В армянских и грузинских средневековых хрониках пишут, что у всех коренных народов Кавказа был единый предок по имени Торгом (Таргамос). Само название «Кавказ» – это имя одного из сыновей Торгома, Кавкаса, который, согласно преданиям, является родоначальником вайнахов. Кроме Кавкаса, у Торгома было еще 7 сыновей, старшего из которых звали Айк. Вот о нем я и хочу рассказать.
Айк Лучник. Рис.: Седрак Великодный
Это для других народов мы являемся армянами, сами себя мы называем «hай» – в честь нашего прародителя Айка. Вот что о нем пишет Мовсес Хоренаци:
«Этот Айк, статный, рослый, быстроокий, с божественными кудрями, с крепкими мышцами, славившийся между исполинами храбростью, был противником всех, кто подымал руку единоличного господства над всеми исполинами и полубогами».
Свободолюбие – вот что подчеркивает историк. Именно это и подтолкнуло Айка поселиться в горах Арарата со своими немногочисленными соратниками и их семьями. Но титанид Бел не захотел с этим смириться и, собрав огромное войско, напал на царство Айка.
«...Бел же, с неукротимым и чудовищно громадным полчищем, подобным бурному потоку, низвергающемуся с крутизны, спешил достигнуть пределов обитания Aйка, полагаясь на храбрость и силу (своих) могучих мужей. Тут разумный и мудрый великан, густокудрый и с искрящимися глазами, поспешно собирает своих сыновей и внуков, храбрых мужей-луконосцев, числом весьма немногих, а также прочих, бывших в его подчинении...
Собрав своих воинов, он говорит им: “Встретившись с полчищами Бела, старайтесь подобраться к месту, где будет находиться Бел в окружении толпы храбрецов. Либо умрем и наши люди попадут в рабство к Белу, либо покажем на нем искусность перстов наших и, рассеяв полчище, добьемся победы...”
Согласно армянским историкам, эта судьбоносная битва произошла 11 августа 2492 года до нашей эры. Как они вычислили эту дату, я не знаю. Для меня важно то, что даже спустя почти 4,5 тысячи лет ситуация та же. Враг наш по количеству намного превышает нас, да и по качеству своего вооружения тоже, но у нас, как и прежде, есть наш природный щит, который нам оставил Айк, – это наши горы и непоколебимая решимость не сдаваться в рабство. Тысячи наших наилучших воинов пали в борьбе, чтобы карабахцы не остались в рабстве у Азербайджана и не затерялись, как нахичеванские армяне. Тысячи наших солдат до сих пор стоят на постах, защищая наше право на Свободу.
Вернемся к Айку и посмотрим, как он смог со столь незначительными силами разгромить врага и обратить его в бегство.
«Увидев Бела в мощном вооружении и отборных мужей справа и слева от него, Aйк ставит Араманеака с двумя братьями справа, а Кадмоса и двух других своих сыновей – слева, ибо они искусно владели луком и мечом. Сам он стал впереди, а остальную часть рати поставил позади. Построив это подобие треугольника, он стал медленно продвигаться вперед.
Когда великаны обеих сторон сошлись, от их яростной схватки страшный грохот огласил землю; они наводили ужас друг на друга разнообразием способов нападения. Немало было повержено там лезвием меча на землю могучих мужей с обеих сторон, и обе стороны оставались непобежденными в сражении. Столкнувшись со столь неожиданным и сомнительным положением вещей, царь Титанид пришел в ужас и, повернув вспять, стал подниматься на тот же холм, с которого было спустился. Он надеялся продержаться в толпе, пока подоспеет вся рать и он сможет возобновить нападение...
Луконосец Айк... устремившись вперед, приблизился к царю и, туго натянув широкий, как озеро, лук, угодил в наперсник Бела стрелою с натрое расщепленным наконечником, железо пробилось насквозь меж плеч и упало наземь...»
железные натрое расщепленные наконечники стрел из моей коллекции
Выстроив свое малочисленное войско клином и сам встав на острие, Айк своим могучим напором разрезал войско противника напополам и добрался на расстояние полета стрелы до главнокомандующего противника. Выцелив его, он смог точным выстрелом поразить Бела. То же самое и сегодня делает квалифицированный снайпер. Он не убивает простого солдата, снайпер поражает офицеров и оставляет солдат без командного состава.
Строй клином не раз применялся в древности македонцами, римлянами и не раз приносил победу. Древние германцы и викинги переняли это от римлян и с успехом пользовались этой тактикой. Средневековые рыцари тоже, нападая в меньшинстве на большее по количеству воинство, выстраивались клином, острием которого были самые могучие воины, и нередко добивались победы.
Мовсес Хоренаци написал о прародителе Айке спустя три тысячи лет. Понятно, что не был очевидцем этой битвы, поэтому нельзя придираться к неточностям в его рассказе. Написав про натрое расщепленный наконечник, он имел в виду так называемые в средневековье аланские наконечники стрел. Они были очень сложны в изготовлении и действительно пробивали доспехи. И ценились очень дорого. В то время это было самое лучшее оружие, возможно, поэтому автор и приписал своему герою натрое расщепленный наконечник стрелы. Если верить той дате, которой датируется битва, то тогда железа еще не было, поэтому, возможно, наконечник был бронзовый.
На мой взгляд, Бел был убит вот таким реальным бронзовым наконечником стрелы, но это просто мое предположение.
Сегодня сын принял присягу, отныне он полноценный солдат. Подросли новые Айки, которые в 2016 году показали, что они достойные потомки своего легендарного предка. Оружие усовершенствовалось, но самым совершенным оружием по-прежнему является воин. Без него любое оружие – всего лишь груда металла.
Пожелаю всем солдатам мирной службы.
Любая война должна заканчиваться миром.
Мирной службы сыну.