Что видели и о чем молчат камни

31 мая 2019, 13:14

Про село Цор, я не раз рассказывал - это ключевой район, даже по меркам Советского Союза, прямая граница с Персией. Когда бродишь по этим величественным развалинам, всегда хочется заглянуть через века и понять о чем говорят камни.

Это видео я снимал в селе Цор и тогда я еще не знал, что на месте, где я стою и снимаю, около 200 лет назад совершилось убийство князя всей этой области, Мелика Аббаса.

Церковь, камни...если на них нет надписей, камни молчат, хотя вполне возможно, они умеют и слышать и видеть...



Глаза, подсказала мне Рита на  фото этого камня, встроенного в подножие каменной лестницы в одном из домов села Цор.

Похоже на два солнца увидел я, но она увидела глаза. Согласен, больше похоже. Что видели эти глаза и о чем они молчат?

Может о том, о чем  было опасно говорить?

Нашел у писателя Раффи, в его книге "Меликства Хамсы"  рассказ, в котором есть и предательство и убийство. Этой истории, как и этому камню, около 200 лет...

Сын воцарившегося в Шуши Панах хана - Ибрагим хан, после смерти отца унаследовал его престол. Договор о перемирии с армянскими князьями, заключенный его отцом, для него стал обузой и он решил уничтожить не только договор, но и всех меликов-князей. Про Ибрагим хана я рассказывал, про его коварство и про то, как его самого убили.

Как Нагорный Карабах присоединяли к России.

Но, до этого, он успел пролить немало крови. Битвам, он предпочитал засады, причем всегда использовал кого-то из продавшихся ему армян...

Князьями Дизака (нынешний Гадрутский район) был род Мелик Аванянов. 

10 долгих лет, глава этого рода, Мелик Бахтам, просидел в персидской тюрьме, в крепости Ардебиль, где сидели самые опасные политические преступники. Шах  Персии, Ага Мохаммед Каджар, освободил его по случаю своего воцарения и позвал с собой в поход на Карабах, но Мелик решил отмолить свои грехи в святом Эчмиадзине. Чувствовал, что приедет в Карабах, чтобы  умереть на родине. Так оно и случилось. Как только он приехал, Ибрагим хан его отравил за своим столом, слишком опасным для него был этот князь.

Мелику Бахтаму наследовал его сын, Мелик Аббас.

 "...повсеместно распространилась слава о его храбрости и беспристрастном суде, которым карал он преступников и злоумышленников. Без сребролюбия и взяточничества творил он свой суд: приговоренных к смерти он казнил без жалости — многих вешал вдоль дорог или предавал в руки своих слуг, которые убивали их на глазах общества и разбойников, дабы никто более не осмелился совершить подобное злодеяние. И поистине пред ним трепетал весь гавар. Слава о его доблестных поступках скоро достигла ушей тирана (Ибрагим-хана)... Но он затаил свою ненависть в сердце, не хотел обнаруживать ее перед меликом Аббасом, ибо хотел обратить его в мусульманскую веру...Ибрагим-хан даже пытался соблазнить его красотой своих дочерей, но, когда убедился, что вероотступником сделать его не удастся, вновь прибегнул к испытанному средству — убийству...

Однажды мелик Аббас лично отправился в селение Цор для расследования уголовного дела. Он вынужден был переночевать в селе и остановился в доме местного священника. Ночью на дом священника напал отряд всадников, подосланный Ибрагим-ханом. Они схватили мелика и изрубили мечами.

Тело убитого было доставлено в крепость Тох. В тот самый час, когда в церкви служили обедню и готовились к церемонии погребения, по приказу Ибрагим-хана было совершено еще одно злодеяние. В церковь неожиданно ворвались вооруженные люди хана и попытались похитить тело покойного, утверждая, что он был мусульманином и его нельзя хоронить по христианскому обряду. Разъяренный народ, с одной стороны, родственники покойного — с другой, напали на людей хана, избили и убили многих из них. Оставшиеся в живых бежали в крепость Шуши и рассказали о случившемся хану. Хан на сей раз послал в Тох войско, но пока оно прибыло, церемония похорон была закончена.

Посланцы хана пытались вытащить из могилы тело покойного, и эта дерзость послужила причиной новых ужасных столкновений между армянами и тюрками. Но так как армяне не были подготовлены и не ожидали подобного насилия со стороны хана, они потерпели поражение. Тело покойного было извлечено из родовой усыпальницы и погребено на мусульманском кладбище.



Уголовное дело, про которое упоминает автор, скорее всего было заранее подстроено, чтобы выманить князя из своего логова, крепости Тох.

Раффи упоминает про крутой нрав князя, видимо, было и немало обиженных, раз нашлись такие предатели.

Вот этот великолепный хачкар, со сломанным нижним крылом, найден в селе Цор. 

Хачкар -  очищал от злых духов место, в котором было совершено злодеяние. По возрасту он подходит, да и то, что  его сломали и закопали, сходится с рассказом Раффи. 

Возможно, я ошибаюсь, и он не имеет отношения к  тому убийству, о котором нам поведал Раффи, значит, в селе было и другое злодеяние, а тот, другой хачкар, нам предстоит еще найти...
 
П. С.
вот еще ссылки на мои статьи про село Цор. Я туда не раз еще поеду и еще расскажу...

Цор. Второе дыхание древнего села

Владения орла. Крепость Цораберд.

31.05.2019 в 21:43Игорь Сажин
Очень много солярных знаков и знаков так называемых растительных, которые указывают на победу жизни над смертью. Очень интересно, что орнаменты, при всем их различии в разных странах мира выдержаны примерно в одной манере. Солнечные и лунные символы, а так же знаки рождения и смерти как перерождения. При этом если в центре обязательно что-то солярное, но по краям обязательно мотив перерождения или встречи стихий. Там на камне есть два солярных знака и сверху по краю идет орнамент полу-солярных знаков и крестообразных знаков, а солярные знаки разделяет такая арбеска в виде зерен, которые как бы излучают свечение, волны отходят от них. Это образ ожидаемой смерти семени животворящего семени, которая еще не умерло, но уже в нем чувствуется следующая жизнь, чувствуется будущее начало. При этом семена как бы встроены в такую парную колонну, которая сводится к одному семени перевернувшемуся и готовому дать жизнь. Острие вниз семени - это падение, а острие вверх, это готовность дать жизнь. Все эти знаки как бы отпугиваю смерть или символизируют победу над смертью в виде воскресения, перерождения. 
31.05.2019 в 22:41Dawid
а где по вашему изначально этот камень стоял?
31.05.2019 в 16:56borcali
Давид, У вас реставраторы годятся и в том числе которые хотят присвоить чужой для чистки и уборки туалетов. Посмотри фотки и скажи почему?
02.06.2019 в 17:45Игорь Сажин
И все же на чем был этот камень, на каком месте? Меня уже терзает любопытство?
31.05.2019 в 15:17George Sar..
Да,видео в блоге не открылось. Спс за ссылку.
02.06.2019 в 21:56Dawid
https://web.facebook.com/simonyan.dawid.9/videos/vb.100032955291189/125515568556952/?type=3      в лестнице, поднимающейся в дом
31.05.2019 в 18:29Игорь Крылов20
Борчало переведи с азербайджанского
31.05.2019 в 15:09Dawid
https://www.facebook.com/simonyan.dawid.9/videos/vb.100032955291189/124107502031092/?type=3&hc_location=ufi   ссылка на видео,если не открылось в КУ
31.05.2019 в 14:56George Sar..
Сейчас вернутся с рынков помидорные короли и начнут сказки писать ссылаясь на книги,которые они читали,но которых в природе на самом деле не существует.  
31.05.2019 в 18:41Игорь Крылов20
Борчало у вас нет ни реставраторов и нет архитекторов
31.05.2019 в 20:26Dawid
снимок выше хачкара, я перевернул,так мне больше понравилось
31.05.2019 в 19:09Dawid
Если имеешь в виду то, что хачкар не там стоит, где нужно, так в селе планируется и музей построить, тогда все будет на своих местах
31.05.2019 в 15:55Db8njh
А у меня видео и в блоге показывает отснятый материал.
31.05.2019 в 22:40Игорь Сажин
А может быть не только предсказал, но и защитил!!! 
31.05.2019 в 22:15Dawid
спасибо, Игорь, сейчас село Цор как раз перерождается, значит камень правильно все предсказал
01.06.2019 в 12:23Dawid
по ошибке нажал на минус,извините, спасибо
01.06.2019 в 09:25Игорь Сажин
Есть три варианта. Украшение сакрального места - храм, могила или еще что то сакральное. Второй вариант - это украшение ворот крепости, тоже сакаральное место. Третий вариант - могло украшать вход в дом.
31.05.2019 в 20:19borcali
Давид, снимок выше хачкара
01.06.2019 в 08:40Игорь Крылов20
Борчало когда читаю твои кометы вспоминаю  сьюжет одного фильма где маленький мальчик говорит взрослому -Дядя Федя ты дурак?