"Сейчас нет времени, потом не будет сил, потом не будет нас..."
В.Дараган
Тема музея оказалась довольно интересной и сегодня я снова побывал там, чтобы поговорить о курганах и дольменах Нагорного Карабаха.
После интервью с директором музея Меланьей Балаян и разговора с экскурсоводом Армине Григорян вырисовалась следующая картина.
На территории Нагорного Карабаха было найдено много курганов. Это целый комплекс курганов и учёные исследовали несколько из них –103, 119, 121, 122, 123, 124, 125. Один из курганов находился в самом г.Степанакерта, на ул. Экимяна. Другой, на территории Киркиджана (гробница-кувшин, тоже был найден в этом кургане, см. предыдущий пост о музее). Есть курганы по дороге в Аскеран, также в с.Красное, в Ходжалу. Все они датируются дохристианским периодом, 8-4 вв.до н.э.
После войны (Карабахской) прошли исследования в Кашатахском районе, где во время раскопок нашли курган «Керен»...
Давно, когда Карабах находился в составе Российской империи, этот край был как бы запретной зоной для исследования учёных и здесь были проведены всего несколько раскопок. Так продолжалось и в Советский период. В 1890 году Эмиль Реслер провёл раскопки и найденные экспонаты были перевезены в Германию. А в 1938 году Я.Гуммель исследовал Карабах, провёл раскопки и нашёл много древних экспонатов. Часть найденных находок были переданы в Баку, часть в Санк-Петербург, а часть сохранилась у нас в Карабахе. Фактически, когда в 1939 году у нас открылся музей, первые экспонаты были те, которые нашёл Гумель и они были выставлены в археологическом зале музея.
Здесь уместно вспомнить слова известного антрополога Вирхова изучившего экспонаты Эмиля Рослера: «Раскопки показали, что начиная с Гугарка (Армения) до берега реки Тер-тера жившие на этой территории люди были представителями одной культуры».
Из разговора, я также узнал, что дольмены не присущи для нашей территории. Фактически найден 1 дольмен в Шираке (Армения) недалеко от церкви Арича. В Карабахе дольмены вообще не найдены. А может пока не найдены, кто знает...
Вместе с Армине я прошёлся по залу, где были выставлены интересующие меня экспонаты, а потом мы вышли во двор музея, где тоже были экспонаты, не менее интересные, чем в помещении музея.
В конце я попросил г-жу Балаян дать мне интервью и, вот, что она сказала: «Во время СССР, в Карабахе на археологию мало было обращено внимания и, если даже были найдены какие-то курганы, то они просто разрушались и практически у нас не было своих специалистов. Считаю это не правильным явлением, потому что мы должны изучать наши археологические памятники, проводить исследования, чтобы наша история была бы преподнесена на должном уровне.
С 1996 года в Карабахе начались археологические раскопки в Тигранакерте, Азохской пещере и т.д. и до сих пор находятся очень интересные предметы и экспонаты".
На мой вопрос о карабахских специалистах, г-жа Балаян сказала: «В настоящее время у нас есть свои специалисты, например, Вардгес Сафарян, археолог, зав. кафедрой истории АрГУ и наша студентка Елена Асриян, которая в н.в. учится в Испании пещере и мы ждём её возвращения. Будучи студенткой АРГУ, она участвовала в раскопках в Азохской пещере. А так, когда нам нужно, мы привлекаем специалистов не только из Армении, но и из заграницы, в частности археологи из Англии, Испании, Франции работают у нас в Азохской пещере».
Тема этих двух постов оказалась трудной, ёмкой, но очень интересной и я рад, что смог вплотную приблизиться к ней, узнать лично для себя массу нового и поделиться с вами, мои друзья. На этом посту я выставляю и несколько фотографий, на мой взгляд, очень интересных...
Мне очень хочется, чтобы наши власти уделили бы больше внимания этому направлению. Понятно, что была война, что пока очень много проблем в Карабахе, но, не хлебом единым жив человек и надо обратить должное внимание на развитие у нас археологии, на обучение нужных специалистов, создать условия для археологических раскопок, помочь самим музеям, чтобы эти редчайшие экспонаты хранились бы в правильных для них условиях...
Ведь это всё мы передаём будущим поколениям и надо понять одно – найденные археологами экспонаты принадлежат не только нам, а всему человечеству: до нашей эры не было ни республик, ни наций и жившие ТОГДА люди оставили для нас в земле экспонаты, рассказывающие о них, о их жизни и эти экспонаты бесценны, а мы должны их беречь и передать тем, кто идёт вслед за нами, кто займёт наше место на этом шарике под названием Земля...
Травы волной, серебристый ковыль,
Тропкой петляет белая пыль,
Кречет застыл на вершине холма,
Птица степей, память сама…
Топот коней, разномастная лава,
Свистом клинков на пути всё сметала,
Что под тобою забытый курган?
Сломанный меч иль кривой ятаган?
Что под тобой? позор или слава?
Слёзы рабыни ль? Граница державы?
Тайну веков чабрец лишь хранит,
Воздух степной свободой горчит…
Стенд посвящённый раскопкам Степанакертского кургана Я.Гуммелем.
Фрагмент. Схема Степанакертского кургана №119.
Глинянная посуда, найденная во время раскопок, осуществлённых Я.Гуммелем в Карабахе в 1938-1939гг.
Стенд посвящённый раскопкам Ходжалинского кургана Эмилем Реслером.
Фрагмент. Бусина с клинописью из Хождалинского кургана.
Глинянная посуда. 7 век до н.э. Найдена на территории Аскеранской крепости и Ходжалинского кургана
Керамическая утварь (1 век до н.э.), найденная при раскопках кургана "Керен" в Кашатахском районе в 2003г.
Фрагмент. Мужчина с чашой. 1 век до н.э. Курган "Керен".
Каменно-коробочное захоронение. Бронзовый век 2-1 тыс. до н.э.
Надгробный камень. В основном такие камни были найдены в Мардакертском районе на территории с.Сейсулан. Относятся доязыческим временам. Такие камни найдены также на севрере Африки.
Камень с фасадной части церкви Кармравор с.Туми Гадрутского района, на которой написано: "При царствовании Гагика, сына Мусе, я, Софи, дочь Мусе, построила этот дом (церковь) для спасения души моей и моих родителей". 449-1000гг. н.э.
Камень с церкви. 4в.
Молотильня. 9 век. с.Доланлар Гадрутского района.
Хачкар 13 в. Кстати, хачкары нельзя перемещать, они должны находиться там, где были найдены...
Камень с фасадной части одной из церквей г.Шуши. Начало 19 века.
Фрагмент. Камень с фасадной части одной из церквей г.Шуши. Начало 19 в.
Спасибо, Альберт! Надеюсь видели в интернете археологические и исторические богатства Адыгеи и Краснодарского края! Сколько еще чудес и загадок таит земля! А люди все делят землю и проливают кровь!
Здравствуйте, Альберт! Интересный пост. Какие истории еще ждут своего прочтения. Увидела фотографию молотильни из села моего отца. 9 век! Давайте - давайте...открывайте неизвестные нам страницы истории Карабаха.
Рад, что понравилось, Марена, для всех вас стараюсь.:)
Привет, Элеонора! Спасибо. Когда я выставлял это фото (молотильня), естественно вспомнил о Ваших отцовских корнях и подумал, что Вам будет приятно посмотреть.:-)
Конечно, на сколько возможно, я буду писать, говорить о нашем крае. Между прочим, сам по ходу, для себя открываю очень много интересного.
Хан-гуд, я не готов ответить на этот Ваш вопрос, т.к не являюсь профи. Думаю, может Марена расскажет или же в понедельник мне снова придётся поехать в музей.
Какие албанские хачкары, Хан-гуд, можно поподробнее?
Спасибо за пояснение.
Я как раз не специалист Марена, абхазы, армяне, грузины, албанцы были первыми носителями христианства на Кавказе ( из крупных народов) и мне интересно, Хачкары имели отношение ко всем этим народам или только некоторым. Альберт, да мы уже обсуждали близкие к этому вопросы, и даже я кого то просил опровергнуть наверно, дезу, что якобы большинство албанцев или отуречились или арменизировались и якобы к таковым относится и Роберт Кочерян.
Спасибо,Альберт,за тему.Такая вряд ли оставит равнодушным.Хотелось бы больше конкретики...ведь каждый экспонат о чём -то да расскажет
Спасибо, Альберт, очень интересный пост!
Да, не за что, Хан-гуд. :-) Я сам заболел уже этой темой.))
Да, конечно, посмотрел и мне очень понравились дольмены. Жаль, что их нет на нашей территории. Впрочем, всё нормально, у разных людей, в ТО ВРЕМЯ, была своя культура, свои обычаи... Хорошо, что Земля так сохранила их для всех нас, а мы передадим всем нашим потомкам...
К сожалению, кровь всегда проливалась, просто, людям надо научиться быть терпимыми друг к другу и научиться жить...
Хан-Гуд, я помню эту тему, и в этой теме, мне так кажется, мы уже все обсудили. Перечитайте, пожалуйста, там подробно изложена разница между Албанией исторической и Албанией - административной единицей Персидской империи.
Хачкары - сугубо армянские памятники. И распространены они на территории Армянского Нагорья, а также там, где были основаны армянские общины. Никаких "албанских хачкаров" в природе не существуют - это следы жившего там армянского населения.
Кстати, Хан-гуд, почти эти вопросы, кроме хачкаров, Вы задали на посту, где я писал об Амарасском монастрые (4-6 вв.):
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/12746
Просто вспомнил. А про хачкары, уверен, что ответ будет...
Остальные участники разговора, посмотрите пожалуйста о находках в майкоп сикх курганах и конечно, о дольменах, это очень интересно и непонятно!
Слава, рад, что понравилось. Эта тема - космос, в двух, трёх, даже в пяти постах невозможно всё осветить. Фактически, каждый экземпляр - это уже отделная тема, отдельный пост.
Я попросил сотрудницу музея зарегистрироваться на КУ, чтобы она смогла бы профессионально ответить на интересующие всех вас вопросы. Обещала, посмотрим.
Думаю, что к теме музея и экспонатов я ещё вернусь...
Альберт, поясни пожалуйста эти Хачкары отличаются от албанских Хачкаров, если у них были таковые. А может люди из музея нам разъяснят. У нас здесь у адыгским племен не до конца при жилось христианство и ислам, у них много каменных "тамги" каменные знаки племен родов и языческих идолов. Мы знаем, что армяне, абхазы, грузины и албанцы первые приняли христианство, но есть ли у этих ранних христиан отличия в материальной культуре религии (церкви, храмы, хХачкары и др.) ведь на всем южном Кавказе много этих элементов, и мы знаем в каком году Албанская церковь вошла в подчинение Армянской церкви, значит до этого они существовали параллельно? Может не Вы а кто то из музея пояснит. Спасибо, просто не могу не использовать возможность спросить у прямых носителей культуры и информации, раз интернет это позволяет.