Похороны и поминки. Как облегчить участь семьи по случаю потери близкого человека?

26 октября 2019, 10:55

Проблема, которую меня просили обсудить, касается мусульманского населения КБР (кабардинцы, балкарцы, турки). По данным Каббалкстат, на 1 января 2018 года его количество составляет 71,5 процентов от общего количества жителей республики (865, 8 тыс.чел).

Все мы смертны и, к сожалению, все мы теряем близких людей. А потому каждый из нас знает о сложившейся в республике традиции похорон и пышных поминальных обрядов, которые обременительны не только физически, но и материально, особенно для бедных слоёв населения. По поводу необходимости столь  затратных  ритуальных мероприятий среди жителей республики существуют прямо противоположные мнения.  

Полагаю, что такой значимый вопрос, касающийся каждого из нас, требует общественного обсуждения. Люди имеют право высказываться, обосновывать своё мнение, наконец, просить и призывать официальное духовенство, местные власти и даже руководство республики изменить условия и порядок ритуальных похоронных мероприятий в сторону улучшения их качества, и в то же время снижения затрат и облегчения для семьи. Возможно мы совместными усилиями добьемся улучшений в таком важном для всех вопросе.

Похоронный ритуал в мусульманских странах 

Наш похоронный ритуал в организационном плане коренным образом отличается от ритуала в мусульманских странах. 

К примеру, в Турции, в Иордании умершего доставляют в мечеть, которая имеет зал для похоронных мероприятий, есть специальные приспособления, краны с водой. Там производят омывание покойного по всем правилам ислама. В назначенное время все желающие приходят проститься, мулла читает дуа (молитва) и потом хоронят. На второй и третий день траура соболезнующие могут приходить домой, где им подают чай, кусок пирога или немного восточных сладостей. Поминки не проводятся, садакъа (милостыня) раздают только нуждающимся.  

Теперь давайте сравним с положением у нас. 

Хорошо, если у семьи есть большой дом и двор, где для этих мероприятий есть место. А если семья живет в квартире на верхнем этаже многоквартирного дома? Мы часто наблюдаем, как во дворах таких домов натягивают тенты, под которыми сидят мужчины, привозят котлы и печи, где варят мясо. В непогоду для них выносят чай, кружки, лакумы. Порой даже женщины не помещаются в квартире и вынуждены толпиться в подъездах или во дворе.  

Я уже молчу о том, как возможно в маленькой квартире подобающим образом организовать купание умершего. Очень досадно, что такой деликатный и общественно значимый вопрос находится в республике на таком примитивном уровне!!!

Мнение мусульман, не относящих себя к традиционному исламу 

Эта категория мусульман, их ещё называют салафитами, апеллирует в своих доводах к источникам ислама - Корану и Сунне Пророка Мухаммада: все, что не прописано в них, является нововведением в религию. Они утверждают, что в хадисах нет упоминаний о том, что Пророк делал поминки по своим умершим, и после его смерти сподвижники также не делали ему поминки. Они также считают, что садакъа надо раздавать только нуждающимся и только адресно, не устраивая показухи. В этом положении ислама есть сходство с библейской заповедью о том, что левая рука не должна знать, что дает правая.  

Мнения обычных  граждан разделились 

Часть людей против пышных поминок и раздачи пакетов с продуктами. Они просят «узаконить» отмену раздачи кульков, объясняя это тем, что при такой безработице в республике, семьи еле выживают, а поминки обходятся в сотни тысяч рублей. Однако, остерегаясь людского осуждения, в ущерб семье, нередко влезают в долги. 

Постановление  официального духовенства   

В 2004 г.  ДУМ КБР приняло Постановление «Об упорядочении похоронных обрядов мусульман».  В нем говорится, что  согласно  законодательству ислама в течение трех траурных дней запрещается кормление соболезнующих, как не имеющее отношение к исламу. Такое кормление называется излишеством и неприемлемым во время траура  гостеприимством. Также указывается, что «запрещаются поминальные мероприятия, кормление, приуроченные к дням: третий, седьмой, сороковой…» и т.д.  

Заместитель председателя ДУМ Алим Сижажев пояснил: «Мы эти положения постоянно распространяем, и в СМИ, и на похоронах, и при личном обращении, но люди объясняют, что не хотят первыми отказываться…».

Однако указанные положения  так и не  выполняются

Как кормили соболезнующих в траурные три дня, так и кормят. Как раздавали  пакеты с продуктами на поминках, так и раздают. Пакеты  раздают всем родственникам, соседям и знакомым. В пакеты кладут сложившийся обязательный набор продуктов питания: мясо (курица или говядина), 2-х литровую бутыль растительного масла, минимум три вида круп, а так же сахар, чай или кофе, сок, сладости. Средняя цена пакета, минимум 1 тысяча рублей. Иногда количество пакетов переваливает за сто и даже 200.  

На поминках для всех собравшихся накрывают столы. Угощение состоит из нескольких горячих блюд, фруктов, соков, разнообразных сладостей. Не явившимся родственникам пакеты развозят по домам, даже если надо ехать в другой населенный пункт республики.  Поминки по умершему справляют на 9-й день, 52-й день, в один год. В течение 40 дней жарят лакумы и со сладостями раздают соседям. Особо приверженные традициям, а их большинство, раздают лакумы по четвергам в течение года.  Весь этот расход тяжелым бременем ложится на бюджет семьи. Многие  уже понимают абсурдность этих затрат, но все ждут, кто первый заговорит  об этом вслух. 

На мой взгляд, это все не только обременительно для семьи, которая и так понесла потерю, похоронив близкого, но и бессмысленно  с точки зрения религии.  А вот строительство нескольких ритуальных залов, хотя бы в городе, где большая часть населения проживает в многоквартирных домах, улучшит качество похоронных мероприятий. 

А  что вы думаете об этом?

27.10.2019 в 12:34Circassian woman
Шарани Исаев Есть мудрое изречение " хочешь угробить , осложняй". Тут мужчины правильно говорят, осложнили именно женщины наперекор мужчинам и религии.
27.10.2019 в 12:35Circassian woman
Халимат Баразова Мурат Мисаков Обряды нужно проводить исходя не из дохода семьи, а из прописанных в исламе положений. В мои детские годы в селе не делали никаких кульков, на годовщину кормили людей, а детям раздавали лакумы и сладости. Эффенди читал Коран в отдельной комнате.
27.10.2019 в 12:34Circassian woman
Мурат Мисаков Мне кажется усиление траурных обрядов произошло в брежневские времена,когда люди стали жить позажиточней чем до этого,при этом мечетей в республике уже не было,большая часть населения была атеистической ну и т.д.Сейчас вера перестаёт быть чем то формальным,далеко не все могут позволить устраивать пышные похороны,поэтому обряды нужно проводить в зависимости от дохода семьи,хотя есть упертые и сейчас которые считают что нужно по советски хоронить
26.10.2019 в 16:04Джамшут
Хорошо видно, что тут попытка бороться с древними адыгскими

традициями, обычаями. Автор не понимает что мы их не на помойке нашли.  Их дал нам великий бог имя которого Тхьэ.

27.10.2019 в 12:38Circassian woman
Марина Гергова Зарема Калмыкова память о покойном всегда с нами! Лучшая помять о нём- молитвы искренние за упокой его души и помощь от его имени действительно нуждающемуся в нужный момент!
27.10.2019 в 12:38Circassian woman
Мыгъ Рэмэзан Говорил же известный мулла : Делай так как я говорю , а не так как я сам поступаю 🤫
27.10.2019 в 12:45Circassian woman
Шалбаров Мурат Своим сыновьям 27 и 25 лет я говорю , чтобы проследили за тем , чтобы моё тело после смерти омыли , сделали Деур , и закопали повернув моё тело лицом на киблу .. Могильный камень небольшой без фото , заупокойная молитва . Всё ..
27.10.2019 в 12:48Circassian woman
Хаути Баширович Аскер Сохт У нас два вида кладбищ- мусульманское и христианское,на котором есть места для евреев. В селах только мусульманские. И это в светском государстве !

Я бы хотел быть похоронен по-адыгски. Но Где?

27.10.2019 в 12:54Circassian woman
Абубэчыр Мурзэкъан Ирина Карова вы глубоко ошибайтесь ВСЁ ПРЕВРАТИЛИ В ХАОС говорить что лакумы нет , каждый человек покушав это съедобное это "псапа" всё отрицать нельзя, я покушав кусок этого лакума вспоминаю его что надо делать этот ритуал вспоминаем его, всё переводили на нет, что-то человеческое на нет и власть, и дум, и общество лебедь, рак,щука, Я ДЕЛАЮ ЭТО ЖЬЭРЫМЭ В ПЯТНИЦУ, я всегда вспоминаю моих умерших - это мой долг перед умершими.Нельзя этого говорить предавать .Да я против показушности всё в меру, кормить, - не кормить конфеты, лакум, сыр, масло,чай от этого мы не обеднеем.Насчёт ДУХЬЭ надо говорить на понятнов своём языке.

Ирина Карова Абубэчыр Мурзакьан. Речь идёт о тех лакумах каждый день 40 или 52 дня. Балкарцы по четвергам жарят. Другие мусульмане лакумы не жарят. Я имею ввиду, что это не имеет отношения к исламу.

27.10.2019 в 12:58Circassian woman
Анж Анжела Людииии, в Коране чёрным по белому написано, что человеку на том свете зачтется только то, что он сделал собственной рукой, а после смерти только купленное на им лично заработанное.... Услышьте уже это... А от тех кульков и всего остального умершему не идёт ничего абсолютно... От этого польза самим раздающим и то в случае, если оно не обременяет, не взято в долг, не на собираемые средства и не для показухе... То есть по традиционному Исламу это всё только для вашего сознания и успокоения- живущие...

Айла Айла Анж Анжела кто не хочет тот не услышит и не увидит.. есть сура на это.. Увы.. Не старайся.. 🙏

Айла Айла

Айла Айла 😂😂😂 И смех и грех.. 🤦‍♀️ АстахьфируЛлах..

27.10.2019 в 12:48Circassian woman
Аскер Сохт Хаути Баширович Разве есть понуждение?

Скрыть комментарий или пожаловаться на него

27.10.2019 в 12:39Circassian woman
Аслан Шауа Все можно ну в рамках разумного, без спортивного интереса, кто больше и шикарней.Все должно исходить от души и тогда чашка чая с лакумом дороже килограмма говядины.Все должно быть без притворства и напыщенности.Где-то читал, что в одном из районов Дагестана, людям сразу после кладбища дают буханку хлеба и пачку соли и никаких пакетов и лишних разговоров.Просто нужно быть людьми добрыми и открытыми, что очень трудно.
27.10.2019 в 12:43Circassian woman
Аслан Одижев Истина где-то посередине...мы лично отвезли бытовую химию и фрукты в Дом ребенка, уж они точно нуждаются...когда раздавали вещи точно так же отвезли вещи и сладости в психбольницу, что между Яникоем и Чегемом...и вообще, надо мнение родни выслушать, а сделать так, как считаешь нужным...всем никогда не угодишь...
27.10.2019 в 12:45Circassian woman
Асланбек Берхамов В таких случаях нужно делать так,как старшие.Не нами придумано,не нам и менять устои.
27.10.2019 в 10:10Val Kardan
В этих обрядаз нет ничего адыгского, к сожалению, адыгское уничтожено арабоисламским, камня на камне не оставил ислам от адыгского
27.10.2019 в 12:40Circassian woman
Айла Айла Умершему дуа нужна и больше ничего.. Ничем больше не помочь..
27.10.2019 в 12:41Circassian woman
Ирина Карова Надо делать все так, чтобы человек следом за умершим не отправился. Делать псапэ, а не ярмарку тщеславия.

27.10.2019 в 13:06Circassian woman
Рая Кучмезова Мы живём в таком перевёрнутом мире, в котором малозначительное, бутафорское заменило важное, имеющее реальный смысл, а нормы веры, ритуалов заменены капризами любого, кто имеет деньги. Все предложения здесь разумны,и необходимо внести ненарушаемые правила в прощании с ушедшим и это долг нашего Духовного управления, служителей ислама на местах.
27.10.2019 в 12:36Circassian woman
Марина Гергова Халимат Баразова обряды должны быть абсолютно одинаковы для всех, потому, как ТАМ нет ни богатых, ни бедных- 1м- на2м!

Не думаю, что количество сваренного на похоронах мяса продвинет покойного поближе к раю!

27.10.2019 в 10:08Val Kardan
Алллоо, у нас светское госулврство или в кьр другие законы.А если умерший атеист?21 век, в исоаме еще 14
27.10.2019 в 12:42Circassian woman
Taukenov Boris Как прописано в исламе так должно быть и к этому жителей сёл должны призывать имамы и люди которые сегодня себя приписали помощником имама и называются (эфенди )а не делать всё наоборот.А народ ждёт эти изменения в этих не традиционных обычаях в похоронных обрядах .
27.10.2019 в 12:30Circassian woman
https://www.facebook.com/groups/105503963342952/425438181349527/?comment_id=426083237951688&notif_id=1572148750242611&notif_t=group_comment_follow   Владимир Кудаев Обсуждать можно, но сделать так, чтобы наши люди пришли к общему знаменателю невозможно. В Малой Кабарде не кормят в дни траура и из-за этого небо не низвергается. Мое мнение: не устраивать шоу, на поминках покормить пришедших близких, ничего из продуктов не раздавать, а деньгами помочь беднейшим. В сёлах, да и в городах священнослужители их всех знают. Духовное управление не занимает здесь принципиальной позиции, хотя могло бы запретить эфенди участвовать в этих показушных мероприятиях. Национальные организации также могли бы в этом участвовать, но, похоже, ни тем, ни другим все это не нужно. Жаль!
27.10.2019 в 12:31Circassian woman
Марина Гергова Владимир Кудаев правильно, Володя!

Здесь тоже близкие и родственники, конечно же, без хорошего обеда никогда не остаются; родственники делят дни между собой и приносят или из дома или уже готовые блюда! Но в доме покойного не готовят!

27.10.2019 в 13:07Circassian woman
Анж Анжела Murat Kushkha Главных грех нашего общества- высокомерие... Исходит этот грех от старшего поколения, к сожалению... Они не понимают, что послушав молодых, таких как ты, они не станут ниже, или хуже... Очень много, и даже большинство исходит от женщин... Когда я как то написала- кухонные рассуждения, меня закидали и обиделись, но это так и есть... Из уст в уста, не вникая, не изучая, не обретая знаний, на основании соперничества , зависти и сплетен наши женщины управляют этой частью жизни общества и пусть всем будет стыдно за такое попустительство... Это крик души ... Спасибо, Мурик, я ждала именно твоих комментариев...
27.10.2019 в 12:33Circassian woman
Владимир Кудаев Марина Гергова Очень долго я привыкал к необходимости садиться за стол сразу по возвращении из кладбища. Все нутро сопротивлялось: только что ты навсегда закрыл белый свет для человека и тут же, как ни в чем ни бывало, сидишь и набиваешь свой желудок! Знаю даже одного, который говорит: пойдем, мол, пособолезнуем, а заодно и пообедаем... Но с возрастом ко всему привыкаешь. Сегодня мы наблюдаем, что после такого " сытного обеда" на похоронах задерживаются только самые близкие несколько человек, а все остальные спешно разъезжаются. Вот их и можно кормить, и нужно, но зачем устраивать показательный банкет! Лично я не хочу этого и завещаю не кормить никого в день моих похорон и не устраивать пышные поминки. Достаточно, если забьют одного барашка. Все затраты на раздаваемые мясо и сладости нужно раздать деньгами больным и беднейшим. Если бы так делали, и бедных стало бы меньше.
27.10.2019 в 12:43Circassian woman
Мадина Ашхотова Такой непростой вопрос. Мне лично всегда неловко, когда придёшь соболезновать, а тебя ведут кушать. Думается, правильно, когда траур и соболезнования не смешивают с кормлением. С другой стороны, есть старшие, которые считают, что это псапэ и твоё последнее «прости» умершему, как бы дань уважения что ли, а к этому вопросу все чувствительны и щепетильны. Все в меру! А Всевышний знает лучше!
27.10.2019 в 12:37Circassian woman
Зарема Калмыкова Не знаю,как было совсем давно, но на моей памяти это была проблема всегда! Папа и мой муж был с ним солидарен считали, что человек, пришедший разделить горе, может выдержать один день и не поесть! Папе вообще все эти проблемы в день похорон с организацией продуктов , поеданием, раздачей в пакетах оставшегося на столах были настолько непонятны, он не мог просто этого спокойно воспринимать. Как можно , когда горе?! Хотите отдать дань уважения, говорил он, помогите больным, нуждающимся, немощным! Пакеты его возмущали, прямо скажу. Есть много вариантов почтить память, не нужно впадать в крайность, смешить или раздражать людей! Хотя мы сами с сестрой не смогли отступить от общепринятого положения , и кормили, и жарили, и раздавали! И вы знаете, к какому я пришла выводу после ухода мужа,папы, бабушки? Мы все это делали с успокоением на душе, что мы тем самым покормили того, кому эти лакумы , пирожки, блинчики жарили.Я поняла, что мне это было нетрудно.Отсюда и вывод: хотите, вам это доступно, не обременяет, делайте! Вам с этим жить, ваша душа должна этому радоваться.Но если трудно, лучше не делать, не дойдёт оно до умершего! Это моё видение и мое мнение! Меня не заставят и не отговорят, никакие мулы,устои, порядки! Я делаю для своего умершего что могу и сколько могу! Не смешу и не раздражаю! Стараюсь!
27.10.2019 в 12:49Circassian woman
Алимбек Гордогожев Мы мусульмане, которые честно исполняют слово данное нами Аллаху, не предовать ему сотоварищей и сторониться язычества, многобожия. Похоронный обряд был нам вменен, Всевышним. Следуя за повелением нашего Господа, мы ищем довольства Аллаха нами, а те кто отступает от повелений Аллаха, тот найдет лишь Его гнев!
27.10.2019 в 12:59Circassian woman
Айла Айла Никогда не будет так как надо для мёртвого.. пока с Корана знания не будете брать.. Будет только для своего успокоения и для одобрения другими.. У меня всё.. Всем всех благ.. 🙏

Марина Шериева По сравнению с человеком ушедшим в иной мир, мы живые даст Аллах, будем есть! Неужели нельзя эти часы потерпеть, не кушая, ради умершего, вместо трапезы над покойником, читать молитвы и думать о жизни! Как на свадьбах бегают и готовят, громко разговаривают и даже смеются. 🙄🙄

27.10.2019 в 12:44Circassian woman
Lidia Zhigunova Отношение к смерти, к уходу из жизни поменялось, вернее знание о том как это воспринималось предками утратилось, отсюда и другое наполнение. Что то осталось и накормить людей поминальной пищей было частью обряда. Тут интересно исследовать как было до ислама, как воспринимается уход из жизни в традиционной доисламской и дохристианской религии. Сейчас это просто микс из наслоений. У некоторых народов например есть джазовые похороны, но их устраивают в основном тем кто прожил долгую яркую жизнь. То есть к уходу отношение другое.
27.10.2019 в 18:45Asker Sokht
Строго следовать адыгэ хабзэ. Более ничего не надо придумывать. Все давно придумано. 
27.10.2019 в 12:50Circassian woman
Мос Тхьэгъэпсо У нас было 1) сжигание тел, 2) курганные захоронения, 3) дольменные, вторичные, 3) воздушные. 4) катакомбные, 5) в склепах. Сейчас будет погребение обычное в земле. Современный обряд должны установить на Хасэ, состоящем из адыгов, а не из манкуртов. Я не вправе за всех выбрать и сказать - вот так и точка. Знаю только, что у нас мужчин и женщину будут хоронить на одинаковую глубину, потому как никакой скверны в наших женщинах никогда не было. Имеет значение не глубина могилы, не направление компаса или положение. Имеет значение весь комплекс правильных проводов. Предки клали в могилу вещи, которые будут нужны человеку в будущей жизни, то есть была вера в реинкарнацию. Не будь этой веры, то плакала бы вся археология СССР и в могилах было бы пусто как в Белорусии
27.10.2019 в 13:02Circassian woman
Марина Шериева Три дня в доме покойника ничего не готовили, соседи и близкие, под вечер приносили "гу1эшхын" и оставались самые близкие и кормили их. Они же бессмено сидят все три дня. Вот это была псапэ.

Асюта А.А. Вы затронули очень щикотливую тему для обсуждения, сколько людей, столько и мнений. Этот вопрос необходимо решать на уровне ДУМ и в рамках традиционного ислама.

Ruslan Chomaew Асюта А.А. что такое традиционный ислам?

27.10.2019 в 13:03Circassian woman
Марина Шериева Теперь дело дошло до того, что берут кредиты и делают садака. И расплачиваются долгие годы, не дай Аллах в семье будет горе ещё, так можно всю жизнь в долгах прожить оставшимся.
27.10.2019 в 12:46Circassian woman
Хаути Баширович По моему мнению, все споры вокруг приверженности той или иной религии возникают не в области теологии , а чисто в области экономической. Т.к. по конституции РФ все религии отделены от государства и оно у нас светское, а мы ,граждане светского государства ,не должны быть экономически зависимыми от деятелей от религии. Всякая религиозная группа должна существовать на полном хозрасчете и быть экономически зависимы только от своих адептов. Все услуги, оказываемые профессиональными деятелями от религии ,должны оплачиваться из бюджета их организаций,а не из кармана населения. В связи с вышеизложенным предлагаю :

1. Перевести всех работников религиозных учреждений на оплату своего труда из бюджета их религиозных организаций .

2. Бюджеты всех религиозных организаций должны складываться из пожертвований ее адептов, вносимых на специальные счета ДУМ и Церковных управлений ДОБРОВОЛЬНО.

3. Законом запретить сборы денег с населения на осуществление услуг.

4. Ввести налогообложение и учет доходов всех работников религиозных учреждений, ибо они являются гражданами этой страны,пользуются всеми ее благами и должны быть ответственны перед государством .

В противном случае мы заимеем религиозные организации как государство в государстве и их ,неконтролируемые доходы, приведут к непредсказуемым результатам. В этом и заключается отличие традиционной адыгской религии, где нет служителей, получающих мзду от своих адептов, так как эта религия является образом жизни настоящих адыгов.

27.10.2019 в 13:03Circassian woman
Алимбек Гордогожев По исламу, Аллах, Милостивый, Милосердный, вменил мусульманам следующие обязанности по отношению к усопшему: 1) Омыть усопшего и обернуть в савван; 2) Сделать джаназа- намаз; 3) Предать земле тело умершего. Помимо обязанностей, наш пророк Мухаммад, САС, призывал нас к: 1) Соседям, родственникам, друзьям спешить помочь семье умершего похоронить усопшего; 2) Делать дуа за умершего мусульманина; 3) Детям умершего, выплатить его долг, а остальным гостям, помочь в выплате долга.

Помимо, выше сказанного, есть положение в исламе, в котором указывается на добро того человека, который откроет хорошую традицию. При этом ни в коем случае, нельзя традицию возвышать до уровня обязанностей и говорить, что это сунна пророка Мухаммада, САС. Хорошей традицией является, покормить голодных, бедняков и путников, не расшираясь всем расширением. Достаточно в нашем случае, калмыцкого чая с лакумами. И лучше это делать с намерением как садакъэ, ради Аллаха, с наградой для умершего мусульманина. Последующие раздачи садакъэ, тоже нельзя возвышать в ранг обязанностей и Сунны. Нельзя привязывать раздачу садакъэ к определённым датам, местам, периодам. Только искренне, без показухи в сердце и только ради Аллаха! Лучшим днём для раздачи садакъэ, пророк Мухаммад, САС, указал на пятницу (вечер четверга и утро-день пятницы).

Хорошего всем дня!

27.10.2019 в 13:06Circassian woman
Murat Kushkha Люди сами создают себе проблемы, мы не соблюдаем элементарные порядки которые приводят к трудностям. Ислам простая религия и Всевышний не возлагает на людей сверх его возможностей.

Начнём с момента смерти.

Человек умер, родственники омывают тело, копают могилу, совершают погребальную молитву (джаназа) и хоронят. Делают дуа.

3 дня похорон.

Близкие родственники находятся в доме покойного, пришедшие соболезновать должны провести не более 30 минут на похоронах, пособолезновать, сделать дуа и уйти. ВСЁ. Не нужно сидеть там 3 дня травить байки, курить, искать важного человека и показывать свою якобы преданность там. Семья покойного не должна кормить и поить тебя все 3 дня там, дайте поскорбеть людям. Основная проблема того, что приходится кормить пришедших как раз заключается в этом. Не сидите на похоронах 3 дня!!!

Пришёл пособолезновал и ушёл. Одно нововведение тащит к себе другое и трудности вместе с тем.

Семью покойного должны саму кормить 3 дня родственники и соседи в этих домах не должна готовится пища.

Садакъа.

Раздача материальных вещей и продуктов должна производится только от имени покойного и только из ЕГО ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА, не нужно собирать никаких денег и покупать на них пакеты и раздавать, это бессмысленно и в этом нет никакой узаконенной почвы из религии. Кроме как цирком и ярмаркой тщеславия наши похороны к сожалению не назвать, люди извратили и усложнили всё то, что повелел исполнять нам Всевышний.... Очень многое хотелось бы ещё написать, но не буду, основная масса глуха и слепа, а ещё одна с запечатанными сердцами, но тот кто хочет узнать истину - узнает

26.10.2019 в 17:48Абоминог
Тхъэ не говорил что нужно в долги залезать чтобы было"не хуже чем у людей"это расточительная глупость никому ненужна не Тхъэ ни покойнику ни родственикам
28.10.2019 в 19:15Val Kardan
Аскер Сохт, не хабзэ, а ислама, от хабзэ ничего не оставил арабоислам
27.10.2019 в 13:21Игорь Сажин
Знаете что мне это напоминает? Активный спор старушек на кладбище по поводу процедуры похорон где-то в центральной России. Концепций столько, что казалось бы можно запутаться. В церкви или нет, в морге или нет, дома или нет, нести кто имеет право, кто не имеет, где должны быть родственники. Как выносить из дома, как класть в могилу, освященная земля или не освещенная, что делать с полотенцами на которых опускали гроб, можно ли есть на могиле или нельзя, можно ли пить, можно ли поминать, на какие дни поминать и т.п. Дискуссии жаркие. Видимо это долго будет утрясаться. При мне несколько старушек зашли в храм и спрашивали у священника, священник все разъяснил, его основная концепция: "не придумывайте всякую фигню, от ваших правил лучше ему на том свете не будет, лучше молитесь за него в храме и почаще ходите в храм". Старушки вышли из храма и давай трактовать слова священника. В общем дискуссия разгорелась с еще большей силой.