НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Громкий процесс по делу экс-управляющего нальчикским филиалом почившего в бозе МИнБанка как-то особо не привлек внимание СМИ. Хотя, на мой взгляд, дело беспрецедентное. По крайней мере на моей памяти такого, чтобы в прикарманивании денег вкладчиков обвинялся лично управляющий отделением, не было.
Следствием установлены 72 эпизодов хищения денег вкладчиков. О том, как этом происходило, мы ранее писали.
Грабеж средь бела дня. В нальчикском филиале МИнБанка пропали вклады граждан
Коротко о сути обвинения. Граждане сдавали деньги в банк, но не как обычно это делается, а передавали их в руки управляющего. Последний деньги получал, а вкладчикам выдавал вместо нужных бумаг, скажем так, «филькины грамоты».
В настоящее время в суде рассматривается эпизод, который условно можно назвать «Агрофирма «Кишпек» против Тяжгова». Суть обвинения по данному эпизоду такова: 28 декабря 2016 года между ООО Агрофирма «Кишпек» и ПАО «Московский индустриальный банк» был заключен кредитный договор. Агрофирме был предоставлен кредит в размере 18 000 000 руб. В июне 2021 года Арбитражный суд КБР рассмотрел требования МИнБанка к учредителям агрофирмы «Кишпек», Аслану Кокову и его супруге Эльмире Коковой, о признании их банкротами в связи задолженностью по кредиту, которая к этому времени выросла до 30 млн рублей.
Между тем учредители агрофирмы представили доказательства, что ООО «Кишпек» погасил всю задолженность по кредиту. В качестве подтверждающих документов они представили два банковских ордера – один датированный 2018 годом, другой - 2020 -м. Денежные средства, по их утверждению, были переданы управляющему операционного офиса в Нальчике ПАО «МИнБанк» Тяжгову З.А. для дальнейшего оформления погашения кредиторской задолженности.
Однако представитель банка настаивал на том, что кредитная задолженность не была погашена. При этом он указывал на то, что представленные ордера не соответствуют формам документов, утвержденным Банком России, они подписаны лицом, не имевшим на то полномочий, более того заполнены от руки на бланках, которые не используются банком. Ну и т.д.
Арбитражный суд отказал банку в исках в признании банкротами учредителей агрофирмы.
Этому способствовало то, что к тому времени, когда банк обратился в Арбитражный суд, в отношении экс-управляющего было возбуждено уголовное дело и он дал показания о том, что агрофирма погасила задолженность перед банком, что он принял денежные средства, однако не внес их в счет погашения задолженности.
Агрофирма – один из 72 эпизодов присвоения денежных средств. И если в этом случае пострадал только Банк, то во всех остальных случаях свои деньги потеряли вкладчики. Таких масштабов хищений денег руководящим работником банка система, по моему, еще не знала.
При этом Тяжгов даже не был взят под стражу. В отличие от Леонида Гордиенко из станицы Екатериноградская, которую заподозрили в подкупе голосов колхозников, арестовали и держат в СИЗО с августа этого года, Тяжгов находится под домашним арестом.
При этом странную позицию занял банк: мол, я тут ни при чем. Управляющий не те документы выдал, не так их оформил, деньги в кассу не поступили и т.д. и вообще он не имел права принимать деньги вкладчиков. Как будто вкладчики обязаны знать, как должны выглядеть банковские документы, как будто они к управляющему домой пошли, а не в финансовое учреждение.
Однако суды отказали вкладчикам в исках к банку в возврате денег. Теперь даже если суд признает виновным Тяжгова и он будет осужден, получат ли они свои деньги, большой вопрос. Ведь речь идет ни много, ни мало, а о сумме, которая по последним сведениям составляет более 500 млн рублей.