Советский плакат – особая тема в истории нашей культуры. Кто не помнит знаменитого плаката художника Моора «А ты записался добровольцем?», с которого на тебя, где бы ты ни был, смотрел требовательный и суровый защитник революции.
Плакат появился в Гражданскую войну и сам по себе стал символом освобождения и новой жизни. Стилистика плаката была понятна и доступна людям, едва выбирающимся из поголовной неграмотности в 1920-е годы. Простой и емкий текст с ярким изображением призывал к действиям и со временем стал почти что идеологическим оружием.
Тема Кавказа в советских плакатах сама по себе очень интересна. Как конструировался образ Кавказа, который потом распространялся не только в регионе, но и по всему Советскому Союзу? В какой палитре преподносился Кавказ с плакатных листов? Как менялись персонажи плаката с течением времени? Язык, цвет, символика плаката – здесь все имеет значение. Через плакат в том числе конструировалось политизированное советское знание о Северном Кавказе. Об этом – в ближайших постах.
В годы Гражданской войны плакатная советская пропаганда в первую очередь пыталась убедить народы Кавказа, что есть платформа, на которой они могут объединиться с Советами – ведь и тех, и других объединяет общий враг – царизм, буржуазия, местные кулаки.
Через плакат кавказцев пытались привлечь в Красную армию и вместе с русскими красноармейцами бить белогвардейцев и западных интервентов.
Плакат Николая Когоута (1891–1951) времен борьбы с Врангелем 1920 года выдержан как раз в такой стилистике. И хотя он выполнен для крымских татар и подписан «арабицей» на крымскотатарском языке, его стилистика потом найдет продолжение в плакатах, специально предназначенных для Северного Кавказа. На плакате Когоута написано: «Твои враги обманом и запугиванием хотят послать тебя на войну против меня — твоего брата. Не слушай их. Если ты хочешь мира и свободы, бери винтовку и бей врагов со мной».
Рисунок в нижней части плаката показывает, как убедившийся в правильности этих слов крымский татарин пронзает штыком Врангеля.
В стилистике Когоута построен плакат, созданный Моором в 1920 году уже специально для Кавказского края. Кавказ только что перешел под контроль Красной Армии. На нем изображены горцы в бурках, лихо гарцующие на конях, они протягивают под красными знаменами руки к их брату красноармейцу, который показывает им путь навстречу коммунистическим высям над снегами Эльбруса. Подпись под плакатом гласит: «Народы Кавказа! Царские генералы, помещики и капиталисты огнем и мечом душили нашу свободу и продавали вашу страну иноземным банкирам. Красная Армия Советской России победила ваших врагов; она принесла вам освобождение от кабалы и богачей. Да здравствует Советский Кавказ!» Обращает внимание, что слева этот текст написан на русском, а справа еще на четырех языках — армянском, грузинском, азербайджанском и татарском (на двух последних в арабской графике).
Тема братства продолжается в плакате Дени "Да здравствует братство всех народов Кавказа!", где рабочий с молотом словно парит над всеми народами Кавказа (внизу нарисованы горцы в черкесках и горянки в традиционной одежде, которых революционный поток увлек к светлому будущему) объединяя их под красными знаменами революционными идеями.
В плакатах преобладают два цвета – черный и красный, что вполне отражает стилистику времени революции – времени, в котором не было полутонов, а категоричность была нормой политических и нравственных решений.
Интересно, что среди художников, обратившихся после революции к карикатуре и плакату, среди таких громких имен, как Дени, Кукрыниксы, Кокорекин, Моор, был и и дагестанский художник Халил-Бек Мусаясул (Мусаев), еще в 1917 году нарисовавший избрание Гоцинского имамом Северного Кавказа.
Мусаев учился в Мюнхене в 1921- 1926 гг., где закончил академию по первому разряду и вопреки запрету чиновников от администрации СССР, принял предложение профессоров Мюнхенской Академии стажироваться в художественных центрах Европы. Здесь с 20-х годов стремительно растет его популярность - произведения выставляются в лучших музеях и картинных галереях Парижа, Мюнхена, Мадрида и др. Халилбек становится знаменитостью, входит в круг лучших художников Европы.
Он выполнял отдельные плакаты на заказ, потом эмигрировал и скончался уже после Второй мировой войны в США.
Продолжение следует..
Дорогая Мира, на издание этих плакатов, конечно же, выдавались срредства из казны, хотя и под видом общественных организаций.
Было бы интересно узнать, насколько создание таких плакатов было инспирировано властью, либо то было отражение духа времени, диктовавшего такие средства выразительности.
hnovckiy мне кажется, рассматривать эти плакаты надо прежде всего с точки зрения культурно-исторической, но исключать их идеологическое влияние нельзя. Визуальные образы были средством формирования нового дискурса, этот вид воздействия на массовое сознание однозначно сродни современной рекламе, когда навязчивое повторение слоганов приобретает магическую силу...