НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
См. также: Пашинян сдал новые армянские территории. В Баку будут требовать еще (21 апреля 2024).
На фоне того, что Paṣinyan решил сдать территории Тавуша, в Армении начались протесты. Эти протесты носят сетевой характер, разрозненны, но более-менее серьезное вовлечение имеет место в собственно затронутых его решением селах.
На границах регулярно происходили стычки с полицией, а неделю назад в одном из эпизодов представители армии и полиции перешли на сторону протестующих. Власть сразу начала их терроризировать и заставила записать отказ и извинения, возбуждены уголовные дела. Можно, конечно, сказать, что «армия вне политики», но это не совсем так. Военнослужащие дают присягу, в которой ничего не говорится о служении власти, но они обещают защищать территориальную целостность страны и конституцию. И для территориальной целостности, и для конституции Армении, Paṣinyan сегодня самая большая угроза.
Что характерно, на этот раз лидером протестов стало духовенство, в частности, епископ Баграт Галстанян, лично участвующий во всех приграничных акциях и ведущий сельчан за собой. Его поддержали и другие священники. Эчмиадзин не выступил с заявлением об официальном участии в протестах или их поддержке. Но взамен, Эчмиадзин заявил о поддержке епископа Баграта, в противном случае напротив, он подвергся бы дисциплинарному взысканию.
То, что политическая оппозиция не взяла лидерство в этих протестах демонстрирует ее политическое банкротство на современном этапе. Оппозиция не способна объединить людей, ее присутствие их раздражает; у нее нет новых мессиджей и не с чем обратиться к народу. Но свято место пусто не бывает: широкий запрос на протест все еще существует. Согласно недавнему опросу, 23.4% планируют выйти на акции протеста в случае сдачи новых территорий, 22.5% - в случае угрозы новой войны, 13.7% - в случае наличия сильного лидера с волевыми качествами и 10.4% - в случае хорошей организации борьбы и эффективной программы, 4.5% - в случае ухудшения социально-экономической ситуации, а 36.8% ни в коем случае не выйдут на акции протеста. Как бы там ни было, темой номер 1 является сдача территорий Азербайджану, и лишь политическое банкротство оппозиции позволяет Paṣinyan-у продолжать свою политику относительно безболезненно.
Самое большое недовольство было в селе Киранц, значительная часть территорий которого перейдет под контроль Азербайджана, а школа окажется в прямой близости (135 м. по прямой) от азербайджанских пограничников. Сельчане говорят, что не смогут жить в таких условиях (они хорошо знают, что как только Азербайджан получает контроль над какой-то территорией, то начинает террор против соседнего с ней армянского населения), но власти прислали в село огромное количество спецназа и полиции, превышающего все население села. 2 мая в столкновениях был задержан 31 житель села, но на следующий день их отпустили.
Ввод полиции в село, скриншот с трансляции «168 часов».
Помимо самого села, спонтанные протесты включали в себя перекрытие междугородних дорог и улиц в Ереване. Все это встречало жесткое противодействие полиции, попытки силой расчистить дороги. Пик акций уже прошел, на данный момент власти смогли добиться проведения разминирования новой границы, взяли село под полный контроль, а в окрестных селах точно так же, Служба национальной безопасности присутствует в усиленном виде и контролирует въезд и выезд каждого гражданина.
Да, именно территории, а не сёла. Но не «сдать», а «вернуть», поскольку это территории Азербайджана, которые были захвачены во время первой карабахской войны. Кроме того, как я понимаю, Paşinyan добился нескольких немаловажных уступок со стороны Алиева. Это касается и Алмаатинской декларации, и отказа как от увязки делимитации границ с мирным договором,так и от требования суверенного контроля над коридором в Нахичевань (то есть, Алиев признал, что это требование противоречит трехстороннему соглашению сторон).