«Тюрьма – это зеркало общества»
Уинстон Черчиль.
Как я и обещал, тема пенитенциарных учреждений, вообще, тема бывших заключённых будет продолжена. Прошлый выставленный мной пост на эту тему, обсуждения на блоге (посту), также заинтересованность людей в этой теме на Фейсбуке, показывает, что эта тема актуальна, хотя, многие стараются её избегать...
Недавно мы провели опрос по проблемам бывших заключённых (б/з) и их семей, охватив следующие вопросы: Наиболее важные социальные проблемы, с которыми сталкивается бывший заключённый; Наиболее важные психологические проблемы, с которыми сталкивается бывший заключённый; Какие проблемы испытывает бывший заключённый в семье? С какими проблемами сталкивается семья бывшего заключённого? Чего не хватает в обществе для полноценной интеграции бывшего заключённого? Что должны предпринять муниципальные и республиканские власти для того, чтобы бывший заключённый реинтегрировался в общество? Что необходимо изменить в пенитенциарной системе республики?
Опросом были охвачены 10 бывших заключённых в возрасте от 38 до 68 лет (в том числе 2 женщины, а также члены их семей. Результаты соцопроса выявили следующую картину:
Подавляющее большинство опрошенных (порядка 90%) среди наиболее важных социальных проблем, с которыми сталкивается бывший заключённый, отметили отсутствие работы. Около 30% респондентов указали также проблемы с жильём, столько же, порядка 30%, отмечают проблемы с финансами.
В качестве актуальных проблем опрошенные приводят также разрыв социальных связей, предубежденность к б/з со стороны общества, восприятие бывшего заключённого как потенциального преступника, недоверие и бездушие окружающих в отношении него.
Отвечая на вопрос о наиболее важных психологических проблемах, с которыми сталкивается бывший заключённый, 40% респондентов отмечают ощущение одиночества, «белой вороны», отчуждённости от общества, «чувство чужака». Равно как и долгую адаптацию, ещё не забытое состояние режима, нервозность, нарко- и алкозависимость. Один из опрошенных отметил страх перед походом в госучреждения.
На вопрос: «Какие проблемы испытывает бывший заключённый в семье?», примерно 30% опрошенных указали чувство вины перед семьей; около 20% – отчуждение. Не испытывает никаких проблем – порядка 30%.
Некоторые бывшие заключенные отметили, что положение бывшего заключённого в семье зависит от самой семьи, уровня сознания, любви, доверия, понимания со стороны её членов, материального состояния семьи. Другие считают, что многое зависит от самого заключённого и его отношения к жизни и работе.
Вопрос «С какими проблемами сталкивается семья бывшего заключённого?» выявил следующую картину: финансово-материальные проблемы – примерно 30%; недоброжелательность соседей и некоторых родственников – около 20%; психологический стресс – порядка 20%; не видят особых проблем – около 20%.
В ответах также отмечалось, что если бывший заключённый психически и физически здоров и имеет постоянный заработок, то семья не испытывает проблем.
Около 50% бывших заключённых считает, что для полноценной интеграции бывшего заключённого в общество не хватает толерантности и доверия в их отношении. 20% отметили отсутствие постоянной работы.
Один из опрошенных предложил создать для бывших заключённых, не имеющих крыши над головой, условия для проживания в интернате, чтобы те не голодали и не шли на повторные преступления, рассчитывая найти пропитание в тюрьме.
На вопрос о том, «что должны предпринять муниципальные и республиканские власти для того, чтобы бывший заключённый реинтегрировался в общество?», примерно 70% респондентов отметили – устроить его на работу. За создание бывшим заключённым равных условий с другими гражданами, устранение бюрократических препятствий при решении связанных с ними вопросов – около 20%. Ещё порядка 20% выступают за оказание бывшим заключённым на первых порах социальной и морально-психологической помощи.
Респонденты высказались также за помощь в восстановлении документов, организацию специальных обучающих курсов с дальнейшим трудоустройством, а в местах лечения наркоманов и алкоголиков – создание рабочих мест и лечение трудом.
Отвечая на вопрос «Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в пенитенциарной системе республики?», примерно 50% отметили – обеспечить заключённых работой во время отбывания наказания, организовать профессиональное образование. Около 30% респондентов высказались за более уважительное отношение к заключённым.
Один из респондентов считает, что в нынешней пенитенциарной системе надо менять всё.
В анкетах, частности, были такие предложения:
«Наша пенитенциарная система наказывает, а не перевоспитывает. Необходимо изменить отношение к зекам со стороны администрации в виде ослабления режима и введения там образовательных курсов, заключённые должны заняться оплачиваемым трудом, чтобы вернулись домой не с пустыми руками».
«Необходимо создать исправительно-трудовые учреждения, чтобы заключённые приносили пользу государству. Открыть ПТУ и обучать тех, у кого нет специальности. Создать цеха, заключённые должны зарабатывать деньги. По выходу на волю у них должна быть специальность».
Ответы охваченных опросом женщин-бывших заключённых отличаются более существенным эмоциональным фоном. Это даёт основание для вывода о том, что представительницы «слабого пола» острее переживают обиды и унижения, связанные с лишением воли, труднее приспосабливаются к условиям неволи и тяжелее восстанавливаются психологически по выходу на свободу. В результате, даже на свободе всё ещё остаются чувство неуверенности в себе, страха, недоверия к другим. Для полноценной реинтеграции в общество и обретения чувства «нужности» и востребованности им необходима помощь психолога и пакет социальных услуг.
Следует также отметить, что не меньше переживают и страдают за женщину-бывшего заключённого члены их семей, в частности, дети, которые также нуждаются в психологической и социальной поддержке.
На основе данного анализа мы составим план практической помощи бывшим заключённым и членам их семей. Результаты опроса также будут нами использованы на круглых столах, о них будут проинформированы Полиция НКР, депутаты и другие заинтересованные лица, государственные и общественные структуры.
Писать коротко не получилось - эта тема очень серьёзная, за каждой строчкой стоят человеческие судьбы. Не секрет, что общество, да и сами власти не очень доброжелательно относятся к тем, кто вернулся из мест лишения свободы. Как правило, человек вернувшийся Оттуда, остаётся один на один со своими проблемами, в лучшем случае видит отчуждённость, в худшем – враждебность. День, неделя, месяц(ы) и человек ломается, ему вспоминаются не нелёгкие дни Там, но он смотрит на эти дни через другой ракурс... Дело в том, что Там кормили и не плохо, были регулярные передачи от родных, даже самые малообеспеченные семьи несли передачу. Там не смотрят косо, там уже привычно... и человек попадает снова Туда...
А, ведь, большая доля вины в этом есть и наша: мы должны сломать стереотип, что вернувшийся человек Оттуда – это не только потерянный человек, но и опасный. А для этого, в первую очередь, общество должно знать, как Там люди сидят, как проходят их дни, не нарушаются ли права. Сами заключённые должны помнить, что они не оторваны от общества, они полноценные граждане, которые временно оказались вне общества, куда они скоро вернутся...
P,S. Эпиграфом к любому посту на эту тему, будут слова Уинстона Черчиля о тюрьме.
Материал был издан благодаря поддержке чешской неправительственной организации "NESEHNUTÍ" в рамках поддержки "Международного вышеградского фонда".
Лекция с персоналом Следственного изолятора по ознакомлению с Минимальными стандартными правилами ООН по обращению с заключёнными и задержанными. 2007г. Фото из моего личного архива.
Андрей, эта тема тяжёлая, не "модная", но о ней надо говорить. Не все бывщие заключённые пошли на контакт, захотели отвечать на наши вопросы (соцопрос), пока мы не объяснили, что это будет конфиденциально. Были и те, которые даже не хотели с нами разговаривать. Не всё легко идёт и мы знаем, что не сможем почочь всем, а сможем только группе лиц. Сможем выявить проблемы, поднять эти вопросы, обговорить с властями, попытаться что-то изменить...
Во время одного из мониторингов. заключёённые попросили нас принести религиозные книги. Мы собрали эти книги, закулили свечи, одну из камер сделали под молельное помещение, зк могли там молиться, прочесть Библию (эта амера никогда не закрывалсь). Тогда мы поняли, что у многих на душе тяжело, многие потянулись к Богу, пересмтрели себя, сделали "ревизию" своей жизни...
Ты правильно написал, Андрей, поэтому мы подключили психолога, кторый уже работает с родными бывших заключённых, ведь и родные получили душевную травму, когда их отец/сын/брат попал в тюрьму.
Посмотрим, что и как будет дальше.
Знаете от чего так грустно когда думаешь об этом? Наверное в НКР при наличии если не поддержки, то хотя бы лояльного отношения к вашей деятельности со стороны властей. Можно сделать много хорошего и полезного. И не только в тюрьмах. НКР относительно небольшая республика. Как раньше в сельсовете можно было собрать всех жителей села, поставить вопрос и решать его приобщем одобрении. Но Россия это совсем другое дело. То что творится здесь в тюрмах просто ужасно. Не буду конкретизировать. Вы наверное и сами всё знаете. Что-то сделать на такой огромной территории, при полном отсутствии интереса к этой теме со стороны руководства. Да ещё когда каждый руководитель в своей губернии имеет на всё свой собственный взгляд и за частую никакого желания что-то менять и делать больше чем того требуют собственные интересы. В общем ситуации в разы сложнее и сдвинуть всё с мёртвой точки намного труднее.
Альберт, спасибо за подробный ответ.
Получается в процентном отношении - отбывают срок 0,044% от общего населения. Согласно Вики в НКР проживают 146600 чел.
Интересно, это хороший показатель для такого маленького государства?
Спасибо, Ильхам. На ФБ уже многие его читают, знаю, что представители наших властей тоже регулярно читают мой блог.
Не могу сказать, как в других регионах в этом паравлении, но уверен, что во всех постсоветских странах одно и тоже. Пусть читают все, может что-то изменится...
В любом случае, мы приложим наши усилия для интеграции наших ЗК в общество. Если ещё получим снова доступ в тюрьму и в СИЗО, для тех, кто отбывает наказание, сможем что-то для них сделать.
Альберт,
какова статистика количества заключенных в НКР? В основном за что сидят?
Например, в России
из Вики
На 1 октября 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 671,4 тыс. человек, 1896 чел. отбывало пожизненный срок.
Оказывается США в процентном отношении на первом месте.
Susanna Petrosyan
Очень интересная статья.
Альберт Восканян
Спасибо, Сусанна. Многие избегают эту тему, но это в корне не правильно.
Яна, во время наших мониторингов (апр. 2003 - июль 2007) больше 80 человек мы не фиксировали в тюрьме. Примерно 60-70 человек. А сама тюрьма расчитана на 360 мест.
Пожизненников у нас поканет, всем приговорённым к расстрелу (5 человек), в 2003 году меру наказания заменили на 15 лет, т.к. закон обратную силу не имеет. Некоторые из них уже начали выходить на волю.
Люди освобождаюстся, их выпускают по УДО, существует помилование, а на их место идут новые из СИЗО, после сда...
Гордыню их нужно как то нежно ломать.Я думаю только время и наша церковь, ведь священники это даже лучшие психологи, в этом направлении больше работать.И ходатайствовать перед работодателями за них.Я в Баку когда жил, первое место работы было вольнонаемным в первой колонии.Смотреть на из глаза когда выходят после срока,и когда встречает родня не очень было....После тюрьмы человеку нужно время,чтобы он понял.Ни родня ни друзья (по цеху) ему хлеб насущный не обязаны кормить и красиво одевать,а бравирование зоной это удел низшего слоя человечества.Надо подниматься и меняться....
Эдимир, почти всем, вышедшим из тюрьмы, нужна помощь, но некоторые не хотят, не верят, стесняются, может быть даже боятся оказаться непонятым, со стороны друзей "по цеху".
Мы протягиваем свою руку помощи им и готовы помочь в меру своих сил. Наши власти вносят свою лепту в это дело, но мы общественная организация, с нами им проще говорить, мы не представляем власти. и очень надеемся, что всё юудет у них хорошо и обратно они не вернутся и станут на путь исправления.
Не за чо, Яна. Вы правильно заметили насчёт показателя, на самом деле, это так и есть.
Все, кто приезжает в Карабах удивляюются тому, что можно вечерами, ночью спокойно гулять по улицам. В этом плане мы спокойны за наших детей, гостей и пр.
Я считаю, что это очень хороший показатель и тут дело не только в цифрах, а в том, как мы живём.
Андрей, я ответил на твой вопрос по пунктам.
Привет, Андрей. Я никогда ни в чём не уверен и не думаю, что я всегда прав.
Альберт,отличный пост для общества и для тех кто сидит или вышли из тюрьмы,вы написали.
Это все тяжело. Альберт, все правильно сказал. Хорошо, что удается делать такие опросы.
Вот есть отъявленные, как говорится,... Эти люди вновь совершают преступления, и тюрьма для них вполне себе этакий дом. Им помочь труднее всего. Есть люди глупые что ли, не понимающие порой каких-то вещей. С ними легче, и есть большая вероятность, что они поймут, что им надо сделать для дальнейшей жизни. И есть люди, которые искренне переживают о случившемся с ними.
Но, как мне кажется, всем этим людям из всех категорий присуще то, что есть тяжесть на сердце. Все они испытывают муки души. Уверен, и отъявленные этого не избегают. Но труднее всего при таком раскладе именно людям из третьей категории, тем, кто искренне покаялся и не боится раскаяния. О чем речь, объясню.
Трудность вот в чем. Еще до того, как человека после заключения встретит семья ( мало какая семья не ждет, но, к сожалению, есть и такие) и общество в целом, и человек встанет перед проблемами о работе и дальнейшем обустройсте, этот самый человек будет весь срок разговаривать со своей совестью. Самое тягостное, что есть в тот момент и будет, когда он выйдет из тюрьмы, это личное примирение с мыслью, что у него в жизни это произошло. Это сильнее, чем даже мысли о семье и работе.Это и есть самые тяжкие мысли и на зоне и на свободе. Скажу прямо, даже, если над человеком издеваются на зоне, насилуют, уродуют морально - все эти увечья не так больны (хотя человек не железяка и чувствует все), как мысли о том, почему же с ним это все-таки произошло, и как забыть, что делать. А забыть то нельзя. Вот в этом вся соль... Да часто человек сам понимает, что не забыть, но не может справиться с мыслью такой и найти выход. Примирение самому с собой человеку именно в таких жизненных обстоятельствах крайне важная и почти непосильная задача.
Вот поэтому и важно и то, что ждут родные, и то, что люди не отвернутся. Теперь представь, Альберт, какой силы должен быть у общества отклик, озывчивость, чтобы, если не погасить огонь в душе настрадавшегося человека, то хотя бы уменьшить пламя. Я уже сказал, что забыть нельзя, но жить дальше можно. И можно наслаждаться жизнью даже после дикого кошмара в твоей жизни. Так устроен мир, что есть право на счастливую жизнь.Человеку, если он мыслит умом и всё через душу тащит, очень трудно в таких обрывах судьбы. Мысли его - это его главные и помошники и палачи. Чтоб был перевес в нужных мыслях и делах и нужно неравнодушие людей, сопричастность к беде его.
Когда я читаю такие посты, я сожалею, что когда-то, лет в 20, мне не встретились такие люди, как вы, не помогли хотя бы советом и по-дружески не вправили мозги.
Я очень хочу, чтобы у вас было взаимопонимание с властями, Альберт. И легче работалось, потому как для людей немало делаете. Сил и удачи всем
Susanna Petrosyan
Очень грустно... с трудом прочла до конца
Альберт Восканян
Я на блоге написал, скажу и здесь - за каждой строчкой судьбы людей, а это наши граждане. И это должны помнить все - власти и общество.
Дальше всё будет ОК.Наши Карабахские моральные ценности не истребимы они вечны как и мы! МЫ и НАШИ ГОРЫ!!! Люди выйдут оклимаются,осмотрятся и начнут новую жизнь.Главное научить людей работать над собой исправлять ошибки вчерашние...бог обязательно пошлёт такую же ситуацию и человек должен это почувствовать и сделать правильные движения....... и всё пойдет по правильной коллее.
Ломать ничего не надо, надо создать такие условия, чтобы люди сами поняли, что им нужно меняться, ломать себя долдны они сами, а мы постараемся создать им условия для этого.
Я знаю это. Не о том спросил. Ляв, проехали.
Привет, Альберт. А ты сам всегда уверен или знаешь, что не ломаешь человека, безошибочно прав? Это вопрос личного плана, но все-же, если можно ответить.
Прочитал, Альберт. Про все пункты.
Яна, суд над азербайджанцами пока идёт. Я не думаю, что, если их посадят, в тюрьме у них будет отношение особое (хорошее или плохое). Как все, так и они. Если мы получим доступ в тюрьму, будем и их навещать. Как до суда обращались - не могу сказать, но они говорят, что нормально. Это с их слов на суде, из СМИ.
Это прекрасно. Не скажу, что нашим полицейским делать нечего. У них своей работы хватает, всё-таки преступник - он везде преступник Но то, что им спокойней, чем их коллегам в других регионах - это однозначно.
Наши власти моей НПО не помогают. Говорю по факту. У каждой дествующей организации есть своё направление, у нас также. Мы делаем всё, что возможно, всё, что считаем нужным, всё, что получается. Да, наши реалии таковы, у Вас там совсем другая ситуация.
RUDY, за столько лет мониторинга, мы ни разу не поинтересовались у человека, как он попал в тюрьму. Для нас главное было, чтобы во время отбывания наказания они не чувствовали бы себя брошенными обществом, чтобы знали, что они частичка нашего общества и то, что они попали в тюрьму - это испытание для них.
Скоро мы снова напишем письмо в наш Парламент, чтобы ЗК имели бы право голосовать на выборах. Главное, они не должны чуствовать себя оторванными от общества. А тем, кто нуждаетмя в помощи после освобождения, мы постараемся помочь.
Пусть то же самое гос-во делает со своей строны, а они делают, наша помощь не помешает, наоборот поможет этим людям.
Мы выбрали себе дорогу и идём по ней. Трудно, сложно, но это наш выбор...
Абсолютно, верно. Вот обычная у многих ошибка-распыляться. Прожекты невероятные прожектировать-вот бы собрать бы всех на одной стороне земли, да потом все побегут на другую...Каждый должен заниматься чем-то своим. За что взялся.
Самое лучшее и важное в жизни дается трудно.
Альберт, а суд над азербайджанцами, которые пересекли границу, завершился? Если да, то какой приговор вынесли? С Вашей точки зрения, как с ними будут обращаться в тюрьме и до суда как обращались?
Альберт, это здорово, что у вас такая обстановка.
Правильно Альберт. Они сами себе всё поломали кто по незнаниюи глупости, кто по малолетству и неопытности. А в тюрмах в их нынешнем состоянии эти переломы только усиливаются да премножаются. Люди, даже заключённые должны почувствовать себя востребованными в государстве даже в таком статусе. Задача государства создать условия и возможность для осознания того что они ещё могут что-то исправить в своей жизни. Тогда каждый сможет сам сделать выбор в каком направлении ему двигаться дальше.
поэтому-то надо и ценить это...