Монастырь Цахкаванк (XII в.) в с.Цакури Гадрутского района

08 января 2018, 22:48

После посещения Гадрута, возвращаясь, решил поехать в село Цакури, где, как мне известно из интернета, был старинный монастырь Цахкаванк...

Следуя указателю, с трассы я свернул направо и сразу же передо мной открылось  небольшое село. В глаза бросилась церковь в середине деревни. Сфотографировал село, зумом приблизил церковь...

Проезжая по тихим, уютным деревенским улочкам, встретили мальчика, который увязался за нами, видимо интересно было, кто я, зачем приехал в его село. Около родника стояли две женщины с вёдрами, мирно беседовавшие о чём-то своём...

Припарковав Жигулёнок у родника, монастырю я поднялся пешком. Из дверей церкви вышли женщины с детьми. «Наверное зажгли свечи, помолились, сегодня же Рождество Христово...» - подумал я...

Перед тем как войти в церковь я увидел красивейший хачкар в центре тимпана, а по бокам надписи на грабаре. Войдя в помещение монастыря сразу в глаза бросился красивый портал...

От древнего величественного комплекса Цахкаванк сохранилась только главная церковь: прямоугольная снаружи и купольно-базиликальной композицией изнутри. Высокие потолки, стены покрыты штукатуркой, Арки, ниши, и карнизы алтаря возведены тёсанными квадрами синеватого оттенка, а боковые стены из грубо-отёсанного камня.

Монастырь Цакаванк датируется 12 веком, и несмотря на значительные перестройки, всё же охранил свои прежние основные пропорции. В надписи на тимпане церкви гласит: «Вардапет Акоб построил (восстановил) церковь, прежний собор  в лето 1131 г. (1682 г.)».

Цакури небольшое село, в 29 домах проживают 104 жителя. Недавно открылась начальная школа. В селе прекрасные яблоневые, грушевые и ореховые сады, жители занимаются садоводством, животноводством. Живут люди со своими радостями и проблемами, трудятся, растят детей, ходят в церковь Цахкаванк, зажигают свечи и наряду со своими личными просьбами, просят Бога о Мире...

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Перекрёсток.

Крыши домов с. Цакури. 

Зумом приблизил церковь Цахкаванк. 

Монастырь Цахкаванк (12 в.). с.Цакури Гадрутского района.

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкавак (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

В выемки стены ставят камушки и загадывают желание... 

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

 

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Монастырь Цахкаванк (12 в.).

Деревенская улочка.

Деревенская улочка.

Деревенская улочка.

Дома.

 

09.01.2018 в 17:54borcali

Альберт муаллим, в Армении и в Карабахе осталось хоть одинодин мастер или специалист???))))) 

11.01.2018 в 14:11Albert

Спасибо! На сколько позволит здоровье и пр., буду продолжать это дело.

09.01.2018 в 00:07asya

Я рада, Альберт! Конечно, жду! :)

09.01.2018 в 10:52artmovs

Альберт джан, С Новым Годом, Здоровья и Мира всем.  Спасибо за интересный и позитивный материал.

08.01.2018 в 23:50asya

Альберт, как хорошо, что удалось заехать в деревню, увидеть и заснять церковь! И день хороший, праздничный, и погода благоприятная была! Радует, что церковь посещается, чисто, аккуратно! Дай Бог, чтобы был Мир и люди ходили бы ставить свечки за здравие и благодарить Всевышнего!

09.01.2018 в 00:09Albert

Ну, вот и хорошо, договорились. В эти пару дней, думаю, смогу выставить.

08.01.2018 в 23:59Albert

Ася, спасибо, рад, что сей пост тебе понравился. Эта поездка была физически очень трудная, но я доволен, собрал огромный интересный материал, вот, потихонечку выставляю их на блог. Впереди ещё два интересных поста от этой поедки. Дождись.:-)

09.01.2018 в 08:55Albert

Nelli

Спасибо, Альберт. Не перестаю удивляться сколько полезного ты делаешь для обогащения наших душ и в плане познавательного процесса по изучению краеведения и нашей истории. Хочу добавить. В книге Епископа Макара Бархударянца , изданной в 1885 году, где он описывает все населенные пункты Арцаха ,т.е. проводит так называемую инвентаризацию церквей , сословий и населения, про ЦАКУРИ написано; Основано у подножия горы ВАНЕССА,по обеим сторонам ущелья.Часть жителей исконно местные,другая переселенцы из КАРАДАГА.Земля бекская, неорошаемая, скудная, из-за чего садов тут мало....Вода,воздух и климат здоровые, люди доживают до 100 лет. Церковь ЦАХКАВАНК с двумя колоннами великолепна, священник один. Над хорами возвышался купол, но он ныне обрушился.Видимо некогда это был монастырь,после перестроенный в церковь Длина ее 15м 25см, ширина 12м. Имеется один хачкар, как мне кажется доставленный с кладбища, на нем надпись " год 1047". На тимпане входа вырезано: "Я АКОВ Б, из рода ТАНКОЦ , ученик великого архимандрита ЕСАИ КРЧЕВАНСКОГО, был назначен архипастырем Агванским ЕРЕМИЕЙ предводителем над несколькими селами Гузскими, но не дали нам занять родной престол наш. И встал я, и странствовал, и не нашел я места лучше этого, и решил поселиться здесь и возделать пашню(духовную) в Йндасаре , и первоначально возвел церковь купольную ради спасения души своей и в память родителей моих- отца Далвата и мать Мариам, и вскормивших меня и сестер моих Сари и Ашак, милость господа к которым призываю. Построена церковь эта рукой архимандрита АКОВ Б в год 1131 (1682)" Дымов 40, мужчин 140, женщин 128."

АВ

Нелли, спасибо за интересное добавление. Сидя в Степанакерте не увидишь красоту и исторические памятники нашего чудесного края. Ломаю машину, порчу одежду в горах, лесах но это ерунда по сравнению с тем, какой положительный заряд я получаю от увиденного... Мне хочется, чтобы те, у кого нет возможности побывать в этих местах, хотя бы виртуально были бы со мной во всех моих поездках.

Лариса Кудлык 

Судя по снимкам,отличная выдалась погода и поездка принесла массу приятных впечатлений.Посещение сел,всегда оставляет очень тёплое воспоминание и где как ни там ,встречаешь остатки ,дошедшие до наших времен - древние артефакты, с которыми мы с большим интересом знакомился,как с частью истории народа.Селяне хранят национальные традиции и, по сей день, встреча с ними ,их дружеское приветствие,оставляет тёплое воспоминание от посещений этих мест.

АВ

На самом деле, погода была прекрасная, в этом плане повезло, потому что в любой день может пойти снег, тогда не смог бы поехать в эти горы. Я сам для себя много познавательного нахожу в моих бесчисленных поездках по родному краю... Мне очень интересно бывать в сельских районах, жители которых совсем другие, чем городские. У них есть какой-то особый крепкий стержень.... Простые, суровые, хлебосольные люди, вросшие в землю, откуда их и тягачём не вытащишь... Вообще-то, начало и конец учебного года, я каждый год еду в наши сёла, там интересно, аура там другая... Это, так, к слову...

Лариса Кудлык 

Не к слову...они действительно другие - по домашнему тепло от их общения.

АВ

И главное, очень простые, хотя. со своеобразной хитринкой, что даже и хорошо.

09.01.2018 в 10:56Albert

Александра Аветисова 

Красивый портал у церкви, арка широкая, инкрустированная сложным орнаментом, на фото, Альберт, что через зум, видно отчётливо пропорции фасада с порталом, сочетание объема с проемами.. Хвала архитектору, мастерам, построившим эту церковь! Интерьер убран и чист, настанет время восстановлению ...Дай Бог!

АВ

Саша, после Ваших слов внимательно посмотрел на фото, приближённую зумом... Да, в те времена могли строить на века...

Нарине Погосян 

ТАК И ЕСТЬ АЛЬБЕРТ... БОЛЬШОЕ СПАСИБО ТЕБЕ... ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ФОТКИ, А НАЯВУ НАВЕРНО ЕЩЕ ЛУЧШЕ... ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОЧЕНЬ ДРБРОЕ ДЕЛО.. БЛАГОДАРЯ ТЕБЕ Я ОЧЕНЬ МНОГО УЗНАЛА О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ РОДИНЫ...

АВ

Нарине, я сам для себя открываю Карабах, тот, который я не знал..

09.01.2018 в 10:57Albert

Артмовс, здравствуйте. Спасибо за поздравление и пожелания, взаимно.

Согласен, неплохой пост получился. Вот, работаю над очередным из гадрутской поездки.

09.01.2018 в 22:58Albert

Уважаемый  deruc . Я прекрасно понимаю Вашу боль, но это не только лично Ваша боль... Я писал на моём блоге, что во время Советской власти, приблизительно после середины 30-х годов в Карабахе не было ни одной действующей церкви или мечети. Все священослужители были либо убиты, либо арестованы, либо изгнаны. И власти Карабаха, до развала Союза гордились, что мы единственная административно-территориальная единица. где нет действующих церквей. Монастыри и церкви разных веков (от 4 до 19 века) были разгромлены, использовались под склады или под клуб, в лучшем случае...

Знаете, я до сих пор под впечатлением Цахкаванка, его высоких свод и после Вашего комментария живо представил ковры на стенах монастыря, массу народа и священника(ов) проводящих литургию...

После моей поездки в Цакури, я поехал в село Тагут. Работаю над этим постом. Проследите...

09.01.2018 в 20:59deruc

Уважаемый Альберт!

Спасибо.

Раньше там висели на стенах ковры... Ладно, дальше не буду, я ведь внук последнего священника этой церкви.

"Маштоц" по-которому крестили, венчали, отпевали 100 лет назад и раньше  в этой церкви, сохранился. Надеюсь, когда восстановится церковь, он будет опять задействован праправнуками тех людей(кстати, и еще из 3-х близлежащих сел). 

10.01.2018 в 15:40Игорь Сажин

Спасибо, очень хорошее видео. Может быть одна из наших задач сегодня - это сохранить и вдохнуть в такие храмы жизнь. Намоленное место, прямо чувствуется. Тысячи людей за все время жизни этого храма заходили сюда со своими чаяниями и мечтами, сколько песен слышал свод этой церкви, сколько молитв слышал. Спасибо!

10.01.2018 в 16:52Albert

"сохранить и вдохнуть в такие храмы жизнь" - это самая главная задача. Сказать, что возможно отреставрировать тысячи христианских монастырей и церквей (от 3-4 до 19 веков) на территории Нагорного Карабаха, было бы не реально. Но сохранить и передать следующим поколениям можно...

Рад, что сей пост Вам понравился!

10.01.2018 в 23:39Игорь Сажин

Я думаю, что это реальная задача сохранить все старые христианские храмы Нагорного Карабаха. Просто надо об этом задуматься, а местным общинам взяться за это. 

10.01.2018 в 23:59Albert

Конечно, без помощи общин, самих сельчан, трудно будет чего-то добиться в этом направлении. Сохранить то, что есть, что осталось и дошло до нас, не дать времени сделать своё чёрное дело...

11.01.2018 в 14:00Игорь Сажин

Да, но я всегда ищу в таких делах нишу маленького думающего человека. И вот скорее всего эта ниша в том, что бы помочь людям взглянуть по иному на привычное, что вы и делаете. Спасибо вам! Продолжайте.

11.01.2018 в 10:30Игорь Сажин

Вот это пожалуй самая важная мысль, которую надо донести до местных жителей и до местных властей. Только когда сами местные жители вдруг поймут, что у них нет ничего более ценного в селе, чем эта маленькая церквушка 13 века, только тогда пойдет возрождение не только самих этих церквей, но самих сел. И ваше видео тем и ценно, что оно вдруг вырывает из обыденного и вдруг притягивает взгляд рядового жителя села к каждой дедали узора на такой обыденной и каждодневной церквушки. Остановится и начать вглядываться восхищаясь титаническим трудом предков и в преклонении перед ними попытаться хотя бы сохранить это. А то ведь у живущих в этих селах глаза уже не замечают этой церквушки. Знаете как бывает. Ходил рядом с домом, ходил, не замечал, не замечал, а когда дом снесли, вдруг понял, что потерял что-то важное в своей жизни, то что было фоном, а оказалось было важной деталью жизни без которой уже не прожить. Так было с моей школой. Я ходил к ней, а потом ее снесли, я пришел, а ее нет. И даже не сфотографировать. Нет школы и все. А тут храм, который был местом чаяний 20 с лишним поколений карабахцев. Притерлись, а когда потеряем поймем весь ужас катастрофы. Надо помочь им увидеть его. 

11.01.2018 в 12:33Albert

Думаю, что многие это понимают, поэтому и не ждут, чтобы пришли из соответствующего управления министерства и прибрались бы в их церкви. Они сами это делают...

Знаете, я вспомнил мецената и благотворителя Левона Айрапетяна, ныне покойного, уроженца с. Ванк Мартакертского района, который на свои средства отреставрировал монастырь Гандзасар, весь комплекс, не только саму церковь. Да, не каждое село имеет такого земляка, как Айрапетян, но каждое село имеет свою общину в ближнем и дальнем зарубежье. Не будем считать чужие доходы, но помощь от этих общин должна быть. Лично я приветствую благотворительность, которая идёт на просвещение и реставрацию церквей. ИМХО. 

Да, "что имеем, то не ценгим, что теряем - сожалеем..." -  тут добавить нечего. :-(