НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Недавно побывала на своей малой родине в деревне Рустау, в Южной Осетии. Деревня располагается в 26 км от Цхинвала, в горах.
Последний раз я была там в доковидные времена. С тех пор мало что изменилось. Разве что жителей стало меньше – кто то умер, кто-то уехал. На всю деревню осталось не больше 20 домов, в окнах которых пока еще по вечерам зажигаются огни. И это грустно.
В центре селения располагается кладбище. Посередине кладбища стоит курган. Помню, в советские времена какие-то энтузиасты хотели раскопать его, говорили, что там возможно захоронен Шота Руставели, фамилия которого переводится с грузинского как Шота из Рустави. Исходя из этого, мои односельчане решили, что наш Рустау вполне может претендовать на то, чтобы быть родиной автора «Витязя в тигровой шкуре», и что возможно он был захоронен именно под этим курганом. И не только он, но и сама царица Тамар. Но, поразмыслив, курган не тронули, потому что на нем стояла часовня. Трогать часовню не рискнули даже отъявленные безбожники.
Поэтому так и осталось невыясненным, кто там захоронен, и захоронен ли вообще кто-нибудь.
В этот свой приезд я была приятно удивлена тем, что часовня на кургане отреставрирована и превратилась в новую, вполне симпатичную церквушку.
Я поинтересовалась у сельчан, кто построил церковь, кто этот благородный человек. Нашла его, и взяла интервью.
Его зовут Валерий Цховребов
Он рассказал, что занимается реконструкцией церквей более 15 лет. Его первой работой стала реконструкция храма Пресвятой Богородицы в селении Тбет.
Он не может сказать, как к нему пришла идея восстанавливать церкви. Это был зов души, который словами сложно объяснить .
«Пришло осознание того, что никто этим заниматься не будет, а это наша история, наши святые места - часть нашей культурной идентичности».
Реставрационному делу специально не обучался, все пришло с опытом.
Мастер рассказал, что в восстановлении церкви в Рустау ему помогали местные жители, проект профинансировали югоосетинский политик Сергей Тадтаев и Таймураз Кочиев, помощь в восстановлении храма оказал также бывший президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
Цховребов говорит, что восстановление церквей он не воспринимает как работу.
«Я отдыхаю, когда нахожусь в таких местах. Абсолютное спокойствие на душе и гармония».
А местные мне еще рассказали, что Валерий не допускает к работе в священных местах нетрезвых граждан, и не позволяет сквернословить. В качестве материала для реставрационных работ он использует, в основном, натуральный песчаник, который, по его словам, обладает длительным сроком службы и высокими декоративными свойствами.
«Для акустики в церкви важны правильно сделанные своды, именно они направляют звук внутрь храма».
"Безусловно, реконструкция культовых сооружений отличается от обычных строительных работ и технически, и уровнем ответственности, права на ошибку практически нет, поэтому это достаточно долгий процесс", - говорит Мастер.
На вопрос, почему он этим занимается, Мастер ответил так:
«Церкви, святые места - это наша память, часть нашего культурного кода. Было бы опрометчивостью предать это забвению. Великие писатели, архитекторы создавали свои шедевры именно из любви к своим народам. Их творения восхищают нас и по сей день. Так и в нашем деле, мы восстанавливаем память и делаем это для тех, кто придет после нас».
В восстановлении церкви в Рустау я вижу добрый знак – что село возродится, что туда вернутся люди. Ведь это прекрасное место для жизни и по природным, и по климатическим условиям. Пусть это произойдет не сегодня и не завтра. Но когда-нибудь это обязательно произойдет.
bunny # Так, судя по всему и было, не исключено, что грузин из тех мест выдавили силой, и поселили осетин. Такие вещи в истории случались довольно-таки часто. По итогу вышло, что великий грузинский поэт Руставели родился в местности, населенной последними. Но это не делает его осетином, и менее великим. "Витязь в тигровой шкуре" - одно из величайших произведений грузинской литературы.