Спустя 25 лет. Жители Кулецмы в Дагестане просят о признании их ветеранами боевых действий

11 сентября 2024, 16:13

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

В эти дни в Дагестане отмечается 25-летие разгрома боевиков Басаева, вторгшихся в республику из соседней Чечни в августе-сентябре 1999 года. 

Официальные источники сообщают, что готовятся памятные акции, встречи с участниками событий и их семьями, шествие праздничных колонн и возложение цветов к мемориалам, будут работать выставки и полевые кухни. Сообщается, что в Ботлихском, Цумадинском, Новолакском, Буйнакском районах и городе Буйнакске мероприятия пройдут «по особым программам».

25 лет назад в августе-сентябре на территорию Кадарской зоны Буйнакского района вторглись незаконные вооруженные бандформирования, возглавляемые полевыми командирами Шамилем Басаевым и Хаттабом. Им удалось захватить населенные пункты Карамахи, Чабанмахи, Кадар  Буйнакского района, где ими были установлены «шариатские законы».

Руководство Дагестана, учитывая серьезность сложившейся ситуации, приняло Постановление, в соответствии с которым главам местных администраций вменялось в обязанность создать отряды самообороны из числа местных жителей, вооружить их и возглавить. В селении Кулецма Левашинского района, оказавшемся в зоне боевых действий, в ополчение записался 81 человек. Им было роздано оружие. Руководили ополчением житель села Сейпулаев А. и глава села Абдула Курбаналиев. 

Село Кулецма Левашинского района. Фото http://odnoselchane.ru/?page=photos_of_category&sect=827&com=photogallery

Поскольку существовала реальная угроза диверсий и терактов, силы самообороны вместе с милицией дежурили на блокпостах, охраняли больницы, школы, линии электропередач и связи, водохранилище, мосты и прочие объекты, находящихся на территории Левашинского района. Часть ополченцев занималась вопросами снабжения, они доставляли питание для бойцов в зону боевых действий, обеспечивали их медикаментами и одеждой.

===

В 2019 году в ходе прямой линии с В. Путиным жители Дагестана обратились к президенту с просьбой приравнять участников ополчения к ветеранам боевых действий. 23 июля 2019 года Госдума приняла поправки в закон «О ветеранах», в соответствии с которыми ополченцы из Дагестана были признаны ветеранами боевых действий. 

Предстояло установить, кто был ополченцем, а кто им не был. К тому времени прошло уже 20 лет. Сменились многие руководители организаций, силовых ведомств, не у всех бывших ополченцев сохранились выданное им тогда право на ношение оружия. При правительстве Дагестана была создана специальная комиссия, которой было поручено  установить участников ополчения. Правом обратиться в комиссию о включении в список тех или иных лиц были наделены органы местного самоуправления, где также сменились руководители, общественные организации и граждане.

Бывшие ополченцы из Кулецмы, в количестве 20 человек, обратились в указанную комиссию. Представили бумаги, какие сохранились. Главным их доказательством был список, составленный главой местной администрации, в котором они все значились.

Комиссия не нашла достаточных оснований посчитать их ветеранами боевых действий и рекомендовала им решить вопрос через суд.

В суд они представили списки участников отрядов самообороны, в которых они значатся, объяснительные начальника Военного комиссариата и экс-заместителя начальника ГИБДД по Левашинскому району, публикации в республиканских газетах, репортажи телевидения. Указывали также на книгу Кисриева Э.Ф. «Ислам и власть в Дагестане». В публикациях и книге говорилось о том, что в этой операции жители села Кулецма оказали большую поддержку силовым структурам. 17 человек из числа истцов были награждены медалями Союза объединенного ополчения Дагестана «Честь отвага и патриотизм».

Левашинский районный суд удовлетворил иск бывших ополченцев. Это решение было обжаловано властями и отменено Верховным судом Дагестана.

Верховный суд Дагестана рассмотрел иск по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве ответчиков - МВД по Республике Дагестан, Минтруд Республики Дагестан, Администрацию МР «Левашинский район» Республики Дагестан, Администрацию МО «село Кулецма», Военкомат Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан.

И вынес решение об отказе в иске. Мол нет объективных доказательств их участия в отряде самообороны.

Пятый кассационный суд отменил это решение назвав его необоснованным и немотивированным. 

«Суд апелляционной инстанции при разрешении спора не проверил доводы каждого заявителя о подтверждении факта его участия в боевых действиях, не дал оценки на предмет допустимости представленным им доказательствам, не предоставил заявителям возможность представить суду доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, что привело к существенному нарушению прав и законных интересов заявителей», - говорится в решении Пятого Кассационного суда.

При новом рассмотрении Верховный суд РД удовлетворил иски 11 заявителей, а девяти -  отказал. Суд сослался на то, что факт участия девяти заявителей не смог подтвердить ни районный военкомат, ни МВД по РД. Оказалось, они «не располагают сведениями об участии заявителей в боевых действиях в составе отрядов самообороны».

При этом сам факт создания отряда самообороны из числа жителей селения Кулецма в количестве 81 человека и наличие в этом списке 20 заявителей, выдача им оружия, нашли подтверждение.

Некоторые подтвердили факт своего участия публикациями из газет. Например, бывший ополченец Исрапил Абакаров доказал свое участие публикацией в республиканской газете «Хакикат» от 10 сентября 1999 года, где он запечатлен на снимке совместно с работниками милиции с автоматом в руках. В отношении девяти заявителей судебная коллегия пришла к выводу, что их требования удовлетворению не подлежат. 

Что дает статус «Ветерана боевых действий»?

Ветераны боевых действий получают ежемесячную денежную выплату. С 1 февраля 2022 года она составляет 3481, 85 рублей. Они имеют право на бесплатный проезд, путевку в санаторий и лекарства, а также 50 процентов от размера оплаты коммунальных услуг. Размер пенсии за выслугу лет, по инвалидности или потере кормильца увеличивается  на 32 процента от размера социальной пенсии. 

У девяти бывших ополченцев еще есть время обжаловать решение Верховного суда РД в кассационной инстанции.

11.09.2024 в 16:52антип
Главное, чтобы ветеранами Куликовской битвы не требовали признать.
13.09.2024 в 14:57ardis
Без тыла не бывает фронта 
11.09.2024 в 17:13jamie
Приравнивали же тыловиков к участникам ВОВ
11.09.2024 в 17:20clayton.krajcik
Где, где? В караганде... У олигархов, или вы об этом не знали... 
11.09.2024 в 17:12jamie
Люди резали скот, кормили военных, беженцев... они заслужили этот статус, даже если напрямую не воевали 
11.09.2024 в 17:19wonda_torphy
Если бы  были нормальные зарплаты и пенсии никто бы не выпрашивал  статус "участника боевых действий". с его копеечными льготами. Где справедливое распределение средств, вырученных за продажу государственных ресурсов, которые якобы принадлежат народу? 

12.09.2024 в 03:00антип
Выпрашивать себе статус, это вообще западло для мужчины.
12.09.2024 в 18:35august
«В эти дни в Дагестане отмечается 25-летие разгрома боевиков Басаева, вторгшихся в республику из соседней Чечни в августе-сентябре 1999 года». Ржу, не могу! Объясняю почему. В этом самом «вторжении» участвовало максимум полторы-две тысячи боевиков, часть из которых была выходцами из Дагестана. Несколько лет назад, когда федеральные власти объявили о том, что т.н. «бойцы дагестанского ополчения», выступившие против басаевцев и хаттабовцев в 1999-м году, будут приравнены к ветеранам боевых действий, количество возжелавших получить этот статус превысило 12 тысяч (!) душ. Во всяком случае, так писала «Парламентская газета» (https://www.pnp.ru/social/bolee-12-tysyach-dagestanskikh-opolchencev-poluchat-status-veteranov-boevykh-deystviy.html). То есть, одних только «ополченцев», сражавшихся против группировки Басаева в горах Дагестана было как минимум в шесть (!) раз больше, чем боевиков. Но, помимо «ополченцев», в боевых действиях были задействованы армейские подразделения, спецназ ГРУ, части ВДВ, спецподразделения МВД и Внутренних войск, авиация, дальнобойная артиллерия и все прочее. То есть, силы, привлеченные к отражению «вторжения» кратно превышали число «вторгнувшихся». Тем не менее, боевые действия в горной части Дагестана, граничащей с Чечней, продолжались с августа по сентябрь 1999-го года. Спустя 25 местные молят федеральный центр записать их в «участники боевых действий». Нда уж. Докатились. Спросить меня, одних только дагестанских ополченцев должно было хватить для того, чтобы разгромить басаевцев просто голыми руками. Ан нет. Армию, полицию, все что можно задействовали, и каждый год «победу» празднуют. Смехота.
12.09.2024 в 18:41cherry
 антип (Конфликтный) #    В точку! Еще могли бы попросить записать их в ветераны сражения на Чудском озере, Полтавской и Бородинской битв, взятия Измаила (список можно вести до бесконечности). "Ополченцы", тоже выискались.

12.09.2024 в 19:04gene.littel

wonda_torphy # Возможно. Но, как говорят, «за чужой счет пьют трезвенники и язвенники», Раз государство решило подкинуть «ветеранам» кое-что, то почему бы и не записаться в "ополченцы"? А насчет справедливого распределения ресурсов.... Это только по Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Кадыров вон тоже любит по случаю и без называть себя и свое окружение «слугами народа», в то время как народ едва сводит концы с концами, а «слуги» ведут роскошный образ жизни, мотаясь за покупками и на отдых в Дубай, Турцию, страны Европы и транжиря народные деньги. Се ля ви.

12.09.2024 в 19:10ashley

 jamie # Так "ополченцам" не скот надо было резать, и военных кормить, а с оружием в руках отражать вылазки боевиков. Тогда можно было говорить о статусе ветеранов. По-Вашему, раз они принимали беженцев, то заслуживают быть участниками военных действий? В таком случае практически все жители Ингушетии, которая в 99-м приняла порядка 300 тысяч беженцев из Чечни, тоже должны быть записаны в "ветераны боевых действий". Они же тоже и скот резали, и беженцев кормили, и жилье им выделяли.

12.09.2024 в 19:11ashley
 jamie #   Не совсем. Есть ветераны ВОВ, а есть труженики тыла. Это разные категории.

12.09.2024 в 19:15melvin.prohaska

 clayton.krajcik # Вот-вот. Национальными богатствами страны владеет и распоряжается по своему усмотрению кучка людей, а населению втюхивают всевозможные байки, типа "Газпром" - народное достояние». Кесарю-кесарево, слесарю - слесарево.

12.09.2024 в 19:17luanne
антип (Конфликтный) #    Снимаю шляпу. Оченье верное замечание. Выпрашивать себе какой-то статус, для нормального мужчины западло. Но видно у"горячих" дагестанских мужчин свои понятия. 

13.09.2024 в 08:00karyn

jamie # А Вы знаете, как называли тыловиков во время Великой Отечественной, бойцы Красной Армии и флота? Кратко и емко - тыловые крысы. Ставить знак равенства между теми, кто идет в бой, и возможно на смерть, с теми, кто находится в тылу, пусть и помогает фронту (производит танки, снаряды и т.п.), немного неправильно. Так и с этими "ополченцами". Сидели в тылу, резали барашков для военных, поедали шашлычки, запивая их кто водой, кто водкой, а теперь захотели статус ветеранов боевых действий. Ни стыда, ни совести. 

13.09.2024 в 19:30rasheeda.ritchie
ardis #   не спорю. Пусть тогда жители Кулецмы, и всякие прочие "ополченцы", выпрашивают себе статус ветеранов тыла, а не участников военных действий. Резать барашков, жарить шашлычок для военных, спиртное им подгонять и все прочее, даже окопы рыть, никак на участие в боевых действиях  не тянет.

13.09.2024 в 21:49williemae.beier
Кое где даже говорят наркоту подгоняют, к всеобщему ужасу.

https://t.me/Z13_Separ/32042 

14.09.2024 в 08:16arnold
williemae.beier #    Бывало и бывает и такое. В Чечне во время войны, федералы за алкоголь и всякую наркотическую дрянь, и боеприпасы,и оружие могли отдать. Особенно во время первой войны это имело место быть. Понятное дело, что в Дагестане во время отражения вторжения Басаева и Хаттаба местные тоже не могли упустить шанс стать владельцами боевого оружия. Во всякой войне такое бывает.