НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
На днях побывала в Южной Осетии, на родине, где не живу со времен далекой юности, а последний раз там была в допандемийные времена, в 2019 году.
На пограничном пункте пропуска была длиннющая очередь из автомобилей, пришлось ждать около двух часов, чтобы пересечь границу. В остальном дорога произвела приятное впечатление. Транскам хорошо отремонтирован, дорога ровная, тоннели освещены.
Граница с Южной Осетией, фото: kavkazru.press
И в самом Цхинвале произошли некоторые изменения. Появилось много новых коммерческих объектов – магазинчики, ларьки, при этом нет ни одного крупного супермаркета. В центре города – местная достопримечательность – фонтан без бассейна – струи вырываются из под земли и туда же уходят. В жаркий день местные ребятишки наслаждаются прохладным душем.
Во всем остальном Цхинвал, как и прежде, производит грустное впечатление – особенно, когда видишь жилые дома со следами пуль и снарядов, которые не ремонтируются то ли преднамеренно (как демонстрация грузинской агрессии 2008 года), то ли нет денег на их ремонт.
Разговоры за ужином у родственников свелись главным образом к обсуждению итогов прошедших накануне выборов в местный парламент. Мои родственники голосовали за партию «Единая Осетия», считают ее лидера, экс-президента Анатолия Бибилова лучшим руководителем за последние 15 лет. В качестве доводов на сей счет они приводят, то, что при нем значительно повысились зарплаты у работающих в бюджетной сфере и то, что Бибилов ратовал за вхождение Южной Осетии в состав России и предпринимал усилия по ее интеграции в РФ.
Сторонники партия Бибилова считают, что она набрала большинство голосов, и должна была получить большую часть мандатов, и что партия «Ныхас» действующего президента Алана Гаглоева отказывается отдать мандаты «Единой Осетии» «по беспределу».
Между тем к «Ныхас» примкнули несколько одномандатников, за счет чего большинство мест в парламенте будет у нее, и, стало быть, спикером парламента выберут депутата от этой партии, что меняет весь политический расклад в республике и отодвигает на неопределенное время возможность вхождения в состав России.
Председатель «Единой Осетии» Ацамаз Бибилов считает, что итоги выборов следует отменить, потому как, по его мнению, а также по мнению многих местных наблюдателей, они прошли с грубейшими нарушениями.
В качестве доказательства приводят такие факты: среди голосующих жителей Цхинвала оказались 116 дагестанцев, 27 чеченцев, 19 ингушей, 43 таджика, 436 грузин и 12 узбеков, которые были прописаны в городе аккурат перед выборами, причем, прописаны в том числе в домах, разрушенных во время войны. Голосовали они за партию «Ныхас» действующего президента, прибавив ей голоса.
Имели место и различные другие нарушения в виде подкупа и незаконной раздачи паспортов непроживающим в Южной Осетии гражданам. Рассказывают, что отец одного из кандидатов-одномандатников предлагал по три тысячи рублей за голос, в качестве подтверждения требовал фото бюллетеня. Сколько человек воспользовались такой «щедростью», история умалчивает. Говорят также о том, что на избирательных участках в РСО-Алании использовались ручки с исчезающими чернилами. А на одном из участков выборы не состоялись из-за низкой явки, но ЦИК засчитал, что они состоялись.
Против отмены результатов выборов выступает лидер «Народной партии», тренер по вольной борьбе Дзамболат Тедеев. Партия набрала 15 процентов голосов и прошла в парламент. Те, с кем я говорила, считают, что Тедеев, как и действующий президент – сторонники сближения с Грузией. Для начала они намерены открыть грузинам транзитный коридор через Южную Осетию. С этим категорически не согласно абсолютное большинство южных осетин, в памяти которых свежа война 08.08.08, и которые считают, что открытие проезда через Южную Осетию и Транскам может иметь для Южной Осетии негативные последствия.
Экономика Южной Осетии, если о ней, как таковой, можно говорить, находится в глубокой депрессии.
В магазинах Цхинвала нет ни одного товара, произведенного в республике. Но это еще ладно. Здесь нет ни овощей, ни фруктов, выращенных в Южной Осетии, все это привозится из Северного Кавказа и поэтому стоит значительно дороже. Не случайно один из избранных депутатов Олег Козаев назвал министра сельского хозяйства Южной Осетии «министром пустоты», и предложил ему в подарок семена тыквы, чтобы хоть чем-то засеивать эту «пустоту». Поля во многих населенных пунктах Южной Осетии заросли бурьяном, и никаких попыток что-то изменить в этом направлении не предпринимается.
Люди уже не верят ни в какие обещания кандидатов в депутаты, ни в какое светлое будущее для себя, потому как ни одно обещание в итоге не исполняется. Села опустевают. Все, кто может уехать, уезжают.
В моей родной деревне осталось не больше 20 дворов. Много мужчин умирают, не дожив до 70 лет.
Изменится ли что-либо к лучшему?
Хочется в это верить.
Грузовиками вывозили из сёл яблоки, груши, виноград. Работал консервный завод, продукция которого поставлялась даже на север и Дальний Восток.
Почему при капитализме всё так грустно? Может засилье бюрократии? Ведь чего проще, выдать людям льготные кредиты на покупку техники и землю в аренду. Никто не хочет?