9-го марта судья Мнацакан Мартиросян решил одного из политзаключенных, проходящих по "Делу семерых", Шанта Арутюняна подвергнуть психиатрической экспертизе, а судопроизводство по его уголовному делу приостановить. Таким образом, "Дело семерых" будет пока продолжено в отношении 6-х политзаключенных.
Что касается самого Шанта, то в последнее время состояние его здоровья резко ухудшилось, что вызвало серьезную озабоченность как его родных, так и коллег-политзаключенных. Внимание на это обратил и Омбудсмен Армении Армен Арутюнян. Он сообщил журналистам, что с просьбой оказать содействие Шанту к нему обратилась его жена, по мнению которой Арутюняна необходимо перевезти в стационарное учреждение. По словам Армена Арутюняна, родные обвиняемого уверены, что ему необходим круглосуточный медицинский контроль. Ранее об этом заявил и Армянский национальный конгресс. "Состояние Шанта Арутюняна вызывает тревогу. Последние несколько дней он не спит и не принимает пищу", - отмечается в заявлении АНК.
В ответ на это к Арутюняну прислали психиатра, что, по всей видимости, вызвало его негодование. Реакция властей была предсказуема: из тюрьмы, в которой он находится поступило письмо, в котором отмечается, что Арутюнян с 5 марта демонстрирует агрессивное поведение, отказывается от приема пищи и не допускает к себе врачей и психиатров, заявляя, что его пытаются убить или отравить. В итоге, судья направил его на судебно-психиатрическую экспертизу. Подобный поворот в "Деле семерых" вызвал возмущение остальных 6-ти политзаключенных. Один из подсудимых - экс-глава МИД Армении Александр Арзуманян, уже назвавший на прошлом заседании судью Мартиросяна "идиотом", заявил, что тот не является психиатром и не может ставить какие-либо диагнозы. Арзуманян к тому же обвинил судью в преднамеренном лишении Арутюняна возможности участвовать в судебных слушаниях посредством назначения психиатрической экспертизы. Далее между обвиняемыми и судьей завязалась перепалка, сопровождаемая несколькими хлесткими выражениями в адрес Мартиросяна. Судья удалил на 10 дней из зала заседаний всех обвиняемых, кроме Григора Воскерчяна.
На заседании, как и прежде, не обошлось без ходатайств о самоотводе судьи. Выделилось ходатайство потерпевшего Саргиса Клояна - отца погибшего в столкновениях Гора Клояна. Он заявил, что Мартиросян не допустил в зал заседаний его представителя, в результате чего Клоян остался без адвоката, а также не дал возможности Клояну выступить с заявлениями. Гор Клоян погиб от спецсредства "Черемуха-7", имевшегося всего лишь у четырех полицейских. Однако, заявил Саргис Клоян, несмотря на ограниченность круга подозреваемых, убийца до сих пор не найден. Таким образом, Саргис Клоян обвинил судью Мартиросяна в намеренном укрывательстве истинных виновников преступления и выдвинул ходатайство об отводе судьи. Ходатайство было поддержано всеми потерпевшими и обвиняемыми. Обвинение же нашло, что ходатайство необосновано, и судья отклонил его.
Надо заметить, что практика психушек в деле расправ над инакомыслящими не нова. Ее широко использовали еще в Советском Союзе. Неугодных, несогласных с "политикой партии и правительства" в советские годы отправляли "на лечение" в психиатрические больницы, где они, после соответствующего "промывания мозгов", либо своевременно отказывались от своих убеждений, либо оставались там до конца своих дней. Что ожидает Шанта Арутюняна, и не повторится ли подобное решение в отношении остальных шестерых оппозиционеров, можно только гадать. Одно можно однозначно утверждать: власти Армении взяли на вооружение все самое худшее, что существовало в Советском Союзе. Да, собственно, не только Армении. подобная ситуация царит на всем постсоветском пространстве.
Хотя бы на примерах расстрелов мирных демонстраций. Узбекистан (Андижан, http://www.gazeta.ru/2005/09/30/last172662.shtml), Киргизия (http://obzor.westsib.ru/article/187212), Дагестан (http://www.rambler.ru/news/russia/0/10262044.html?t_detail=1), Ингушетия (http://ingushetiya-ru.livejournal.com/291143.html), Армения...