Народная медицина на Северном Кавказе: сакральное и мирское

30 июня 2011, 22:51

 

  Народная медицина Северного Кавказа – одна из интересных сфер традиционной культуры.  

Легенды об искусстве кавказских лекарей-костоправов, о хирургах, умеющих заживлять открытые раны без нанесения швов, об исламских врачевателях, с помощью молитвы творящих чудеса, знающих тайны и резервы человеческого организма, недоступные пониманию европейских профессиональных светил, ходили в средние века и новое время не только по всему Кавказу, но и за его пределами.

 Известно, что Пирогов, один из основателей полевой хирургии в России, многие методы ухода за больными и методы лечения переломов (горским  врачам удавалось избежать ампутации, к которой обычно прибегали их европейские и русские коллеги) воспринял из опыта черкесских лекарей.

 Н.И.Пирогов так писал о  горских лекарях: «Что азиятские врачи на Кавказе вылечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствие огнестрельных ран), по мнению наших врачей, требовали отнятия членов, это факт, подтвержденный многими наблюдениями; известно, так же всем на Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимаются азиятскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».

 О тайных знаниях кавказских традиционных врачей, о медицине как сфере, где пересекается мирское и сакральное, о том, почему в современных условиях мы обращаемся к иррациональным методам лечения – в следующих постах.

 У всех народов Северного Кавказа существовали династии профессиональных лекарей. Каждая такая династия  специализировалась на  лечении отдельных заболеваний.  Поскольку медицина принадлежала к сфере сакрального, такие медицинские знания нередко передавались по наследству – некоторые врачебные династии, как например, династия Азашиковых в Черкесии, существуют до сих пор.   

Кавказские  врачи были успешными терапевтами  – в ход шли лекарственные травы,  лечебные диеты, ингаляции, массажи, обертывания и др.  Известно, что горцы использовали горячие минеральные воды, например,  серно-щелочные, йодо-бромистые, углекислые псекупсские источники района Псыфабэ (Горячий Ключ).

 В период военных походов – а жизнь горского мужчины была во многом ориентирована на войну – лекари следовали за воинами и оказывали помощь в полевых условиях. Система ухода за ранеными  заслуживает отдельного упоминания – их лечили дома, в атмосфере покоя и доброжелательности, у постели всегда дежурила женщина, что-то типа сестры милосердия, она  следила за режимом, кормила больного.

 Например, у черкесов, в помещении, где находился раненый, каждую ночь, вплоть до его выздоровления, устраивался специальный обряд, kIапщ,представлявший собой синтез  рациональных и магических средств излечения.  Обряд начинался с наступлением темноты, тогда, когда силы были особенно активны. Для их отпугивания совершался целый ряд магических действий: помещение обводилось замкнутой чертой, участники обряда при входе в дом ударяли по железному лемеху, предавались шумным пляскам и играм, исполняли специальные песни-заговоры, обращенные к богу-кузнецу Тлепшу, в одной из своих мифологических ипостасей являвшемуся искусным врачевателем.

Это была своеобразная  психотерапия -  раненый отвлекался от острой боли, вокруг него создавалась атмосфера доброжелательности, люди своим присутствием внушали уверенность в излечении.

 Принятие ислама повлияло и на традиционные медицинские практики горцев – изменилось представление о том, что такое болезнь и как ее следует лечить. Ислам расширил традиционные представления об этиологии многих недугов, дополнив традиционную демонологию кораническими образами шайтанов и джиннов, которые теперь мыслились как виновники  многих болезней.

 С принятием ислама на Северном Кавказе появилось целое сословие духовных лиц, которые для лечения использовали молитвы как часть своей духовной практики. Фото начала ХХ века из личного архива Самира Хотко. 

Появилось сословие духовных лиц, которые лечили с помощью мусульманской молитвы. Приемы лечения были основаны на вере в силу коранических текстов. Отсюда и главные лечебные средства — чтение вслух мусульманских молитв; окуривание дымом от сжигаемых листков с надписями религиозного содержания; питье больными воды из сосуда, в который помещался (или накрывался сверху) такой же текст; Коран могли класть  на подушку больного.

Сюда же стоит отнести и использование амулетов, в которые зашивались листочки с написанными на них отдельными аятами из Корана; такие амулеты использовались в качестве средств от дурного глаза.

Продолжение следует... 

 

 

11.07.2011 в 17:22Мира
на примитивном уровне с чьей точки зрения? кто сказал, что сейчас наша медицина хороша? да, много химии и много технологии, но ведь главное - цель, выздоровление. может быть в этой "примитивности" (близости к природе, сакральности практик) и есть то, что мы потеряли с цивилизацией.
02.07.2011 в 11:47sult

на очень примитивном уровне всё, кроме военно-полевой, было

01.07.2011 в 21:16turok
Саша Писаренко избавилась от нарколепсии

После лечения в Чеченской Республике девочка из Читы Саша Писаренко избавилась от приступов нарколепсии (внезапных приступов сна). Об этом вернувшись на родину рассказали журналистам сама девочка и ее мама Наталья.

По приглашению Главы ЧР Рамзана Кадырова Саша проходила лечение в Грозном, в Центре исламской медицины. Вся работа с ребенком была основана на чтении Корана.

«Я не испугалась, я лежала, меня там укутали, и я лежала, слушала», - рассказала Саша Писаренко.

Мама девочки Наталья Писаренко сообщила, что после курса лечения в грозненском Центре исламской медицины Сашу больше не беспокоят внезапные приступы сна.

«Через неделю Рамзан Кадыров нам говорит, что с таблетками нужно распрощаться, но я была в ужасе, шесть лет мы принимали препараты, и я не соглашалась. Но Рамзан такой мудрый человек, ко мне правильно подошел, объяснил, и я решилась на это - не принимать больше таблетки. Конечно, переживала, присматривалась к Саше, вот-вот будет приступ или заболит голова, начнутся судороги, но этого не случилось», - рассказала Н.Писаренко.

Контрольное обследование девочка проходила уже в Швейцарии. Лечение и все расходы семье оплатил лично Рамзан Кадыров. В клинике сделали больше двух тысяч снимков головного мозга.