Почерк ювелира из Шуши

07 июня 2020, 12:47

Ювелирное искусство в Арцахе имеет свои глубокие корни и это естественно, ведь наши горы богаты рудниками. Золото, серебро, медь - все у нас есть, вот и работали местные мастера. К сожалению, в самом Арцахе, мало что сохранилось от этих ювелирных изделий...

Листая и рассматривая фотографии в иллюстрированном издании "Ювелирное искусство Армении с древнейших времен до наших дней", мое внимание привлек к себе кинжал с ножнами, покрытый темно-синей эмалью и золотистым узором на ножнах в виде змеи. Ножны и рукоятка кинжала сделаны из серебра. Указана и приблизительная дата, XIX век.

Змея - символизирует опасность кинжала. На самом лезвии клеймо, в виде двух лилий. Согласитесь, что кинжал великолепен. Рядом с кинжалом лежит  серебряная табакерка, тоже покрытая темно-синей эмалью и золотистым многоугольным орнаментом по центру. 

Экспонаты хранятся в Государственном музее истории Армении. Как и когда они там оказались, не указано.


В комментариях к книге есть и имя мастера - ювелир Бадам из Шуши. На мой запрос "клеймо - лилия" интернет выдал удивительный ответ - "Миледи Винтер, невеста графа де ля Фер". Вспомнился пруд, где лилии цветут, а также плечо Миледи, заклейменное королевской лилией....

К сожалению, никакой информации о мастере Бадаме в интернете я не нашел, но в той же книге есть и фото других его работ, исполненных в том же стиле. Серебряная чаша и блюдце покрыты темно-синей эмалью с растительным орнаментом.


Похоже, у мастера Бадама из Шуши был свой особый почерк, который явно прослеживается в его ювелирных изделиях. 

Кстати, серебряная посуда являлась не только символом богатства и изыскано украшала стол, но и имела полезные свойства. Серебро очищает жидкости от вирусов и бактерий, принцип такой же, как у антибиотиков. Помните, раньше во всех домах, в стакан с водой клали серебряную ложку, зная ее целебные свойства. Столовое серебро всегда было в моде, ведь есть и пить из серебряной посуды намного полезней...

фото из книги "Ювелирное искусство Армении с древнейших времен до наших дней"

07.06.2020 в 14:41Emil Memmedov
Давид  с  каких  это  пор  культурный  центр  Азербайджана  город   Шуша  ( Панахабад )  стал  Арменией  и  почему  это  ювелирное  искусство  Карабаха   в  Ереване  относят  к  "искусству  Армении " ?  Что  после  захвата  Карабаха  Армения  перешла  и  культурной  оккупации  нашего  искусства ?  В  начале 19  века  в  Шуше   жили  и  трудились  78  ювелиров   Бадам   в  переводе  с  азербайджанского   означает   Миндаль   У  нас  есть  даже  знаменитая  выпечка   Бадамбура   которая  является  одним  из атрибутов  праздничного  стола  на  праздник   "Новруз"   Дальше  Бадам  это  имя  которое   носят  в  основном  женщины   в  Азербайджане  Иране  Татарстане  и  Турции   То  есть  даже  если  вам  очень  хочется   мастер   Бадам  не  мог  быть  армянином   Глядя  на  узоры   изготовленные  этим  мастером  из  города  Шуша   сразу  бросается  в  глаза  узоры  знаменитых   азербайджанских  ковров  в  виде  восьмиконечной  звезды  который  по  сей  день  украшает   государственный  флаг  и  герб  Азербайджанской  Республики   Похожими  узорами   обработаны  также  внутренние  помещения  дворца  Шекинских  ханов  в  городе  Шеки  Так  что  зря  стараетесь   Шуша   Арменией  никогда  не  была  и  не  будет!
07.06.2020 в 16:33Рудольф Владимирович
Ссылка приведена 07.06 / 15:56.
07.06.2020 в 13:07Игорь Крылов220
У истоков мастеров в Кубачах  в Дагестане -стоят армяне- франки
07.06.2020 в 13:15Dawid
Кавказ это горы, а значит и руда. Там где руда, там и мастера ювелиры. Кубачинские мастера прославили свое село на весь мир,а кто работал, я не знаю
08.06.2020 в 17:05Dawid
Игорь, спасибо, интересно,
07.06.2020 в 13:18Dawid
лучше всех об этом рассказала Эмма Григорьевна Аствацатурян в своей книге "Оружие народов Кавказа". К сожалению, у меня нет этой книги
07.06.2020 в 15:19Бахыш Аббасов
Молодцы,тихим сапом и тут умыкнули.Ни чего не скажешь,везде успевают.
07.06.2020 в 15:56Рудольф Владимирович
Захираддин Ибрагими: История Азербайджана – это минное поле   Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2974541.html 7 июня 2020
07.06.2020 в 15:06Dawid
книга 1983 года, что касается узоров- на блюдце прямо посередине явно виден крест
07.06.2020 в 16:16George Sar
Похожими узорами обработаны также внутренние помещения дворца Шекинских ханов в городе Шеки Так что зря стараетесь Шуша Арменией никогда не была и не будет!

Если в Шеки встречаются подобные узоры,то это легко объяснимо тем,что в Шуши и в Шеки жили и творили армянские мастера,хотя бы ссылаясь на одно то,что владетелем Шеки и всего Аррана был армянский красавчик Сахл Смбатян из рода Арраншахов и об этом упоминают арабские источники и др.между прочим. Кочевникам-пришельцам из алтайских степей и полупустынь историю не переписать,зря стараются сказочники.

07.06.2020 в 15:15Игорь Крылов220
Эмиль Шуша стал армянским с того дня как его захватили армяне.

С каких пор армянские и греческие земли стали турецкими.

Спроси даже в турции кто ювелиры армяне или азербайджанцы

Где хочешь спроси .

08.06.2020 в 14:10Игорь Сажин
Кинжалы, в основном носили фалическую символику в оружии. Т.е. символ кинжала - это несущий смерть и боль ради жизни. Т.е. убивающий с целью зародить новую жизнь. Отсюда и символика на кинжалах, которая сложилась примерно в одном ключе. В основном это символ зарождения новой жизни, это росток, который вырывается из умирающего семени брошенного в землю. Росток - это символ, который можно проследить на многих кинжалах мира и второй символ - это цветок, который отцветая даст плод. Обычно выбирали для символики красные цветы, как цвет крови или раны. Красный цветок - это символ раны, убиения, умервщления, ранения, которые должны дать плод новой жизни, а нож, кинжал, как символ будущего плода и мужчина держащий такой нож превращается в шамана, который нанося раны на тело жизни рождает новую жизнь, он как бы призывает тот мир поделиться новой жизнью. Воин становится связующим тот мир, из которого должна прийти новая жизнь и этот мир, частью которого является воин, но воин только тогда может соединить эти два мира, когда он кого-то убьет этим оружием. Как только он воткнет свой кинжал-фалос в живого врага, тут же начнется мучительное рождение новой жизни для племени, которому принадлежит воины. Очень эротично и похоже на акт соития, который тоже рождает новую жизнь, но уже для одного человека. Воин же рождает новую жизнь убивая врагов для своего племени. Это так же похоже на то, как земледелец режет плугом землю, куда бросается семя и вырастает щедрый урожай, который делает жизнь возможной. Секс-земледелие-война. 
07.06.2020 в 16:28Рудольф Владимирович

 Emil Memmedov, зря "стараетесь"...   

 Читайте, о чем публикация Захираддина Ибрагими.

 Изучайте!