19 июля 2007 года в Нагорном Карабахе состоятся очередные президентские выборы. На пост президента претендуют пять кандидатов: бывший замминистра обороны Нагорного Карабаха Армен Абгарян, профессор Арцахского госуниверситета Ваник Аванесян, замминистра иностранных дел республики Масис Маилян, руководитель Контрольной службы аппарата правительства Грант Мелкумян и начальник госуправления национальной безопасности Нагорного Карабаха Бако Саакян.
Корреспондент "Кавказского узла" взяла интервью у кандидата в президенты Нагорного Карабаха Масиса Маиляна.
- Господин Маилян, в чем состоит основная разница между Вашей предвыборной программой и программами других кандидатов?
- Я не ознакомился с программами других кандидатов, и могу говорить лишь о своей предвыборной программе. Основная идея - коренные и системные реформы. В последние годы в нашей стране был зарегистрирован "рекорд" по размерам разговоров о демократии, но во многих случаях дело дальше слов не пошло, не укоренились механизмы обеспечения реальной демократии.
Люди уже устали от бессмысленных слов и речей. Нужны реальные преобразования, конкретные шаги. В стране достаточно людей, которые согласны с моим мнением о том, что нужны серьезные и коренные реформы. Но есть и консервативные люди и силы, которые находят, что необходимости в реформах нет. В том и разница.
Ключевые положения моей программы - реальные реформы, власть закона, и международное признание Карабаха. Признавая достигнутые по сей день определенные успехи, я, в то же время, убежден, что при сегодняшних темпах и нравственно-психологической атмосфере очень сложно заложить основу для будущего развития. Мы не имеем права топтаться на месте, более того, мы обречены развиваться прогрессирующими темпами, чтобы суметь отстоять свою свободу. Но для этого необходимо изменить многое.
- Как проходит предвыборная борьба? Вы имеете возможность проводить агитацию в рамках закона?
- К сожалению, нет. Если до агитационной кампании административный ресурс использовался в полускрытом виде, то сейчас в открытую. Законность нарушается и во время агитации через средства массовой информации. Мой предвыборный штаб уже обратился в ЦИК с заявлением, в котором зафиксированы многочисленные нарушения.
Приходится с сожалением констатировать, что власти – посредством административных рычагов - оказывают давление на избирателей, что заставляет нас вносить определенные изменения в нашу тактику. Для того чтобы не ставить людей под удар, мы иногда вынуждены работать в "полуподпольном" режиме.
Как известно, ключевые игроки на политическом поле предпочли поддержать не своего, а единого кандидата. Насколько я понимаю, это единый кандидат только для данных сил. И хотя с точки зрения принятой логики политических развитий такая идея неприемлема, тем не мене, я считаю, что это право политических сил, и по большому счету я не вижу в том для себя препятствий. Только посредством широких обсуждений, диалога и полемики можно обеспечить цивилизованные выборы и повысить уровень информированности населения. Но у меня создалось впечатление, что в некоторых кругах публичные обсуждения вызывают озабоченность. Мы можем и обязаны обсуждать насущные вопросы в открытом режиме.
- В процессе карабахского урегулирования появилась возможность подключения Карабаха к переговорному процессу. Вы долгие годы являетесь заместителем министра иностранных дел НКР. Какова Ваша позиция в урегулировании? Вы считаете, следует заселять территории вокруг бывшей НКАО?
- Скажу предельно кратко – важнейшим приоритетом для меня являются физическая безопасность граждан НКР и право на суверенную государственность. А сохранение и укрепление нынешних фактических границ НКР является одним из ключевых элементов обеспечения как безопасности граждан НКР, так и жизнедеятельности республики и защиты права на независимую государственность. Отсюда – соответствующая позиция.
Для меня более чем очевидно, что наша страна не может самостоятельно развиваться и обеспечивать свою военную и экономическую безопасность в рамках изначально нелегитимных анклавных границ бывшей НКАО. На всей освобожденной территории Арцаха необходимо осуществить системную реабилитацию и заселение. Заселение освобожденных территорий является для Карабаха и всего армянства национальным, государственным и нравственным императивом. Коммуникации также должны проходить через эти территории.
Кроме того, я считаю, что не следует увязывать международное признание Карабаха с переговорным процессом. Частью моей программы является предложение начать процесс признания параллельно с переговорами. Мы можем установить двусторонние отношения со многими странами и международными организациями. Этот процесс, возможно, будет иметь воздействие на переговоры, но он должен идти отдельно. До сих пор признание считается производной от переговоров. Однако, при таком бескомпромиссном оппоненте, как Азербайджан, сложно ожидать быстрого урегулирования проблемы, признания же добиться можно быстрее.
- И последнее: господин Маилян, каким Вам видится экономическое развитие НКР в условиях неразрешенности конфликта и блокады?
- Моя программа основана на установлении власти закона. К сожалению, в последние годы в Карабахе наблюдалась определенная заболоченность в экономике, связанная с тем, что потенциальные инвесторы, не будучи уверенными в защищенности бизнеса и собственности со стороны закона, предпочитают ждать лучших времен. Уверен: если в стране будет властвовать закон, поток инвестиций возрастет на порядок. Кроме того, как я уже сказал, нам следует установить двусторонние отношения с отдельными государствами, и это также позволит увеличить товарооборот.
14 июля 2007 года
С Масисом Маиляном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Наира Айрумян.