НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
В Кабардино-Балкарии продолжается рассмотрение судебных исков о возврате вкладов из филиала МИнБанка. При этом самого банка уже нет. В мае 2023 года он был присоединен к Промсвязьбанку, к которому перешли и все его обязательства. Ответчиком по искам выступает теперь Промсвязьбанк.
О том, как в МИнБанке пропали вклады граждан, мы ранее уже писали
Грабеж средь бела дня. В нальчикском филиале МИнБанка пропали вклады граждан
Суть дела. Клиентов, которые приносили в банк крупные суммы денег - это от 1,5 млн и больше, принимал управляющий филиалом Заурбек Тяжгов у себя в кабинете и за чаем-кофе предлагал им «особые условия» для вложения денег - под большие проценты. Экс-управляющий даже придумал свою линейку кредитов «Вип-клиент», «Мультивалютный», «Накопительный» и свои размеры банковских процентов - от 14 до 17.
С клиентом заключался договор. Деньги он передавал управляющему. Взамен получал банковский ордер. По прошествии времени, когда клиент приходил за деньгами, ему заявляли, что никакого счета на него не открывалось, деньги в банк не поступили.
Тяжгов был уволен с должности 12 мая 2020 года в связи с утратой доверия. 4 июня 2020 года в отношении него было возбуждено уголовное дело.
Ему вменяется мошенничество в особо крупном размере. В уголовном деле 72 эпизода. Точный размер похищенных средств нам неизвестен. Сообщалось о 500 млн и даже о 800.
В ходе следствия экс-управляющий заявил и подтвердил письменно, что его деятельность по присвоению денежных средств граждан под предлогом открытия вкладов является его личной инициативой, использование им печати Банка незаконно. Суд над Тяжговым идет с конца прошлого года. Сейчас в процессе объявлен перерыв в связи с назначением экспертизы.
Между тем, позиция Промсвязьбанка остается такой же, как и почившего в бозе МИнБанка - деньги в банк не поступали, значит банк не несет ответственности.
===
Тут следует сказать, что поначалу суды отказывали вкладчикам в исках. После того, как два или три потерпевших обжаловали решения в Верховном суде России, ситуация изменилась. Там все ранее принятые решения отменили и вернули дела в суд Апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Верховный суд России указал в своем решении, что поскольку граждане заключили договора вклада с лицом, который был наделен доверенностью от руководства банка, стало быть ответственен банк. Гражданин не обязан знать, как должны выглядеть документы учреждения.
При новом рассмотрении суды стали удовлетворять иски вкладчиков. Однако правопреемник банка-должника подал новые судебные иски в отношении тех граждан, которые ранее выиграли суды, и пытается оспорить ранее принятые решения. Так, Промсвязьбанк оспорил решение об удовлетворении иска предпринимателя Ж.В. о возврате ему денег в сумме более 6 млн рублей. Аргументы те же - Ж.В. в правоотношения с Банком не вступал, договор с Тяжговым был заключен от имени последнего, но не от Банка. вклад «Мультивалютный-Накопительный», на который ссылается Ж.В. в Банке никогда не существовал, а стало быть «к договору, прикрывающему хищение денежных средств, не могут быть применены нормы Гражданского кодекса».
В суде первой инстанции отказали в удовлетворении иска Банка, в Апелляционной тоже. Банк пошел дальше - в Кассационный суд. Там сейчас на рассмотрении несколько жалоб банка на ранее принятые судами решения.
===
Но что-то мне подсказывает, что даже после решений кассационного суда Банк будет жаловаться дальше. Потому что 500, а тем более 800 млн рублей - немалые деньги даже для такого крупного Банка, как Промсвязьбанка.
Любопытно, что никакого имущества для конфискации у Тяжгова не оказалось. Даже его содержание под домашним арестом оказалось проблематичным - дома у него тоже не оказалось.
Так где же деньги, зинь? Кому их послал Аллах? Вопрос пока без ответа.
Что касается вкладчиков, они не совсем обычные люди. Это предприниматели - крупные и средней руки, чиновники, силовики, несколько человек вложили деньги от продажи недвижимости, надеясь приумножить их.
Из этой история с МИнБанком следует извлечь один урок - никаких неформальных отношений при заключении ответственных договоров не должно быть. Ведь, когда мухи отдельно, котлеты отдельно, как-то лучше в итоге получается.