Cегодня вечером в Степанакерте прошёл праздник «Трендез» ("сноп сена под вашим домом"), напоминающий русскую «Масленицу», некоторые элементы которых напоминают день Святого Валентина. Перед Степанакертской церковью Святого Акопа к 17.00 часам начали собираться молодёжь, кадеты военной гимназии им.Иваняна, студенты, дети, жители города. В церкви началось служение посвящённое этому празднику, которое вёл настоятель церкви о. Тер-Минас. Потом были праздничные представления во дворе церкви: музыка, национальные танцы, дети из ансамбля «Арцахи баликнер» («Дети Арцаха») станцевали народные танцы, пели песни, молодёжь, взявшись за руки танцевали старый армянский танец... Разожгли костёр в стороне от церкви, от огня принесённого оттуда, молодые снова плясали, взявшись за руки, но уже вокруг костра. Было холодно, но никто не уходил, было много детей, которым было интересно всё это видеть, многие из них впервые видят такое. Прыгать через костёр не стали, т.к. о.Тер-Минас объяснил, что это дохристианский обычай, но, тем не менее, если у кого есть желание, могут прыгать через костёр. А потом было угощение - куркут (карабахское блюдо - пшеница с мясом, сладости и пр.). Этот праздник претворяет пришествие весны, т.е начало новой жизни и символизирует встречу человека с Богом в образе Христа на земле, благодаря чему происходит обновление не только в жизни человека, но и в духовное перерождение. Хочу всех поздравить с этим прекрасным праздником и пожелать всем тепла, уюта, доброты и благополучия, мира всем нам! |
В прошлом году, в этот день, я был в Шуши, где перед церковью Казанчецоц справляли Трендез, на котором присутствовал наш Духовный предводитель Паргев Србазан и я выставил пост, если кто не видел, пжт.:
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/13887
Ну, и конечно, надо отметить, что организатором этого прекрасного мероприятия был Кульурный Центр им.Шарля Азнавура, а профинансировал Степанакертский коньячный завод - генеральный директор Руслан Исраелян.
Перед Степанакертской церковью собираются люди.
о.Тер-Минас несёт службу.
С ребёнком. В церкви.
Мелкие в церкви. Один Бог знает, что они хотят, о чём Его просят...
После окончания службы, люди ждут представления.
Девочки из группы "Арцыхы баликнер" танцуют народный танец.
Группа молодёжи, взявшись за руки, танцуют армянский народный танец.
Сценка. Карабахская ая (бабушка, ударение на "а"), даёт "задание" девушкам, кто быстрее и ловко обработает качан капусты.
По церковному обычаю принесли огонь из церкви и разожгли костёр.
Было холодно, но у костра это не чувствовалось.
На переднем плане г-н Р. Исраелян, гендиректор Степанакертского коньячного завода, профинансировавший это мероприятие.
Молодёжь пляшет вокруг костра.
Взрослые детей держали подальше от костра.
Лица. Дети около костра.
Наша церковь ночью.
Спасибо, Элеонора! И Вас с праздником!
Сегодня узнал, что в Степанакерте во многих дворах молодёжь разжигали костры, прыгали...короче, веселились.)
Дай Бог,как гворится..
Привет, Элеонора! Отвечаю поздно, извините, только приехал, с утра выехал в Гадрут...
В Советские времена Карабах был единственной административной единицей СССР, где не было действующей церквуи и мечети и наше руководство этим очень гордилось. Естественно, не было священников и слова Божьего. Люди, практически, ничего не знали о Библии, Боге, о религиозных праздниках и т.д.
Впервые "живого" священника мы увидели после 1991 года, когда образовалась Арцахская Епархия ААЦ, тогда же люди стали узнавать о Пасхе, Трендезе и др. религиозных праздниках.
Да, конечно, дай Бог... От веры в Бога ни человек, ни народ (любой) плохого не видел и не увидит...
Упс - тогда если возможно удалите мой пост на этой ветке
Почему, всё нормально, Алекс!)
Здравствуйте, AlexS!
Какая интересная ссылка. А над картой стоит посидеть и подумать, так как действительно интересные вещи там предложены к вниманию. Спасибо.
Будем ждать пост Альберта на схожую тему.
AlexS, Вы меня немного опередили, я, как раз работаю на постом на почти эту тему.))
не по теме, просто хотел поделиться интересными ссылками
Монголо-татарского ига не было, а армяне оказались родственниками китайцев
http://goo.gl/XCePg2
И сама Карта здесь
http://goo.gl/HAHi6r
Доброе утро, Альберт! Поздравляю с праздником! Спасибо за рассказ. А фотографиями (как всегда) передали атмосферу праздника.
Какая интересная трансформация слова и его значения! Раньше было Дерендез, а после принятия христианства - Терендез. Язычество (сноп у входа в дом) с плавным переходом в Христианство (Творец с нами!)...Счастливое сочетание, здорово!
Праздник - это всегда хорошо. А если еще и свои праздники так искренне и зажигательно отмечать - сила духа еще та у Карабахцев!
Michail Razmikovich
они в шоке))) вот только что прочитал на азерском сайте что в Степанакерте( извольте заметить в Степанакерте а не в Ханкенди как они любят писать) армяне празднуют трндез и ссылка вашего блога было с фотками)))
http://habarlar.ru/news/81041.html
Альберт Восканян
Спасибо за ссылку, прочитал...)
Michail Razmikovich
да не за что))) где то еще видел по этой причине но на форуме азерском ))) пусть посмотрят и лопаются)))) а вам спасибо за суперские фоты
с праздником нас всех))
Альберт Восканян
У всех свои праздники, это наш праздник... Не за что и Вам спасибо.)
Взаимно.)
Larissa Mouradova
!!! ochen radi, shto narod veselitsa... Tak derjat!!!
Марина Осипян
сноп сена под вашим домом или Бог-вам..(Терн ынд дзез).. а молодежь-молодец.)
Предыстория такова: «Когда младенцу Иисусу исполнилось 40 дней Иосиф и Мария отвели его в Храм Божий. Увидев маленького Иисуса, ему навстречу пошел старец Симеон. Отсюда и слово «терндез», что означает ‘идти навстречу Господу’»
Доброе утро, Альберт!
Скажите, пожалуйста, а раньше, в советские времена, отмечался у Вас этот праздник? И если отмечался, то что-то изменилось в ходе его проведения? Или все было также?
Слава, многим, кто не знаком с нашей жизнью в НКАО, кажется неестественным и диким - как это, в автономной области не было действующих церквей, мечетей.
Этап "общения" с религией у нас продолжается. Для молодого поколения это легко, они в д/с, школев школе проходят про религию, уже есть дествующие церкви, они приобщаются к христианству, молятся, изучают Библию. Не все, конечно, но в большинстве.
Старшие поколения: не раз пришлось слышать, от одной их части, мол, столько десятилетий прожили без Бога и дальше... Другая часть ходит в церкви.
Какая-то часть населения ходит в протестантские церкви, их у нас ок.8, там приобщаются к Богу...
Сказать, что люди сразу изменились, было бы неправдой, но надо отметить, что религия всё больше и глубже оставляет свой след в душах людей, а след этот, по моему глубокому убеждению, позитивный.
Может быть, Элеонора, ещё как может быть... к сожалению. Я никогда не забуду, как представители наших (НКАО) властей гордились этим, что у нас нет ни одной действующей церкви. В Шушинской мечети был то ли музей, то ли ещё что-то. Наши монастыри, храмы, церкви почти все были в запустении, полуразрушенном состоянии, во многих из них были склады. После середины/конца тридцатых годов в Карабахе не было уже священников. Девиз был "Религия - это опиум для народа". На этом выросло не одно поколение.
И что тут говорить о Боге, о Библии... Наверное, почти единственным из религиозных моментов, что придерживалось население, был "матах" ("жертвоприношение").
Кстати, о матахе я писал в этом посту:
https://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/929/posts/15977
Альберт,я тоже удивлён!В таком случае не расскажешь что изменилось с приходом церкви.Как изменились люди,меньше стали сквернословить,воровать,завидовать?
Здравствуйте! Вот как! А я и не знала, что не было ни одной действующей церкви...
То есть как не знали о Боге и о Библии? Не может быть!..