НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
На днях мы с коллегой посетили одну из главных туристических достопримечательностей Кабардино-Балкарии – Чегемские водопады.
Удивительной красоты место – группа водопадов, вырывающихся прямо из скал в узкой теснине Чегемского ущелья производит незабываемое впечатление на тех, кто впервые видит этот необычный пейзаж. Второй по привлекательности объект республики после горы Эльбрус - активно посещают туристы.
Но, боже мой, как же человек в погоне за прибылью портит все вокруг себя!
Вся прилегающая к водопадам узкая территория, застроена закусочными - шашлычными, хичинными и прочим. Повсюду стоит дым и запах шашлыков. Но это еще полбеды. Здесь не осталось ни одного квадратного метра земли, свободного от торговли. Основной товар - изделия из овечьей шерсти: платки, кофты, свитера, папахи, бараньи шкуры. Я насчитала около 30 торгующих, у которых был идентичный товар.
Кроме этого торгуют здесь сыром, медом, травами и т. д. Тут же парковка для автомобилей. При этом ширина ущелья в некоторых местах составляет всего 25 метров. И по нему проходит дорога к селам Эльтюбю и Верхний Чегем.
Отдельная тема – экзотические животные, которых здесь эксплуатируют, зарабатывая на этом. Верблюд, два пони, старая, измученная лошадь. Когда мы два года назад были здесь, верблюд еще был бодрый, стоял на ногах. В этот раз он лежал в полном изнеможении.
Их держат, чтобы туристы за плату фотографировались с ними. Или чтобы покатать детей. Но катать совершенно негде. Разве что между машинами и торговыми навесами.
Кисловодские птицы и чегемский верблюд. Как в местах отдыха эксплуатируют экзотических животных
Я понимаю, что людям где-то надо продавать свой товар и зарабатывать на жизнь, но почему это нельзя делать в другом месте, а не в узком ущелье. Почему нельзя построить рынок шерстяных изделий где-то по пути к водопадам и специально туда возить туристов, желающих купить себе теплые вещи? Почему изделия из овечьей шерсти, само по себе являющиеся местной достопримечательностью, должны закрыть собой красоту природы?
Отправляясь на водопады, люди прежде всего хотят увидеть их, полюбоваться их красотой, подышать свежим воздухом.
Увы, природу уже не разглядеть за всем этим. Все затоптано, загажено, заплевано и пахнет навозом. Как в такой ситуации можно говорить о развитии туризма в республике?
Почему нельзя ограничить торговлю в этом месте? Или даже вывести отсюда всех торгующих, найти им другое более благоустроенное место? Привести в порядок закусочные и другие места общественного питания. Их тоже должно быть ограниченное количество, а не десятки.
Туризму, как и всему остальному, нужен хозяин. На Чегемских водопадах не чувствуется наличие у туризма хозяина.
P.S. Дорога к водопадам, между селениями Нижний Чегем и Лечинкай, где-то с середины пути в плохом состоянии. Вроде бы ее ремонтировали два года назад, но отремонтировали так, что машину страшно трясет. А дорога к Лечинкаевскому минеральному источнику и вовсе без ремонта. А ведь это тоже активно посещаемое место.
jimmy.berge # Да, бардак. Чем-то напоминает центральные улицы Грозного в период между двумя войнами и в начале "нулевых". Такие же сколоченные из подручных средств навесы и лавки для продажи товара, и все прочее. Правда, гор мусора рядом с торговцами не видно, что уже плюс.
martin.hagenes # В Чечне алкоголем не побалуешься. Продажа спиртного ограничена, даже для туристов. И домашнее вино тут не делают. Ну разве что не у нас, а где-то далеко в горах, но не в нашем районе. Кстати, насчет Нихалойских водопадов. Название села Нихалой, вблизи которого они расположены, произошло от слова них (нихи), то есть брага. Видать брагу нихалоевцы делали и "толкали" своим соотечественникам, и любому желающему, пока имам Шамиль не пресек это безобразие.
mathew # Туризм, конечно дело хорошее, но, на одних туристах далеко не поедешь. Надо бы еще экономику развивать, о нано-технологиях думать. В Чечне, к примеру, до начала военных действий аж целых три нефтеперерабатывающих завода имелось, не говоря о других предприятиях. Сегодня нет ни одного. И экономики как таковой нет. Все "затачивается" под туризм. Кстати, на Кавказском инвестиционном форуме, что проходил в Чечне 15-17-го числа при небывалых мерах безопасности, министр туризма республики Байтазиев назвал главу республики Рамзана Кадырова – «брендом». Так и заявил: «Это действительно человек, который превратился в бренд, этот бренд надолго. Этот бренд действительно показал, что чеченцы умеют жить, хотят жить, хотят созидать». Вот это я понимаю, высший пилотаж чиновника! Подчиненные много чего лестного высказывали и высказывают в адрес Кадырова, но вот такое….. К слову, «своего первого русского» нынешний чеченский глава «забрендил» в 16 лет.