Поминовение усопших: советский и постсоветский периоды

02 мая 2014, 14:52

Я неоднократно писал, НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) была единственной административно-территориальной единицей в СССР, где не было действующих монаcтырей, церквей, мечетей и вообще, не было священнослужителей христианского и мусульманского толка. Люди, практически не знали, что такое религия, кроме одного – твёрдо знали, что религия, является опиумом для народа...

Но люди умирали, их хоронили, надо было, как-то, ходить на могилы родных усопших и нужны были дни памяти. Естественно, дни рождения и смерти умершего - это святое. А дальше, неужели в регионе, где атеизм пустил свои корни так глубоко, отмечать только эти дни? И появились дни, когда весь народ, в данном случае армяне, добровольно, с охотой их воспринял: 2 января, 2 мая и 8 ноября. И все люли, отмечая новый год, первое мая и 7 ноября, на следующий день, после этих праздников, шли поминать своих усопших родных и близких. И шли не " с пустыми руками"... а теперь, я расскажу подробно, как проходили у нас эти дни...

Будучи мелким и живя в Баку, я помню, как мы с нетерпением ждали 2 мая. Мы знали, что второго мая мы все: наши родители, мы - двоюродные братья и сёстры, шли на наше, армянское кладбище, на могилы нашей бабушки и дедушки, около м.Гянджлика в Баку и там... и там было для нас детей очень интересно: наши мамы заранее готовились к этому дню (мясо, приготовленное по разным рецептам, печёное, фрукты, лимонады, домашние соки...), приходили музыканты, которые играли грустную музыку на кларнете, зурне, дудуке, нагаре и пели, потом они, с нашими папами пили водку, получали свои деньги, кланялись и шли дальше, к следующей могиле, где их ожидали другие... А мы, мелкие, играли в прятки, ловитки, бегая по всему большущему кладбищу... И так было каждый год и мы, дети, с нетерпением ждали следующего 2 мая... Теперь я понимаю, что взрослые шли 2 января и 8 ноября, но уже без нас, их-за прохладной погоды... Надо отметить, что каждая армянская семья, имея своего похороненного родного, должен был на этой небольшой территории иметь стол, скамейки, чтобы родные смогли бы прийти, сесть, поесть, выпить, помянуть усопших...

Переехав в Степанакерт, я увидел, что почти то же самое было и здесь. Почти, один к одному - те же дни поминовения усопших (2 января, 2 мая, 8 ноября), такие же столы около могил усопших родных, такие же музыканты... Со временем пошла трансформация этого обычая - люди  уже не ели-пили на кладбище, поминая усопших родных, а после того, как возложили цветы к могилам, шли домой, чтобы поднять бокал вина в память родных, которые покинули нас...

Так продолжалось до развала Союза, когда у нас  не появилась Арцахская епархия ААЦ, когда мы впервые увидели "живого" священника (я, живя в Баку, их видел, конечно), когда люди узнали, что существуют религиозные праздники - дни поминовения усопших по Библии и, вообще, существуют религиозные праздники, обычаи и пр. Пошла "ломка" в мозгах людей, им надо было перестраиваться, войти в правильное лоно церкви. Не побоюсь сказать этого слова, т.к. карабахцы, за время жизни в Союзе, практически совсем отошли от христианской религии и для нас религия - это сделать матах (жертвоприношение) и зажечь свечи... практически, это всё...

Люди узнали, что по Библии существуют дни поминовения усопших - это на следующий день после Рождества, т.е. 7 января, также, на следующий день после Пасхи - 21 апреля... Конечно, есть и другие  определённые дни, когда надо пойти на могилы своих близких...

Уже много лет, как я присматриваюсь к нашим людям, кто как принял эти дни и картина такова: одна часть населения, по старой привычке, кроме дня рождения, смерти родных и близких, идут на кладбище  2 января, 2 мая и 8 ноября, другая - только на "новые" дни по Библии, третья же часть - по старому варианту и по новому и таких, скажу, бОльшая часть. И сегодня, когда мне пришлось поехать на кладбище к моим близким (слава Богу, мать и отец пока живы), я увидел, что очень много людей пришли на городское кладбище, разбрелись по могилам своих родных... был слышен тихий плач, в воздухе стоял запах сирени, гвоздик...

Впрочем и похороны у нас были "упрощённые". Они у нас были, впрочем и сейчас такие - "сухие", без пышности, как правило без священника. Многого того, что я видел в Армении, у нас этого нет. Мы никогда не видели и не знали, что можно зажечь ладан, что такое запах ладана, да и откуда мы могли знать это, когда "НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) была единственной административно-территориальной единицей во время СССР, где не было действующих монастырей, церквей, мечетей и вообще, не было священнослужителей христианского и мусульманского толка.  Люди, практически не знали, что такое религия, кроме одного – твёрдо знали, что религия, является опиумом для народа...

Думается, сколько же надо времени, чтобы то "наследие", которое пришло к нам от Советов, пропало, исчезло, сколько же нужно трудов и энергии для наших священнослужителей, чтобы карабахцы вошли в правильное христианское русло и, слава Богу, что у нас молодёжь уже другая, знает слово Божье с малых лет и, надеюсь, что следующие наши поколения будут жить по Святому Писанию и жить так, как того требует Библия, как веками жили наши предки...

05.05.2014 в 20:04Элеонора Мирзаян
Привет, Карен! Хорошо, я внимательно прочитаю. Договорились.
05.05.2014 в 11:45карен

Здравствуйте Элеонора!

Не будем углубляться во всё, что вы написали, остановлюсь только на одном.

«Перелом за перелом, Око за око, зуб за зуб» (Левит. 24; 20.)

Здесь вы поступили, почти также, как и некоторые азеры выставляющие одну строчку про армян из поэмы Пушкина, прочитав которое у многих не знакомых с этой поэмой, складывается скажем неуважительное отношение к армянам. Так вот поробуйте полностью прочесть Левит главу 24, тогда всё и станет на свои места. Подсказываю там речь идёт о суде. 

Вот это тоже из книги Левит

Кто убьёт кого-либо, тот предан будет смерти. Левит 24.17

 

04.05.2014 в 14:02slavyan

Фанатизм слово ругательное и попрошу в нашем доме...

А если серьёзно...противоречий в библии и самой церкви предостаточно.Не хочу оскорбить чувства верующих,но достаточно вспомнить о святой инквизиции,глава римской каталической церкви извинялся около сотни раз.По мне это простые люди могут ошибаться.Как могла ошибаться церковь если руководствовалась библией?

Элеонора,согласен с Вами...ну и с Бердяевым тоже ))

03.05.2014 в 14:54Albert

Не согласен, потому что прекрасно помню то время и есть  много примеров, когда  центральные власти решали что-то, спускали это решение на местные власти, а те, в свою очередь, доводили на население через парткомов, профсоюзы и пр.

Потом, люди, просто привыкали к этим решениям и жили так, вот и всё.

04.05.2014 в 09:49Albert

Ну, это самое Главное, с этим никто и никогда не может не согласиться...

04.05.2014 в 18:21ferrari0104

Zdravstvuyte Albert djan! Neujeli v Karabahe lyudi ne mogli poseshat cerkvi i mecheti? I am surprised...

04.05.2014 в 20:02Albert

Слава, соглашаюсь...

04.05.2014 в 15:44slavyan

Нет,Альберт,ни в коем случае.Фанатизм ослепляет.

04.05.2014 в 23:01Элеонора Мирзаян

Слава, я тоже с вам соглашаюсь...Где фанатики - там хаос и отсутствие разума как такового. 

Фанатики умеют разжигать костры или гореть на них. Это всё, что они умеют - говорят украинские писатели Громов и Ладыженский в своей книге "Сумерки мира". 

03.05.2014 в 16:46карен

Возможно, что так и было, а в итоге ведь суть та же, к чему и церьковь призывает- помнить своих усобщих.

03.05.2014 в 01:45Albert

Маргарита Карамян

Интереснее всего, что, будучи абсолютными атеистами, арцахцы всегда жили по библейским заповедям и в душе у каждого сидел свой Бог - совесть. Кстати, и сейчас в наших селах люди живут в гармонии с совестью

Альберт Восканян

Да, практически не зная Библии, многие карабахцы жили по Библейским заповедям, практически не осознавая это. Думаю, что это по генам передавалось, из века в век. А теперь, слава Богу, наше молодое поколение уже знает Святое писание (азы изучают в школе на дополнительных уроках), уже живут по правилам. Хотя, впереди много ещё работы - 70 лет жизни при Советах оставило свой след...

03.05.2014 в 13:56карен

Альберт, эти дни были выбраны, а не указаниями какими-то. Это, всего-навсего, обычное человеческое, после радостных праздников, на следующий день, ходили к усобшим, давая понять, что они не забыты, как бы радостно им не было.

03.05.2014 в 13:22Albert

Карен, я по жизни не робот и стараюсь жить гибко, всегда прислушиваюсь к себе, что мне по душе, а что нет.

Конечно, каждый идёт своей дорогой, живёт так, как считает нужным, но прислушаться к Святому писанию, уверен, было бы не плохо...

03.05.2014 в 13:47карен

Я бы сказал не прислушиваться, а придерживаться святых писаний, также, как градостроитель придерживается строительных норм и правил (СНиП).

03.05.2014 в 14:58Albert

У меня, может чуть по-другому, т.к. я сперва прислушиваюсь к себе... Я сам, как и миллионы людей, продукт застойного периода и Книгу Жизни, естественно, практически не знаю, но стараюсь, чтобы не слишком отходить от 10 заповедей, что напомнила нам Элеонора...

03.05.2014 в 16:16карен

Это я думаю самое главное. Вообще, в каждом человеке всё ценности заложены, просто по жизни, многие неосознанно и с лёгкостью расстаются с ними.

03.05.2014 в 23:00slavyan

 Думаю Элеонора точно сформулировала.А я бы хотел ещё уточнить.Жить по заповедям и не верить в Него ...это грех?

04.05.2014 в 10:13Albert

Вообще-то, Слава, думаю, если человек старается жить по заповедям, значит верит в Него... Хотя, вот ведь какой момент - Там написаны правила, по которым большинство людей живут (не убий, не укради и т.д.). Люди живут так, как надо и некоторые даже и не понимают, что это 10 заповедей...

04.05.2014 в 10:49Элеонора Мирзаян

Всем доброе утро!

........ 

Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если спросить людей, что такое грех?, попросить их дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок - хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным. Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует что совершает грех. Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что – ложно? Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое – праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет. Некоторые люди говорят: «Понятие «греха» дано в Библии. Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано». Было бы здорово, если бы все было так просто. Но…. во-первых, у каждого народа есть свои священные книги. То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов. Но даже, если вы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: в священных книгах этой религии можно найти противоречивые указания на «правильный» образ жизни. Предположим, на улице вас обидел, или того хуже - ударил какой-то хулиган. Как вам себя вести? Вы смотрите в Библию (с которой, возможно, не расстаетесь ни днем, ни ночью), и видите призыв к мести: «Перелом за перелом, Око за око, зуб за зуб» (Левит. 24; 20.) , и бьете в ответ своего обидчика. Потом дома, стараясь удостовериться в правильности своего поведения, снова открываете Библии, попадаете на другую страницу и в Евангелии от Матфея находите прямо противоположный совет: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Еванг. от Матф. 5; 38-39.). Вы начинаете сомневаться в правильности своего поступка. Неужели вы должны были простить наглому хулигану его оскорбления, да еще отдать ему свое имущество? В смятении вы находите другое Евангелие – от Луки, и там написано: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Еванг. от Луки 6; 27-29.). Получается, вроде бы, праведно действуя по принципу Ветхого Завета, вы на самом деле согрешили против Завета Нового. .........Так что же такое «грех»? Грех — поступок, нарушающий заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов. С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе.   И, наконец, последнее... Грех не есть непослушание или формальное нарушение воли Божией. Грех есть, прежде всего, испытание человека свободой. Н. А. Бердяев
04.05.2014 в 09:50Albert

... а потом, снова возвращаются к этим ценностям, к сожалению, не все, но многие...

04.05.2014 в 14:46Albert

Фанатизм не должен присутствовать ни в чём. Хотя, и это спорно, если говорить о... скажем, патриотизме.)

04.05.2014 в 14:45Albert

Привет, Элеонора!

На самом деле, это очень сложно и, наверное, каждый сам выбирает себе, как ему жить. Тут, видимо имеет большое значение, какая семья, учёба, образование, работа, окружение, среда и пр.

05.05.2014 в 11:51карен

А так ,вообще, в библии вся истина, просто надо стараться быть внимательным. В этой книге нет ничего противоречивого. Это книга книг, только вот люди по разному воспринимают писания, точно также, как и с таблицей умножения не все легко справляются.  

04.05.2014 в 20:09Albert

Здравствуйте, Феррари, да люди не могли посещать эти религиозные места (монастыри, церкви, мечети). Во-первых, как правило, их, просто уже не сущестовало в том понимании, какими они должны быть - церкви были или разрушены, в запустении, или, в лучшем случае, переделаны под склады или же использовались в других хозяйственных нуждах. То же самое было и с мечетью в Шуши - она была не действующей. Во-воторых, люди так привыкли уже жить без религии, что практически не нуждались в ней. 

Из моего это поста, см. выше: "НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область) была единственной административно-территориальной единицей в СССР, где не было действующих монаcтырей, церквей, мечетей и вообще, не было священнослужителей христианского и мусульманского толка".

И так было с конца 20-х середины 30-х годов прошлого века.

03.05.2014 в 13:19Albert

Привет, Элеонора! Тема очень деликатная, согласен, однако надо о ней говорить, потому что, моё мнение - эти посещения 2 января, 2 мая и 8 ноября не пришли к нам от наших предков, а были "привиты" во время нашей жизни в Союзе. Тогда, ведь, как было - пошла команда и люди спокойно принимали то, что сверху впускалось, не все, но большинство людей так и жили.

Вот, значит и в Ташкенте было так, как у нас. :) 

Я лично выступаю за то, чтобы в нашем обществе отмечались те праздники, которые отмечены в Библии, в которой, на все случаи жизни, всё предусмотрено. Но, тем не менее, я прекрасно понимаю тех, кто  ходит на кладбище по старым датам (2,2, 8), кто на похороны своих родных не приглашает священника, ибо, в одночасье невозможно всё изменить. 

Наверное, должно пройти не мало времени, чтобы советское наследие ушло бы в небытие...

Насчёт 10 заповедей - с Вами согласен на все 100.

03.05.2014 в 12:47карен

Альберт, некоторые каноны, установленные церковью, можно сравнить с тем, как в армии, где мы все служили, обучали строевому шагу, которая в случае военных действий ни на фиг не нужна, подумайте ведь строевым шагом, не нападать и не отступать. Обучение строевого шага необходимо, только лишь для того, чтобы военные приучились к послушанию, или для каких-то понтов-церемоний типа парадов. Вот, точно также, эти определённые дни посещения усобщих. Человек может выбрать свободно дни, когда хочет тогда и идти, положась на свои искренние чувства. К примеру, у меня  однокласник, в неделю три раза бывает на кладбище. Думаю, что если вдруг он, на выбранные церковью дни не попадёт, то бог его не накажет или усобшие не обидятся на него. А вы как думаете?

04.05.2014 в 11:10Элеонора Мирзаян

Отсюда - вывод...

Ко всему надо подходить без фанатизма))

Как там у Вольтера: Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило мудрости. 

03.05.2014 в 09:56Элеонора Мирзаян

Здравствуйте, Альберт!

Тема деликатная. Я с Вами согласна далеко не во всем. ПОэтому и решилась написать.

Детство у меня, прошедшее в Ташкенте, было 2 мая точно таким же, как и у Вас. Один в один, что называется. Армяне Ташкента - это карабахские и бакинские. 

Вчера, как и каждые предыдущие годы - ташкентские армяне были на кладбище. Армяне всех возрастов. Брат говорит, молодежи и детей - не протолкнуться. И вся картинка, нарисованная Вами, повторилась... и будет повторяться, уверена, еще долгие-долгие годы. 

Вчера, 2 мая, на Ваганьковском кладбище в Москве и у старенькой армянской церкви я попала в какое-то нереальное столпотворение армян. Не знаю, что было у нового армянского храма (там всего "слишком" для меня, поэтому предпочитаю туда не ходить), но, думаю, что и там был народ. 

"Наследие" Советов, в данном случае, - это лишь косвенное условие. Версий появления этого "" 2 мая" множество - от бытовой послепраздничной до самой невероятной. 

Однако ...считаю, что никаких трудов и энергии для священнослужителей в этом вопросе не нужно. Это не тот случай. 

Право и желание каждого человека идти поминать своих родных тогда, когда они этого хотят: В день наследия советов или в день, определенный ААЦ или какой-либо еще конфессией (это если в общем говорить). 

Для тех, кто выбрал путь наставничества со стороны священнослужителей - да, возможно, в будущем эта категория молодежи и войдет в "правильное" христианское русло. 

Не верю, что, будучи атеистом, в одночастье можно стать верующим. 

Если человек верит в Высшие силы и старается жить за заповедям, это его право - разговаривать с Богом через священников или в его отсуствии - то есть напрямую. Он и Я. 

Кстати, хотела бы Вам сказать, что иногда (а, возможно, и не так уж и редко) - человек, не посещающий церковь и не общающийся со священнослужителями - верит и верует гораздо более глубоко и, оттого, более значимо. 

Ничего нельзя делать насильно. И в этом вопросе, повторюсь, крайне тонком и деликатном, - тоже. 

Человек должен сам решить, как ему общаться с Высшими силами. И как ему выполнять предписанное. 

Жить, стараясь придерживаться 10 заповедей - это основное.

А все остальное - это лишь около...

Это, конечно, мое мнение.