной точки зрения более чувствительное, поскольку в первом Россия войска вывела самостоятельно, а во втором – под явным давлением наступающих украинских войск.
Третий этап, судя по всему, начинается сейчас, но он уже будет не в формате специальной военной операции, а полномасштабной войны, ну или по крайней мере, ограниченно полномасштабной войны. О степени его успеха говорить сложно, хотя, судя по компетентности и готовности к таким вызовам российского военного командования и гражданской бюрократии, следует говорить о том, что без коренных изменений, успеха добиться не получится. В качестве таких изменений мы видим пока что увеличившийся набор в армию, а также снятие неформального запрета на удары по украинской гражданской инфраструктуре.
Чем отличалась российская и украинская тактика
Основными залогами успеха Украины были:
Соответственно, тактикой России было:
Специальная военная операция [...]
Вышесказанное означает, что Россия потеряла темп, инициативу и время, позволила противникам консолидироваться, вскрыла недостатки своей военной школы, а также [...] собственного военно-политического руководства, взвинтившего ставки в игре, которую оно не может выиграть. В отличие от России, и Украина, и Запад, вели войну. Об этой [...] свидетельствует также то, что не только россияне, но и американцы серьезно переоценивали вероятные успехи России. Квазисословная структура руководства России не позволяет сколько-либо серьезно изменить тактику, а значит и ожидать серьезного изменения результатов не следует. Последний обмен военнопленными и торговля вокруг аммиакопровода свидетельствуют о том, что так все и будет. Если же будут изменения в тактике, в уровне поддержки России извне и серьезные кадровые изменения, а перевод на военные рельсы будет быстрым и эффективным, то возможно и изменение ситуации.
***
Наконец, подведем общие итоги «СВО» на данный момент относительно результатов, достигнутых Россией в соотношении с заявленными целями:
Таким образом, [...]. При этом, если согласно английскому военному теоретику Лидделу Гарту, целью войны является «мир лучше довоенного», то на такое могут рассчитывать сегодня только американцы. Европа пострадает [...], Россия – тоже. Ее международному образу нанесен серьезнейший ущерб, а стабильного мира не предвидится. При этом, хорошего выхода из этой ситуации тоже нет, как бы кто ни хотел «отмотать» назад, к 23 февраля.
На этом фоне также произошел полный дипломатический [...]. Имевшая хорошую переговорную позицию в январе, Россия не смогла ее развить информационно и дипломатически, и прибегла к крайним, военным средствам. И на фоне СВО, постепенно заняла слабую позицию, следствием чего стала остановка Запорожской АЭС, переговоры в формате, предпочтительном для Киева, а также заверение в том, что на всех переговорах Россию «обманывают». Впрочем, переговоры на уровне Мединского изначально были провальными – и не по вине Мединского.
В свою очередь, отрицательные результаты резко повышают риски для всех партнеров, союзников и сателлитов России. Приднестровье оказалось в стратегическом тупике, Армения подвергается постоянным нападениям со стороны Азербайджана, а отношения с Казахстаном, также, как и вся система постсоветских альянсов, подвергаются испытаниям. См. также: Нужно ли Армении членство в ОДКБ? (23 сентября 2022).
* Верховный суд России признал украинский батальон "Азов" (его символика признана экстремистской и запрещена) террористической организацией и запретил его деятельность на территории России.
[Отредактировано модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация сообщений, нарушающих действующее законодательство РФ, запрещена Правилами.]