6.Гайто Газданов (род. 1903, Санкт-Петербург), осетин - один из лучших писателей, выходцев с Кавказа. Советую всем его романы «Вечер у Клэр» и «Призрак Александра Вольфа» - оторваться невозможно…
Семья Газданова часто переезжала с места на место – Полтава, Харьков, Тверская область. В Полтаве Газданов закончил кадетский корпус.
Гайто Газданов, будучи еще совсем юным, воевал на стороне белых, вместе с отступающей белой армией оказался в Крыму, затем в Константинополе. Как и все эмигранты из России, перепробовал и черную работу - был портовым грузчиком, мойщиком паровозов, водителем такси в Париже. Посещал лекции в Сорбонне четыре года. Прославился после первого романа «Вечер у Клэр».
Будучи уже известным писателем стал членом масонской ложи «Северная звезда», входившую в знаменитую масонскую организацию Великий Восток Франции.
Во время войны Газданов оказывается в оккупированном немцами Париже, участвует в Сопротивлении. С 1953 года до конца своей жизни Гайто Газданов работает журналистом на радио «Свобода», где он ведет передачи, посвященные русской литературе.
Гайто Газданов умер в 1971 году в Мюнхене, но был похоронен на известном французском кладбище, Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Критика признает Набокова и Газданова самыми талантливыми писателями – эмигрантами из России.
Фото с сайта http://hronos.km.ru/proekty/gazdanov/gazdan_foto.html
7. Руслан Аушев (1954, С. Володарское, Казахстан), ингуш. Я обещала, что в «десятке» не будет политиков, но именно без Аушева этот список просто невозможен.
Аушев закончил Орджоникидзевское общевойсковое командное училище и Военную Академию им. М.В. Фрунзе. Почти 5 лет служил в Афганистане. Первый из «афганцев» Герой Советского Союза. Первый президент Ингушетии.
По ряду острых вопросов известен своей принципиальной позицией, на которую сегодня, пожалуй, способен редкий кавказский политик - в период осетино-ингушского конфликта Аушев сумел объединить ингушей и удержать их от попыток отомстить осетинам за выдворение ингушей из исторически заселенного ими Пригородного района Северной Осетии, выступал за возвращение ингушских беженцев в Пригородный район в 1992 году.
На посту главы Временной Администрации Ингушетии подал в отставку, не добившись от федеральных властей вывода войск с территорию Ингушетии. В ноябре 1994 года отказался подписать обращение глав администраций Северного Кавказа к президенту России с просьбой навести порядок в Чечне и выступал против начала военных действий в этой республике.
В декабре 1994 года после прохождения федеральных войск через Ингушетию он потребовал провести расследование и наказать виновных в гибели жителей республики (десятки ингушей погибли при обстрелах сел военными).
В начале 2000-х Аушев призывал к немедленному прекращению боевых действий в Чечне со стороны федеральных войск и началу мирных переговоров.
В 2002 году Аушев заявил о выходе из состава Совета Федерации - в знак протеста против бездействия верхней палаты российского парламента и руководства Южного федерального округа в связи с нарушениями в избирательной кампании по выборам Мурата Зязикова как нового президента Ингушетии.
Принимал участие в переговорах при захвате школы в Беслане. Аушев стал одним из немногих, кому террористы позволили пройти непосредственно в школу – ему удалось вывести трёх женщин с грудными детьми на руках. Лично взял с собой ещё одного грудного младенца, мать которого осталась со своим старшим ребенком в захваченной школе. Спустя полчаса боевики отпустили ещё 26 женщин с детьми до двух лет.
Да. настоящие джигиты почему-то у завсегдатаев не вызывают восторга. А жаль.
Спасибо, Наима! Ради Руслана Аушева, действительно, стоило сделать исключение!