в 2023 году в Осетии появилась первая комната матери и ребенка

14 марта 2023, 21:53

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

В общественных местах во  Владикавказе собираются установить пять комнат матери и ребенка. Одну уже даже приобрели и установили. И я, конечно, рада таким инициативам, но не от всей души, как говорится. Где вы были, когда это было мне нужно?? Почему только сейчас? Почему государство хочет, чтобы женщины больше рожали, но самые обыкновенные комнаты матери и ребенка появляются только сейчас, как что-то инновационное. Чтобы понимать, на сегодняшний день во Владикавказе я не знаю ни одной комнаты матери и ребёнка – ни в парках, ни в ТЦ, ни в центре города. Нет не только таких комнат, нет даже просто пеленальных столиков в туалетах. Большинство кафе в городе – это семейные заведения, где всегда много мам, колясок и детей. Но и местные бизнесмены не стремятся  к тому, чтобы выделить квадратный метр для людей, которые делают им кассу. И это проблема не только Владикавказа – в других республиках Северного Кавказа я тоже не припомню, чтобы мне попадались такие комнаты. Поправьте в комментариях, если я ошибаюсь. Сейчас могу вспомнить только женский туалет в центре Дербента с пеленальным столиком. Было бы хорошо, если бы во всех республиках Северного Кавказа появились такие места.

фото моё - общественный туалет в Дербенте, 2022

О том, что нужно обязательно кормить ребенка грудью говорят из каждого утюга, учат этому мамочек в роддомах и пропагандируют в поликлиниках. Только как практиковать естественное вскармливание и  выходить из дома, если даже в детском парке нет закутка, где можно покормить ребенка или сменить ему подгузник. А если станешь делать это на улице, ещё как рискуешь нарваться на общественное осуждение. А, есть решение – не выходить из дома. Только оно не подходит большинству мам, у которых есть календарь и они в курсе, что на дворе 21 век, а ещё у них есть другие дети и дела.  Поэтому в том, что куча детей выросло на искусственной еде и со слабым иммунитетом, виноваты, в том числе, и вот такие запоздалые инициативы.

О моём опыте  - я мать своеобразная (по версии моей матери) и меня не останавливало никогда ни осуждение, ни отсутствие условий. Я кормила своего ребенка и в самолётах, и в парке, на главной улице Владикавказа, и в кафе, и в галереях, меняла подгузник возле золотых фонтанов Петергофа. Было ли это просто? Нет! Хотела бы я это повторить? Нет! Это требовало слишком много сноровки и нервов - каждый день ухищряться, чтобы покормить ребенка и не оголить кусочек своего тела и одновременно делать так, чтобы ребёнка всё устраивало. Или поменять подгузник на улице так, чтобы не смутить слишком впечатлительных людей.  Поэтому лично я свой вклад в улучшение демографической ситуации на этом завершила.

 

15.03.2023 в 13:44kathrine
Война и мир, или Сто лет неодиночества Русская культура (и даже конкретнее – русская литература) остается имперской – чего уж там. По-русски продолжают писать не только на Украине, но и, например, в Армении. Что уж говорить о российских автономиях. А значит, мы не лишены обогащающего нас стороннего опыта и – в то же время – не освобождены от него и от необходимости его переваривать. Только вот опыт этот – опыт окраин империи – ныне не такой, как был полвека назад. Никаких тебе милых двориков искандеровского Сухуми. Никакого «Мимино». В лучшем случае – в благополучных местах – перед нами сложная балансировка между модернизационным прорывом и соскальзыванием в давно ушедшую, казалось бы, архаику, причем балансировка на краю дымящегося вулкана. Но есть и места, где извержение уже произошло. Есть «горячие точки». Тамерлан Тадтаев из Южной Осетии – куда уж горячее… Но это сейчас. Завязка его книги – превращение той самой «искандеровской» колоритно-интернациональной, обаятельно-ленивой, южной жизни в многолетний будничный ад. Впрочем, и сама эта жизнь изначально не кажется такой уж «райской». Точнее, это радости нищеты – детство скорее Гека, чем Тома (или Чика, или Чука-и-Гека): «…Жили мы во времянке, случалось, голодали, в моих волосах водились вши, мама вычесывала маленьких гнид и давила ногтями. И все же халва казалась необыкновенно вкусной, она была желтая, как червонное золото; гаванская сигара стоила рубль, а на двадцать копеек можно было купить столько слипшихся фиников, что я наедался и еще оставалось». И все же, все же… Время, как во всяком описании позднесоветского мира, кажется остановившимся или очень медленным, хотя что-то все же происходит (например, евреи уезжают в Израиль) – и присутствуют воспоминания о прошлом. Дед героя, скажем, участвовал в Гражданской войне (на стороне белых – как земляк Тадтаева Гайто Газданов – первый осетин, ставший большим русским писателем). Происходило это ровно за сто лет до выхода книги. Эти события задают внутреннее время книги. Кровавое прошлое не ушло – оно лишь затаилось, спряталось куда-то под землю и прорвется при первом же ослаблении государственного поводка. Это ощущается с первых же страниц. Половое созревание (секс вообще играет в книге большую роль) приносит как будто большую чуткость к подземным толчкам; а дальше – годы в Душанбе, мире еще советском, но внутренне чужом, где герой, выпавший из мира кавказских земляческих связей и не включенный в местные, оказывается изгоем, объектом агрессии. Эти годы разделяют «ту» (мирную) и «эту» Осетию; они же разделяют двух героев – мальчика и поневоле жестокого мужчину. Еще в промежутке – про армейского друга. И тут особенно ярко вылезает жестокая подноготная милого кавказского мира: «В армии со мной служил Белан Г., ингуш по национальности. Когда он явился в нашу часть, я насторожился и приготовился к нападению, ведь ингуш значит мой кровный враг. Поэтому я стырил у дневального его штык-нож, сунул под брючный ремень, а сверху приспустил гимнастерку». В полном соответствии с литературными стереотипами осетин и ингуш, наоборот, становятся лучшими друзьями, и это не кажется фальшивым: общекавказский культурный код оказывается сильнее этнической вражды, но спустя несколько лет он уже ни от чего не спасает. За неполных тридцать лет в Южной Осетии было три войны, и еще были войны в Абхазии, в которых участвовал герой-рассказчик, но в книге война кажется бесконечной, а ее время таким же статичным, как время советского мира. Или круговым. Война одновременно буднична и так же по-кавказски карнавальна, как довоенная мирная жизнь. Вот как заканчивается рутинная новогодняя пальба из боевых орудий: «…Стреляют не только у нас, в близлежащих грузинских селах тоже палят сначала в небо, на котором пылают остатки занавеса, и пули потихоньку снижают траекторию, и вот над головой жужжат майские жуки, хотя только январь, и слепые свинцовые насекомые бьют оконные стекла, крошат шифер на крышах. Мать просит одолжить ей «калаш», чтоб показать врагам, где раки зимуют. – Ладно, – говорю я после некоторого раздумья, – валяй, ма, но только будешь чистить ствол сама. – Конечно, сынок. Мама берет автомат, лихо передергивает затвор. Пули красиво летят в сторону близлежащего грузинского села, начинается война». Что это? Маркес? Кустурица? Только страшнее, потому что на этой войне не войне, которая может продолжаться и сто лет, происходят некие запредельные, архаические ужасы: «…Грузины хотели сфотографироваться на самом виду, у большого металлического щита на высоте, которую они захватили. Я и скосил их одной длинной очередью из пулемета. Любой на моем месте поступил бы так же, мне просто повезло, вот и все. И тут один из них, раненый, вскинул руки и крикнул, что он свой, осетин. Ч. подскочил к нему, приставил к голове автомат и выстрелом снес ему черепную крышку. Потом он сковырнул пальцем кусочек мозга убитого и съел. С нами были чеченцы из отряда Басаева, и они, увидев, как Ч. жрет человеческие мозги, стали блевать, их выворачивало, они были в шоке». Тут, конечно, со сценой каннибализма хорошо рифмуется упомянутое историческое (сейчас и давно уже) имя. В данный момент (1991) он – командир северокавказских «добровольцев» в Абхазии, спонсируемых российскими спецслужбами: такая вот историческая загогулина. Впрочем, книга Тадтаева – не про политическую историю. Не про судьбы северокавказских народов, зажатых в тиски между высокомерием Грузии и интригами Москвы. Это книга – про историю личную, частную. Она – про человеческие судьбы, в которых запутанные донельзя любовные коллизии разрешаются простотой войны, в любую минуту приносящей если не смерть, то, например, амнезию в результате ранения. «Ты всех загадок разрешенье, ты разрешенье всех цепей». В контексте этих судеб правота или неправота каждой из воюющих сторон уже неважна, и о ней речи не заходит. Конечно, всегда есть «свои» и «чужие» – но даже это относительно: рассказчик становится таможенником (в непризнанной республике), а его недавние однополчане грабят проезжающие через республику грузовики. И все они – по разные стороны баррикад. И, конечно, все понемногу сходят с ума. Мудрено не сойти, когда мир таков: наркоманы снюхивают конопляную пыльцу с трупа, а человек, не расстающийся с книгой Золя, лихо перерезает горло вражеским солдатам. Когда никаких границ между войной без правил и «просто жизнью» не существует, а общая архаизация жизни, возвращение к разбойничьим временам вызывает к жизни архаику местную – воруют невест, как в «Кавказской пленнице». Иногда понарошку. Герой-рассказчик говорит обо всем этом со смесью удивления, страха и печальной иронии. Без малейшего пафоса. Без всяких красивостей. Без самолюбования в лимоновско-прилепинском духе. «…Человек, который убивал на самом деле, редко говорит об этом, он все больше молчит, если у него еще не поехала крыша». Убивать герою, кстати, не нравится – он на самом деле тихий интеллигентный человек с серьезной близорукостью. Просто он оказался в месте, где иначе нельзя. И такое ощущение – на эмпирическом уровне, надеюсь, неправильное, – что он там и остался. Что выбраться оттуда ему нельзя. Что все дороги приведут его на пятую, на десятую, на двадцать девятую войну в Цхинвал или поблизости. «Не Орфей, спускающийся в ад, а Плутон, поднимающийся из ада» – да это именно про такое. Приукрасить этот страшный мир было грехом и ложью, но таким же грехом было бы отнять у него ту мучительную привлекательность, которой он обладает. Соврать, что эта бесконечная война не дает ощущения остроты и подлинности бытия. Конечно, дает. И есть опасность – представить себе, что только эта реальность, похожая на дурной сон – настоящая. А «нормальная жизнь», где Беса, друг и почти двойник героя – не «ополченец» с автоматом, а модный московский художник, – сон. Что, кроме этого – тридцатилетнего? столетнего? – кровавого карнавала вообще ничего во вселенной нет… Может быть, это и называется адом? Адом настоящим, не метафорическим. Но пока мы слышим голос оттуда, это не до конца ад. И мы не до конца обречены. Прислушаемся к нему. Валерий Шубинский

Подробнее на livelib.ru:

https://www.livelib.ru/book/409420/readpart-angel-besy-tamerlan-tadtaev