НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Ставропольские депутаты предложили внести изменения в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Они считают, что некоторые подобные территории не стоят того, чтобы так уж тщательно их охранять.
Если надо использовать часть особо охраняемой природной территории в хозяйственных целях, например, построить какой-нибудь объект для туризма или коммерции, - закон должен позволять вывести эту часть из особо охраняемой зоны. А для этого закон, считают депутаты, следует изменить. В пояснениях к законопроекту региональные депутаты пишут, что особо охраняемые природные территории создавались в советское время - с 1961 года. Многие участки, включенные в эти зоны в 90-х годах, были впоследствии приватизированы.
Собственники участков считают, что они вправе строить на своих землях, что хотят. Между тем подобное строительство законом запрещено.
Кроме того, как указывается в пояснительной записке, «за 60 лет многие природные объекты прошли свой жизненный цикл, и даже завершают его». Например, сосна Сосновского в городе Пятигорске, которая является памятником природы, усыхает. Дереву 186 лет.
Кроме того, по мнению депутатов Ставрополья, иногда изменение границ особо охраняемых природных территорий требуется для реализации федеральных и региональных программ.
Сосна в районе Академической галереи, Пятигорск. Фото Kemal KOZBAEV, Wikimedia
Против законодательной инициативы выступила общественность Ставрополья. Экологи создали петицию, которую подписали более 8 тысяч человек и направили ее председателю Государственной Думы.
В ней говорится, что "законопроект угрожает всей заповедной системе России".
«Если его примут, можно будет законно отрезать земли из особо охраняемых природных территорий, а в некоторых случаях даже ликвидировать их полностью. Изменения позволят застраивать, прокладывать коммуникации на любых охраняемых природных территориях, включая заповедники и национальные парки. Это серьёзно ударит по всем охраняемым природным территориям страны».
С подобной законодательной инициативой ставропольские депутаты выступали и в 2021 году. Однако под давлением общественности тогда законопроект был отозван.
Следует отметить, законопроект не поддержала Счетная Палата России. В заключении ведомства говорится, что «обоснованность решения проблемы предлагаемым способом вызывает сомнения», что законопроект не обосновывает необходимость вовлечения части ООПТ [особо охраняемых природных территорий] в хозяйственный оборот...».
В заключении Счетной палаты также указывается, что при рассмотрении подобных вопросов необходимо проводить экологическое обследование территорий, соответствующие экспертизы, а также общественное обсуждение. Ранее о проблемах, которые могут возникнуть в особо охраняемом курортном регионе Кавказские Минеральные воды в связи с новыми стройками мы писали тут.
Бизнес наступает на курорты. Чем чревато строительство в Кисловодске?
Некие инвесторы решили построить в городе Кисловодск новый микрорайон под названием «Солнечная Долина».
Между тем, по мнению местного активиста, эколога Павла Мартиросова, в том месте, где планируется возвести новый микрорайон, располагается месторождение подземных минеральных вод. Любое строительство будет способствовать проникновению в подземный резервуар минеральной воды атмосферных стоков, что приведет к деградации и утрате целебных свойств минеральной воды.
Так же общественники Кавминвод борются за то, чтобы предотвратить застройку горы Машук. В настоящее время иск юристов Георгия Легкобитова и Екатерины Кузнецовой находится на рассмотрении в суде. Заседание по этому делу состоится 31 октября.
К сожалению, проблема застройки особо охраняемых природных территорий имеет место и в других регионах. Много раз сообщалось о незаконной застройке территории Национального парка в Приэльбрусье. Здесь для этого даже изменения в закон не потребовались. Карманные интересы узкого круга людей берут вверх над сохранностью природы.
Госдума рассмотрит законопроект в ноябре.
Есть ООПТ, которые, мягко говоря, уже давно не актуальны - тот же Ставропольский чернозем. Для какой просветительской деятельности эта "лысина" мелькает посреди Юга - не понятно.
Нет ничего плохого в обустройстве ООПТ.
Другое дело, что эти вопросы должны решаться комиссионно, с участием Прокуратуры, Правительства, Минприроды и Дирекции, с учетом мнения населения и публичных слушаний.