НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Хамза Закария – адыг, который родился и вырос в Сирии. Сейчас Хамза, его брат Марзан и их мама живут в Кабардино-Балкарии. Хамза и Марзан – студенты КБГУ. Все трое получили разрешение на временное проживание в России - РВП, парни на период обучения, а их мать - на ближайшие два года.
Хамза и его близкие – брат и мать (отца у него нет, умер), - хотели бы получить гражданство России, потому как при нынешней ситуации в Сирии адыгам возвращаться туда вовсе не безопасно. Хамза обратился в Управление федеральной миграционной службы по КБР о включении его семьи в Государственную программу переселения. Ему сказали, что для этого он должен предоставить документ о том, что он соотечественник, и предки его проживали на территории Кабардино-Балкарии. Но получить такой документ не так-то просто.
Адыги Турции и Иордании свое происхождение могут подтвердить справками, выданными в местных общественных организациях «Адыгэ Хасэ», и этого достаточно. Но в Сирии такой организации нет.
===
Впрочем, и Хамза, и его близкие получить российское гражданство смогут без проблем. Однако устроить свою жизнь на новом месте значительно проще, если репатриант попадает в программу переселения. Государственная программа переселения принята на федеральном уровне. При этом в каждом субъекте были приняты свои аналогичные программы с учетом местных особенностей.
11 сентября 2023 года правительством КБР также была принята программа «Оказание содействия добровольному переселению в КБР соотечественников, проживающих за рубежом».
Переселение соотечественников, указано в программе, должно решить проблему квалифицированных кадров для экономики республики, способствовать развитию предпринимательства. Подчеркивается, что нужны именно квалифицированные кадры, а не абы кто. Программа предусматривает обеспечение репатриантов принимающей стороной жильем, рабочими местами, другими социальными благами. Программа не требует от репатриантов обязательного знания русского языка, а предусматривает организацию для них курсов по изучению русского, кабардинского и балкарского языков.
Предпочтение отдается студентам-соотечественникам, которые получают образование в Кабардино-Балкарии. Именно они попадают под ее действие в первую очередь. Так что у Хамзы Закария есть все шансы попасть в программу. Для этого ему осталось закончить третий курс (сейчас он - на втором), чтобы у него было среднее специальное образование, но главное - доказать свое адыгское происхождение.
Минус программы в том, что ее действие очень ограниченное. Так, на 2023-2025 годы запланировано переселить всего 20 семей. В 2023-м – 4, в 2024-м – 7 и в 2025-м – 9.
На все это из бюджета республики выделено чуть более 104 миллионов рублей. Все потому что бюджет КБР дотационный, а федеральный бюджет не финансирует региональные программы. Именно ограниченность средств, необходимых для обеспечения репатриантов жильем, препятствует переселению большего количества людей в Кабардино-Балкарию.
Из рисков реализации программы акцент делается на том, что, заехав в республику по программе и получив жилье, участник программы может покинуть КБР ранее установленного трехлетнего срока. И такое ранее случалось.
===
В последние дни в Tejegram-каналах обсуждается законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию», внесенный в Государственную Думу Константином Затулиным. Участники обсуждения подвергли критике требование закона об обязательном знании русского языка для желающих вернуться на историческую родину.
По их мнению, данное условие может затруднить возвращение потомков черкесов, покинувших Россию в XVIII веке.
На наш взгляд, знание русского языка не проблема, любой желающий вернуться на историческую родину может выучить его.
Вот сирийским адыгам, которые как никто нуждаются в возвращении, труднее доказать свою связь с исторической родиной.
Общественникам стоило бы подумать над тем, как им помочь.
Наши традиции и культура сильно видоизменились , да что там… давайте честно, просто утрачено то наследие предков, которым веками гордился наш народ.
Поэтому и от строителей и других власть имущих не дождешься пробуждения национальной солидарности…
Деньги и невероятная жадность пришли на смену гордому адыгскому характеру… и стало мерилом промеж людей.
А в этих людях, что возвращаются на свои исторические земли, настоящий национальный дух, традиции остались сохранны и бережно берегутся.
Их бы побольше вернуть на Родину, может тогда и местные адыги наконец вспомнят кто они такие и каким должен быть настоящий черкес.